Введение
Глава 1. Классификация, виды и характеристика стилей управления
1.1. Классификация стилей управления по различным критериям
1.2. Анализ видов стилей управления по критерию участия исполнителей в управлении
Глава 2. Власть, влияние и стили управления
2.1. Власть и управления: критерии эффективности и влияющие факторы
2.2. Методы управления
Глава 3. Характеристика используемых стилей руководства на примере ООО «-»
3.1. Краткая характеристика ООО «-»
3.2. Анализ стиля управления рассматриваемой организации
3.3. Разработка рекомендации по формированию руководства
Заключение
Список использованных источников
Актуальность работы обуславливается тем, что успех любого предприятия зависит от многих факторов, таких как решение финансовых вопросов, организация производственного процесса, подбор персонала, но не менее важное значение имеет стиль управления, выбранный руководителем.
От того, сможет ли руководитель организовать людей на то, чтобы добиться необходимых результатов и одновременно, чтобы подчинённые были удовлетворены своей работой, своим положением на фирме зависит конечный результат работы.
Неудачно выбранная модель управления персоналом приводит к разного рода конфликтам, которые часто разрушают коллектив и создают напряжённую атмосферу на предприятии, мешают работе. Но полное отсутствие конфликтов тоже плохо, иногда они являются стимулом к разрешению многих проблем. Поэтому очень важно руководителю правильно оценить существующие условия работы на предприятии, особенности подобранного персонала, специфику поставленной задачи и, основываясь на этом, построить свою модель управления.
Объект работы – ООО.
Предмет работы – управление в современной организации.
Целью работы является рассмотреть и исследовать вопрос руководства в организации.
Задачи работы:
- Рассмотреть классификацию, виды и характеристику стилей управления.
- Изучить понятие власти, влияния и стилей управления.
- Охарактеризовать используемые стили руководства в конкретной организации.
Структура работы включает в себя введение, главы «Классификация, виды и характеристика стилей управления» и «Власть, влияние и стили управления» содержащих в себе теоретическую часть и главы «» содержащую практическую часть, заключение и список литературы.
Рассматриваемую проблематику изучали следующие ученые и практики: Гольдштейн Г.Я., Волчкова Л.Т., Иванова. В.Н. ,Огарков А.А., Фомин Ю.А., Сморгунова. Л.В., Спивак В.А, Урбанович А. А., Франчук В.И.
1. Классификация, виды и характеристика стилей управления
1.1. Классификация стилей управления по различным критериям
Стиль управления - типичная манера и способ поведения менеджера. Стили могут классифицироваться по разным критериям [2 , 72с.].
Первый и наиболее распространенный в литературе критерий классификации стилей управления ‑ критерий участия исполнителей в управлении.
Наиболее четко здесь различают три стиля:
- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют);
- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);
- автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством)/
На рисунке 1 проиллюстрирована градация стилей управления.
Рисунок. 1. Различие стилей управления по участию в них исполнителей
Сущностное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя на механизм принятия решений выражается понятием «стиль управления». Важно подчеркнуть интегральный характер процесса принятия решения, требующего особых личностных качеств.
В стиле управления зафиксированы как общие, алгоритмизированные операции, так и единичные, уникальные, отражающие индивидуальные особенности профессионализма руководителя. Они характеризуют его поведение не вообще, а типическое, устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях [13].
Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
- диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций);
- автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти);
- бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы);
- патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи», сотрудники неограниченно ему доверяют);
- благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому следят за его решениями).
Сопричастный стиль тоже имеет варианты:
- коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако в конце концов должны следовать указаниям менеджера);
- консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно);
- совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето) [8 , 148с.].
Второй критерий классификации стилей управления ‑ классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:
- управление через инновацию (разработка инновации - как руководящее задание);
- управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем);
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
- Управление через согласование цели (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).
Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность. Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.
- Управление через правила решения;
- управление через мотивацию;
- управление через координацию;
- управление только в исключительных случаях (менеджер оставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач. Вмешательство происходит в исключительных случаях - особо критических ситуациях, игнорирование возможности решения, отклонения от заданных целей) [6 , 73с.].
Третий критерий классификации стилей управления ‑ критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.
Пять типичных стилей отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Стили управления по критерию преимущественной ориентации
Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.
Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.
Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.
Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.
Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль [8 , 93с.].
Таким образом, стили могут классифицироваться по критериям участия исполнителей в управлении, классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления, по критерию ориентации на сотрудников или на выполнение задач.