Введение
- Социальная политика в отношении инвалидов
1.1. Типы учреждений для детей-инвалидов
1.2. Особенности семей с детьми-инвалидами и их социальное обслуживание
1.3. Потребности семьи и важность социальной поддержки
- Проблемы адаптации детей-инвалидов в социальной среде
2.1. Школьное образование и социальная адаптация детей-инвалидов
2.2. Социотерапия как технология социальной работы с детьми- инвалидами
2.3. Доступность высшего образования для инвалидов в России
Заключение
Список использованной литературы
Знание причин социального неравенства и способов его преодоления — важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.
Очень часто дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вызванными инвалидностью. Современная эпоха провозглашает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества.
Увеличение общего числа людей с ограниченными возможностями во всех развитых странах мира и особенно числа детей-инвалидов поставило в число национальных приоритетов этих стран проблему предупреждения инвалидности и профилактики детской инвалидности.
Декларация прав ребенка утверждает: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».
Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного контекста, в котором живет человек: семьи, дома-интерната, социального окружения в целом. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Вот почему технологии помощи инвалидам, а особенно детям-инвалидам — основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этому подходу, люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, из-за предрассудков общества в отношении к ним. Поэтому проблема адаптации детей-инвалидов социуме особенно актуальна сегодня.
Объектом исследования являются дети-инвалиды, а предметом – процесс адаптации детей-инвалидов в социальной среде.
Цель данной работы проанализировать проблемы, возникающие у детей-инвалидов в процессе адаптации в социальной среде.
Этой цели подчинены следующие задачи:
- Проанализировать существующую в настоящее время социальную политику в отношении инвалидов.
- Рассмотреть типы учреждений для детей-инвалидов, осветить особенности социального обслуживания в этих учреждениях.
- Изучить технологии по адаптации детей в социальной среде.
- Обобщить опыт получения высшего образования студентами инвалидами и выявить проблемы интегрированного образования для данной категории молодых людей.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в конкретной жизненной ситуации, связанной с проблемами адаптации детей-инвалидов в социальной среде.
- Социальная политика в отношении инвалидов
Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.
Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (самообеспечение, самодостаточность в повседневной жизни, безбарьерная среда).
Создание государством необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки инвалидов стало насущной необходимостью. Для тех, из них, кто нуждается в специальных условиях при получении профессионального образования, согласно закону, должны создаваться специальные, профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Однако по-прежнему актуальной остается проблема интегрированного образования. Доля детей-инвалидов, обучающихся в обычных, неспециализированных учебных заведениях, слишком мала. Образовательная структура специализированных школ для детей-инвалидов порой не выдерживает критики, — столь стереотипно и предвзято отношение к возможностям инвалидов. У работников специализированных школ и интернатов существуют установки на сегрегацию детей-инвалидов, чрезмерный контроль и опеку.
Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов чаще всего предоставляют им возможность получить рабочую профессию. Проблема доступности для них высшего образования широко обсуждается, однако доля инвалидов, поступающих в вуз, не возрастает, дополнительные технологические меры, облегчающие процедуру вступительных экзаменов и обучения инвалидов с определенными нарушениями здоровья, не отработаны.