Курсовая работа|Русский язык

Курсовая Изучение фразеологии в школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2018 | Страниц: 28

Введение                                                                                                  

Глава 1. Лингвистические основы изучения фразеологии в школе              

  1. 1. Задачи изучения фразеологии в школе 
  2. 2. Фразеология как раздел науки о языке 

Глава 2. Лингвистические сведения по фразеологии в школьном

курсе русского языка               

  1. 1. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты 
  2. 2. Основные признаки фразеологизмов 
  3. 3. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы 
  4. 4. Использование фразеологизмов в речи 
  5. 5. Фразеологический словарь 

Заключение                                

Список использованной литературы      

Проблема изучения фразеологии в школе в настоящее время весьма актуальна. Многие исследователи сетуют на то, что разделу фразеологии в школьном курсе русского языка отводится небольшое количество часов. Поэтому в задачи педагога входит оптимальное поурочное распределение материала, чтобы в короткие сроки дать учащимся комплексное представление о фразеологизмах.

Все понятия лексикологии (в том числе и фразеологизмы) описываются в школьном курсе следующим образом:

  1. определение понятия;
  2. функция;
  3. отражение в словаре.

Е.И. Литневская и В.А. Багрянцева отмечают, что фразеология «представляет собой относительно самостоятельную область лингвистики, и изучение фразеологизмов в лингвистике обычно осуществляется по той же схеме, что и описание лексических единиц – слов:

  1. значение;
  2. однозначность и многозначность;
  3. омонимия, синонимия, антонимия;
  4. происхождение;
  5. функционирование;
  6. отражение в словарях»[1].

Однако небольшое количество часов, отведенных на эту тему, не позволяет провести достаточно широкий обзор, поэтому, по мнению исследователей, педагог должен ограничиться лишь наиболее существенными моментами:

  1. спецификой фразеологизмов по сравнению со словами и со свободными словосочетаниями;
  2. стилистической окрашенностью фразеологизмов («Несмотря на отсутствие понятия стилистической дифференциации лексики, тем не менее, в курсе обращается внимание на ненейтральность фразеологизмов – их разговорный или (реже) высокий характер»[2]);
  3. системными отношениями между фразеологизмами или фразеологизмами и словами (синонимия, антонимия).

При изучении фразеологии используются такие общеметодические принципы, как экстралингвистический, системный, функциональный, синхронический с обращением к диахронии.

  • Экстралингвистический принцип реализуется в том, что при изучении фразеологии можно опираться на соотнесение фразеологизма и называемой им реалии. Предметы и явления могут быть показаны или изображены на рисунке. При этом они могут быть не снабжены подписями, тогда учащиеся идут в направлении от реалии к слову. Рисунки могут быть подписаны, тогда рассмотрение идет от слова к реалии.
  • Системный принцип состоит в рассмотрении взаимосвязи и взаимозависимости языковых единиц, их постоянном сопоставлении и противопоставлении. В курсе фразеологии в сопоставлении и противопоставлении рассматривается синонимия и антонимия фразеологизмов.
  • Одним из важных аспектов изучения фразеологизмов является рассмотрение их функционирования, то есть использования в текстах разного стиля. Здесь постоянно осуществляется связь уроков по теории фразеологии и уроков по развитию речи.
  • Объектом изучения в школе является современный русский язык. Все основные понятия рассматриваются в синхронном срезе. Однако в курсе лексикологии (и в частности фразеологии) происходит обращение и к процессу исторического развития языка.

По мнению Е.И. Литневской, в курсе изучения фразеологии ученики должны приобрести следующие умения и навыки:

  1. определять лексическое значение фразеологизма, отличать его от грамматического значения;
  2. давать толкование лексического значения фразеологизма, взятого из контекста (описательно или через подбор синонимов);
  3. находить фразеологизмы в тексте;
  4. подбирать к фразеологическим оборотам синонимы и антонимы;
  5. приводить примеры фразеологизмов;
  6. группировать фразеологизмы по заданному основанию;
  7. определять функцию употребления фразеологизмов в тексте;
  8. пользоваться фразеологическим словарем[3].

В настоящей работе материалом для исследования послужили различные методические пособия по преподаванию русского языка. В настоящей курсовой работе мы в основном опираемся на учебное пособие Е.А. Литневской и В.А. Багрянцевой «Методика преподавания русского языка в средней школе» 2006 года издания.

Объектом исследования является русская фразеология и ее место в школьном курсе русского языка.

Предметом исследования в данной работе стали лингвистические основы изучения фразеологии в школе, а также лингвистические сведения по фразеологии на уроках русского языка.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение фразеологии как раздела лингвистики в школьном курсе русского языка.

Из поставленной нами цели вытекают следующие задачи:

  1. изучить литературу по теме исследования;
  2. определить задачи изучения фразеологии в школе;
  3. выявить основные отличия свободных сочетаний слов от фразеологизмов;
  4. описать основные свойства фразеологизмов;
  5. выявить стилистическую функцию употребления фразеологи-ческих оборотов в разговорной и книжной речи;
  6. рассмотреть существующие фразеологические словари, дать их краткое описание.

Структура настоящей работы соответствует поставленным задачам. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава – «Лингвистические основы изучения фразеологии в школе» – состоит из двух параграфов.

В первом параграфе определяются задачи изучения фразеологии в школе.

Во втором параграфе рассматривается фразеология как раздел науки о языке и приводятся различные классификации фразеологизмов.

Вторая основная глава посвящена лингвистическим сведениям по фразеологии в школьном курсе русского языка и состоит из пяти параграфов.

В первом параграфе второй части нами выявляются отличия свободных сочетаний слов от фразеологизмов.

Во втором параграфе описываются основные свойства фразеологических оборотов.

В третьем параграфе нами рассматриваются стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.

Четвертый параграф посвящен выявлению стилистической функции употребления фразеологических оборотов в разговорной и книжной речи.

В пятом параграфе нами рассматриваются существующие фразеологические словари и дается их краткое описание.

  1. Виноградов, В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1977. – 312 с.
  2. Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку / Т. М. Воителева. – М.: Дрофа, 2006. – 319 с.
  3. Жуков, В.П. Русская фразеология / В.П. Жуков. – М.: Высш. шк., 1986. – 310 с.
  4. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцева. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.
  5. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
  6. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Р. Львов и др. – М.: Просвещение, 1990. – 368 с.
  7. Методика русского языка / В.А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С.Рождественский и др. – М.: Просвещение, 1982. – 400 с.
  8. Молотков, А.И. Основы фразеологии русского языка / А.И. Молотков. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977. – 283 с.
  9. Молотков, А.И. Фразеологический словарь русского языка / А.И.Молотков. – М.: Русский язык, 1978. – 543 с.
  10. Программа общеобразовательных учреждений: русский язык, 5-11 классы / С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2006. – 136 с.
  11. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 448 с.
  12. Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 780 с.
  13. Современный русский язык / В.А. Белошапкова. Е.А.Брызгунова, Е.А. Земская и др. – М.: Высш. шк., 1989. – 800 с.
  14. Современный русский язык. Т. 1 / Н.М. Шанский, В.В. Иванов. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
  15. Шанский, Н.М. Основные свойства и приемы стилистического использования фразеологических оборотов / Н.М. Шанский. // Русский язык в школе. – 1957. – №3. – с. 13-21.
  16. Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка: Учеб. Пособие для вузов по спец. «Русский язык и литература» / Н.М. Шанский. – М.: Высш. шк., 1985. – 160 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Русский язык
2014 год 28 стр.
Курсовая Работа над сочинением-повествованием в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2013 год 26 стр.
Курсовая Работа над изложением в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2019 год 23 стр.
Курсовая Активизация устаревших слов в современной речи
NataliKor

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское