Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом в организации.
1.1. Понятие и основные характеристики управления персоналом организации.
1.2. Особенности отбора и приемаа как элемента системы управления персоналом
Глава 2. Анализ стратегии управления персоналом в ОАО «-».
2.1. Характеристика предприятия.
2.2. Анализ деятельности организации в области управления персоналом.
2.3. Предложения по совершенствованию процесса отбора и приемаа.
Заключение.
Список использованной литературы.
Актуальность курсовой работы обуславливается тем, что для того чтобы выжить и процветать в условиях рыночной экономики, организации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников с надлежащим уровнем квалификации. Кадры являются душой организации. Она может располагать наилучшими производственными помещениями и оборудованием, но сколько знаний и навыков, сколько искусства и сколько личностей требуется организации для того, чтобы выжить и преуспеть? Именно люди создают или разрушают организацию, люди, которые производят и поставляют изделия, осуществляют техническое обслуживание. Говорить об организации значит говорить о ее жизненной силе, ее работниках. В то же время существует своеобразный миф о назначениях на руководящую должность, суть которого заключается в том, что при назначении руководителем вы таинственно наделяетесь всеми талантами, необходимыми для создания рабочего коллектива, справляющегося с работой, и руководства этим коллективом. В конце концов, в этом заключается работа руководителя - выполнять работу при помощи своих подчиненных. А это означает в первую очередь необходимость выбора квалифицированных работников, потому что невозможно эффективно руководить без правильно выбранных кадров. Поэтому вы, руководитель, несете полную ответственность за эффективность вашего трудового коллектива. Это общепринятый факт, как и то, что руководители, которые не принимают на работу нужных подчиненных, не способны правильно руководить и в конце концов вынуждены оставить свою должность. Никто не может сказать точно, сколько руководителей испортили свою карьеру из-за неспособности нанимать хороших работников. Сама по себе эта задача не такая уж и сложная, хотя многие организации понимают ее неправильно. Для успешного набора кадров требуется лишь системный подход с использованием нескольких рациональных методик в рамках процесса найма и отбора кадров.
Управление персоналом в организации – это непрерывный процесс, включающий формулировку стратегии деятельности; распространение на предприятии информации о выбранном направлении; разработку и осуществление соответствующих мероприятий для проведения в жизнь стратегической линии, разработку и внедрение методов контроля для отслеживания эффективности практических шагов и, следовательно успеха в достижении стратегических целей деятельности предприятия. Эффективное управление человеческими ресурсами выдвинулось в число практических задач, факторов, экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений. Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга. В различных источниках могут встречаться и другие названия: управление трудовыми ресурсами, управление человеческим капиталом, кадровый менеджмент, менеджмент персонала. Деятельность по управлению персоналом — целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации.
Объектом курсовой работы является организация ОАО «-».
Предметом курсовой работы являются социальные отношения возникающие при проведении предприятием стратегических решений в области управления персоналом.
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов отбора и приемаа.
Задачи курсовой работы:
- Изучить теоретические аспекты управления персоналом в организации.
- Рассмотреть положение дел в вопросе построения стратегии управления персоналом в конкретной организации.
- Разработать предложения по совершенствованию системы отбора и приемаа в рассматриваемой организации.
В работе использованы следующие методы исследования – анализ дидактической и методической литературы связанной с темой работы, а так же анализ материалов интернет источников и периодической литературы.
Теоретическая основа представлены научными работами таких авторов как Гольдштейн Г.Я., Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т., Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. , Егоршин А.П. , Кибанова А.Я. ,Маслов Е.В. У, Силин А. Н. , Скопылатов И. А., Ефремов О. Ю. , Травин В. В. , Дятлов В. А. , Чижов Н. А. , Шкатулла В.И.
Практическая значимость обуславливается важностью управления персоналом на российский предприятиях в целом и как инструмента повышения эффективности деятельности ОАО «-» в частности.
1. Теоретические аспекты управления персоналом в организации
1.1. Понятие и основные характеристики управления персоналом организации.
Управление персоналом — это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе[1].
Цель управления персоналом — обеспечить скоординированное и адекватное состоянию внешней и внутренней среды формирование трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период.
Под конкурентоспособным трудовым потенциалом организации следует понимать способность ее работников выдерживать конкуренцию по сравнению с работниками (и их трудовым потенциалом) аналогичных организаций. Конкурентоспособность обеспечивается за счет высокого уровня профессионализма и компетентности, личностных качеств, инновационного и мотивационного потенциала работников.
Управление персоналом позволяет решать следующие задачи.
- Обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией.
- Формирование внутренней среды организации таким образом, что внутриорганизационная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создают условия и стимулируют воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого управления.
- Исходя из установок управления и формируемых им конечных продуктов деятельности можно решать проблемы, связанные с функциональными организационными структурами управления, в том числе управления персоналом. Методы управления позволяют развивать и поддерживать гибкость оргструктур.
- Возможность разрешения противоречий в вопросах централизации-децентрализации управления персоналом. Одна из основ управления — разграничение полномочий и задач как с точки зрения их стратегичности, так и иерархического уровня их исполнения. Применение принципов управления в управлении персоналом означает концентрацию вопросов характера в службах управления персоналом и делегирование части оперативно-тактических полномочий в ведение функциональных и производственных подразделений организации.[2]
Стратегия управления персоналом — специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.[3]
Политика организации — система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой политики, внешнеэкономической, политики по отношению к конкурентам и т. д. любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику. Такой подход на Западе характерен для крупных частных компаний и системы государственной службы: именно в этих организациях наиболее последовательно реализуется принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации (опыт государственной службы Канады, Германии). [4]
Термин «кадровая политика» имеет широкое и узкое толкование:
- система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);
[1] Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. -М.: ИНФРА-М, 2007. – 202с.
[2] Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 2005. – 78с.
[3] Чижов Н. А. Кадровые технологии. - М.: Экзамен, 2005. - 46с.
[4] Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 2008. – 64с.