ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Особенности понятия «компетентность» в психологическом исследовании
1.1 Понятие компетентности
1.2. Анализ классификации компетентности
1.3. Понятие и сущность родительской компетентности
Глава 2. Теоретические исследования содержания и сущности родительской компетентности у представителей разных поколений
2.1 Понятие поколения. Особенности и характеристики представителей старшего и младшего поколений современных родителей
2.2 Социально-психологические факторы формирования родительской компетентности
2.3 Особенности содержания родительской компетентности у представителей разных поколений
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей родительской компетентности у представителей разных поколений
3.1 Организация исследования
3.2 Описание результатов исследования
3.3 Анализ результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Культурно-исторические и социальные процессы (интенсивное научно-техническое развитие, приоритет гуманистических ценностей и ценностей индивидуализма), происходившие во второй половине 20 в, затронули все сферы жизни общества. Безусловно, описанные процессы затронули и семью. Сложилась уникальная ситуация, когда представители старшего поколения (воспитанные на более традиционных ценностях) и представители молодого поколения обладают существенно различающимися представлениями о том, как нужно воспитывать ребенка, какие качества ему прививать, наказывать ли его; используют разные методы воспитания, предъявляют к ребенку разные требования и т.д.
При этом сегодня можно говорить и о некомпетентности молодых родителей как неспособности осмыслить ценность родительства. Это проявляется в распространенности сиротства. Значительный рост численности детей-сирот в России приходится на 90-е годы XX века. Эта тенденция продолжает сохраняться и в начале XXI века. По сравнению с 1990 г. число детей, выявленных в 2012 г. увеличилось на 248 % 43, с.100. Особую актуальность приобретает явление социального сиротства, характеризующееся появлением в обществе детей, родители которых не осуществляют своих обязанностей по разным причинам: либо вследствие отказа от ребенка, либо лишения их родительских прав, на сегодняшний день по разным данным от 80 до 95% детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами 32, с. 6. Нельзя не отметить и такое явление как убийство матерями новорожденных детей как крайнее проявление родительской некомпетентности. Также следует указать нередко крайне жестокое обращение родителей с детьми. Ярким проявлением такой родительской некомпетентности можно считать случай Димы Яковлева, спровоцировавший необходимость разработки закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», так называемого «закона Димы Яковлева». Закон предусматривает различные меры воздействия на лиц, причинивших тот или иной вред гражданам РФ и, в частности, накладывает запрет на усыновление российских детей гражданами США.
Данная ситуация требует научного изучения и анализа, поскольку несет в себе очевидную угрозу как в целом для функционирования семьи (налицо конфликт поколений), так и для здорового психологического и социального развития ребенка. При этом изучение литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что работы по родительской компетентности, а тем более по родительской компетентности у представителей разных поколений крайне немногочисленны. Таким образом, наличие социальной потребности, с одной стороны, и отсутствие достаточных исследований, с другой, и обуславливают актуальность нашей работы.
Проблема исследования заключается в следующем: каковы особенности родительской компетентности у представителей старшего и младшего поколения современных родителей?
Объект – родительская компетентность.
Предмет – особенности родительской компетентности у представителей разных поколений.
Цель – выявить особенности родительской компетентности у представителей разных поколений.
Цель, предмет и сформулированная гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Рассмотреть содержание и структуру понятия родительской компетентности на основе анализа психолого-педагогической и справочной литературы.
2. Исследовать факторы формирования родительской компетентности;
3. Проанализировать исследования по проблеме особенностей родительской компетентности у представителей разных поколений.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей родительской компетентности у представителей разных поколений.
Гипотеза – мы предполагаем, что существует специфика родительской компетентности у представителей разных поколений, а именно:
1. У представителей старшего поколения когнитивный аспект родительской компетентности характеризуется направленностью на соблюдение правил и требований взрослого, эмоциональный – избыточной эмоциональной концентрацией на ребенке (склонность к гиперпротекции, симбиозу), поведенческий – использованием запретов и санкций.
2. У представителей младшего поколения когнитивный аспект родительской компетентности характеризуется направленностью на поддержание активности ребенка, осознание ребенком требований, эмоциональный – меньшей эмоциональной концентрацией на ребенке, поведенческий – стремлением к кооперации.
Теоретическую базу исследования определили научные концепции А.Адлера, К. Роджерса, В. Сатир, Ф. Райса, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юцтискиса, А.А. Бодалева, Л.М. Митиной, М.Д.Ильязовой, Т.М.Балыхиной, С.М.Вишняковой, Н.Д. Михеевой, И.Герасимовой, Л.С. Самсоненко, Н.Г.Милорадовой и др.
Методы проведения исследования:
1. Анализ литературы;
2. Тестирование;
3. Количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методики:
1. Методика Незаконченных Ситуаций (МНС) для диагностики родительской компетентности (Михеева Н.Д.).
2. Опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ), разработанный Э.Г.Эйдемиллером, В.Юстицкисом.
3. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).
Экспериментальная база: исследование было проведено на базе центра поддержки семьи «Вместе» в г. Новосибирске с 01.09.213 по 10.11.13 2013 г. В исследовании приняли участие 50 испытуемых (25 семей), из них:
- представители старшего поколения – 25 чел. Эту группу составили мужчины (7 чел.) и женщины (18 чел.), в возрасте от 47 до 62 лет. На момент исследования являются бабушками или дедушками;
- представители младшего поколения – 25 чел. Эту группу составили мужчины (8 чел.) и женщины (17 чел.), в возрасте от 22 до 33 лет. На момент исследования являются матерями или отцами.
Теоретическая значимость работы связана с тем, что было проведен анализ зарубежных и отечественных исследований родительской компетентности, обобщены данные по специфике родительской компетентности представителей разных поколений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при оказании психолого-педагогической помощи семье по вопросам согласования воспитательных усилий.
Структура работы представлена введением, теоретическими и эмпирической главой, заключением, списком литературы и приложениями.
1. Аберкромби, Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь. – СПб., 2008. – 380 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды/. – В 2-х т. – Т.1. – М., Просвещение, 1990. –372с.
3. Анзорг, Л. Дети и семейный конфликт. – М., Просвещение, 1997. – 320с.
4. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. – М., Психология, 2000. – 500 с.
5. Белогай, К.Н., Красная Е.А. Особенности материнского отношения на этапе прародительства // Перинатальная психология и психология родительства. – 2008. – №4. – С. 13-29.
6. Бессонова, А.В. Проблема компетентности в психологии и управлении персоналом. – М., 2009. – 300 с.
7. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
8. Военная педагогика / Под редакцией О.Ю. Ефремова, словарь-справочник. – СПб, Педагогика, 2008. – 300 с.
9. Герасимова, И.А. Соотечественники возвращаются... // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). – 2012. – № 10. – С.8-10.
10. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск, 2009. – 300 с.
11. Горлова, Е.Л. Чтобы ребенок развивался счастливым // Психологическая газета: Мы и Мир». – №11. – 2009. – С.8-10.
12. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. – М., 2000. – 300 с.
13. Дмитриева, М. А. Образ семьи как отражение семейной истории // Психологическая газета: Мы и Мир». – №11. – 2010. – С.8-10.
14. Дорохина, H.A. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – С. 34.
15. Дэвид, Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. – М., Социология, 2001. – 300 с.
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. – М., Логос, 2004. – 384 с.
17. Зоркая, Н.Д, Леонов А. Семья и воспитание детей: частные изменения или системный сдвиг? // Отечественные записки. – 2004. – № 3. – С. 60-74
18. Ильин, Е.П. Психология взрослости. – СПб., Питер, 2012. – 544 с.
19. Ильязова, М.Д. Компетентность, компетентность, квалификация – основные направления современных исследований // Профессиональное образование, № 1. – 2008. – С.7-10.
20. Карелин, А.К. Большая энциклопедия психологических тестов. – М., Эксмо, 2007. – 416 с.
21. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.
22. Кормушина, Н.Г. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов у старших подростков. Дисс.канд.психол.наук. –Челябинск, 2011. – 245 с.
23. Крайг, Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб., Питер, 2012. –544 с.
24. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учеб.пособие для студентов вузов. – М., ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
25. Матейчик, З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье//Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой. –М., Прогресс, 1993. – с. 70
26. Меркуль, И.А. Формирование психолого-педагогической компетентности родителя у студентов вуза: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. – М., 2012. –22 с.
27. Мизина, Н.Н. Родительская компетентность: психологический аспект проблемы / Н.Н. Мизина // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – № 7. – С. 34-38.
28. Милорадова, Н.Г. Психология и педагогика. – М., Гардарики, 2005. – 335 с.
29. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М., Академия, 2004. – 320 с.
30. Михеева, Н.Д. Методика Незаконченных Ситуаций (МНС) для диагностики родительской компетентности / Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. –М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 351 с.
31. Москвичева, Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента: Дис. ... канд. психол. наук. – СПб, 2000. – 165 c.
32. Неверова, О В. Модели устройства детей-сирот в контексте социальных изменений: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: 22.00.04 / О.А.Неверова. – Саратов, 2012. – С. 6.
33. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М., Высшее образование; МГППУ, 2006. – 350 с.
34. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. – М., Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
35. Основные понятия педагогики высшей школы. – М., Педагогика, 2004. – 300 с.
36. Пиюкова, С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: Дис. ... канд. пед. наук. – Самара, 2002. – 200 c.
37. Позднякова, Ю.В. Формирование психолого-педагогической компетентности замещающих родителей средствами социально-культурной деятельности Автореф.дис.канд.пед.наук. – М., 2012. – 24 с.
Всего 60 источников литературы