ВВЕДЕНИЕ
- Исследовательский раздел
1.1. Анализ исходных данных
1.2. Обоснование выбора программных и аппаратных средств
1.3. Развернутое техническое задание на проектирование
- Специальный раздел
2.1. Разработка структуры программы
2.2. Разработка структуры входных и выходных данных
2.2.1. Состав базы данных
2.2.2. Назначение и структура таблицы сотрудников
2.2.3. Назначение и структура таблицы документов сотрудников
2.2.4. Назначение и структура таблиц подразделений и должностей сотрудников
2.2.5. Структура таблицы должностей
2.3. Разработка алгоритмического обеспечения
2.3.1. Состав файлов и форм приложения
2.3.2. Главная форма приложения
2.3.3. Описание формы отображения анкеты сотрудника
2.3.4. Механизм связывания документов
2.3.5. Описание формы работы с подразделениями и должностями
2.4. Разработка структуры отчетных документов
2.5. Разработка интерфейса пользователя
- Технологический раздел
3.1. Технология разработки программного обеспечения автоматизированного рабочего места
3.2. Технология отладки программного обеспечения автоматизированного рабочего места
- Безопасность жизнедеятельности
4.1. Анализ синдрома длительного статистических нагрузок на пользователя ЭВМ
4.2. Разработка профилактических мероприятий, обеспечивающих снижение вредных факторов при статистических нагрузках
- Экономический раздел
5.1. Организация и планирование разработки автоматизированной системы кадрового учета предприятия
5.2 Расчёт затрат на разработку
5.3 Оценка экономической эффективности проекта
- Руководство системного программиста
- Руководство пользователя
7.1. Назначение программы
7.2. Личная карточка сотрудника
7.3. Ведение списка сотрудников
7.4. Фильтрация списка сотрудников
7.5. Просмотр связанных с сотрудником документов
7.6. Списки подразделений и должностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Целью данной работы является обоснование разработки и разработка проекта автоматизации кадрового учета предприятия.
Актуальность работы обусловлена тем, что в современных рыночных условиях эффективная деятельность производственно-коммерческого предприятия возможна лишь при условии автоматизации всего спектра деятельности предприятия. Автоматизация позволяет снизить издержки, повысить эффективность работы, достичь возможностей, недоступных ранее при использовании бумажного документооборота. Польза от автоматизации деятельности ощущается в том случае, если автоматизируется вся деятельность предприятия, весь комплекс его задач.
Среди всего комплекса задач автоматизации деятельности предприятия особо выделяется задача автоматизации учета персонала. Крупные предприятия имеют большое число сотрудников, а старая бумажная система учета кадров предприятия является довольно сложной, громоздкой и неудобной.
Цель исследования – обосновать необходимость разработки и разработать систему автоматизации кадрового учета предприятия.
В ходе дипломного проектирования требуется разработать автоматизированную информационную систему отдела кадров предприятия, которая позволяет вести учет сотрудников предприятия, составлять анкету по каждому сотруднику, выполнять сортировку, фильтрацию списка сотрудников, расширенный поиск. Программа позволяет неограниченно расширять данные о сотруднике путем подключения внешних документов. Список сотрудников с возможностью наложения любых условий можно получить при помощи отчета о списочном составе. Теоретико-методической основной исследования являются современные подходы и разработки в области кадрового учета в частности и управления предприятием в целом. Эти разработки были взяты за основу данного проекта.
1. Исследовательский раздел
1.1. Анализ исходных данных
В настоящее время коммерческим предприятием приходится функционировать в сложных финансово-экономических условиях. Залогом успешной деятельности предприятия в таких условиях является максимально эффективная организация деятельности предприятия на всех уровнях. Это сложная задача, успешное решение которой находится не в области какой-либо одной науки, а обычно на пересечении многих дисциплин, таких как управление и менеджмент, логистика, бухгалтерский учет и, конечно же, информатика.
Автоматизация бизнес процессов на предприятии является необходимым и обязательным условием его успешного функционирования. Трудно представить сегодня предприятие, на котором, ведется вручную, например, бухгалтерский учет. Но бухгалтерский учет — далеко не единственный пример приложения автоматизации на предприятии. Существующие информационные технологии позволяют автоматизировать деятельности практически всех уровней предприятия. Исходя из этого становится ясно, что автоматизация деятельности становится ключевой задачей, которую необходимо решить руководству для того, чтобы предприятие работало максимально эффективно.
Автоматизация деятельности предприятия представляет из себя комплекс задач, каждая из которых представляет из себя законченный проект. Среди задач автоматизации можно выделить такие как:
- бухгалтерский учета на предприятии;
- учет взаиморасчетов с поставщиками и покупателями;
- складской учет;
- оперативно-управленческий учет;
- кадровый учет;
- ценообразование;
- учет денежных средств;
- подсистема планирования продаж;
- расчет себестоимости продукции.
Можно привести еще целый ряд подсистем в комплексе задач автоматизации деятельности предприятия. Следует отметить, что все задачи в комплексе задач связаны между собой, а операции, происходящие на предприятии, не могут относиться к какой-либо одной задаче.
Одна из центральных задач автоматизации предприятия – автоматизация кадрового учета. Управление персоналом – основным ресурсом каждого предприятия – сегодня становится задачей первостепенhgой важности. Создание условий для привлечения и удержания лучших сотрудников, своевременная подготовка кадровых ресурсов для удовлетворения потребностей бизнеса – это необходимые составляющие успеха любой компании. Но для того чтобы иметь возможность принимать верные управленческие решения, нужно владеть актуальной, полной и достоверной информацией о персонале, который, к тому же, является наиболее непостоянным, изменчивым ресурсом предприятия. Возможности его использования зависят от многих факторов – экономических, законодательных, демографических. Чтобы анализировать ситуацию, руководитель должен знать о своих кадрах всё!
Информация о персонале аккумулируется в кадровой службе предприятия. Деятельность кадровых служб современных предприятий, как правило, поддерживается теми или иными программными приложениями для автоматизации процессов ведения кадрового учета, расчета заработной платы и пр. Однако в крупных распределенных компаниях типична ситуация, когда кадровая информация различных подразделений и бизнес-единиц хранится разрозненно, частично – в бумажном виде, объемы информации очень большие, и для того чтобы провести какой-либо анализ движения персонала приходится потратить значительное количество времени и сил.
Одной из современных тенденций в применении средств автоматизации процессов управления персоналом на крупных предприятиях становится создание единой централизованной информационной системы управления персоналом, которая служит эффективным инструментом для автоматизации процедур отдела кадров, для консолидации и анализа информации о кадровых ресурсах. Единая система позволяет вводить данные однократно и в дальнейшем использовать в разных видах кадровых операций и учета. В автоматизированной системе поддерживается единое хранилище информации, что дает возможность формировать сводные отчеты и получать интересующую руководителя информацию. Технологической платформой для создания таких систем служат как отечественные решения, так и HR-модули промышленных ERP-систем класса mySAP Business Suite, Oracle E-Business Suite, 1С:Предприятие. Последние отличаются большей функциональностью, возможностью реализовывать «сквозные» бизнес-процессы, исключить «разрывы», двойной ввод данных и т.д.
1.2. Обоснование выбора программных и аппаратных средств
Анализ поставленной задачи приводит к выводу, что ее решение традиционными средствами учета c использованием бумажных документов невозможно. Прежде всего, такой вывод следует из анализа количества операций кадрового учета, которые необходимо выполнять. Для крупной фирмы с большим числом работников количество таких операций может достигать такого количества, что ручное их оформление становится просто невозможным. Также очень тяжело хранить и осуществлять поиск информации о сотрудниках и их данных, структуре компании, классификаторах и проведенных операциях в бумажном виде. Нет необходимости описывать преимущества и удобство поиска информации, например о сотруднике, в удобной и быстрой информационной системе по сравнению поиском такой информации в папках бумажных документов. Точно также и поиск информации о любой кадровой перестановке можно найти в журнале электронных документов со всеми подробностями ее выполнения быстро и удобно.
Однако, использование вычислительной техники дает не только удобство и быстроту поиска информации и оформления документов, но и поднимает кадровый учет на принципиально новый уровень, предоставляя функции, ранее недоступные. Прежде всего, это касается подсистемы аналитических отчетов. Ранее, при использовании системы бумажного кадрового учета получить списочный состав сотрудников предприятия можно было лишь проанализировав все операции приема на работу и увольнения. При использовании автоматизированной системы учета выполнение любой операции кадрового учета даже задним числом мгновенно меняет списочный состав сотрудников и позволяет в любой момент времени получить актуальные данные.
Еще одним неоспоримым преимуществом использования автоматизированной информационной системы является безопасность хранения информации. При хранении информации на бумажных носителях потеря любого бумажного документа была невосполнимой. Такая потеря могла произойти как в результате действий злоумышленников, так и в результате действия непреодолимых сил. При хранении информации в электронном виде существующие методы обеспечения безопасности хранения информации и ее дублирования делают такое хранение абсолютно надежным.
Таким образом, можно выделить следующие основные преимущества использования автоматизированной информационной системы на основе вычислительной техники для решения задачи построения системы кадрового учета:
- повышение удобства поиска и отбора данных из справочников хранения статической информации и журналов выполненных операций;
- повышение скорости поиска и отбора информации, а также оформления операций движения сотрудников;
- обеспечение влияния каждой вновь оформленной операции на кадровое состояние сотрудника;
- обеспечение безопасности хранения информации;
- обеспечение многопользовательской работы.
Для реализации автоматизированного варианта системы отдела кадров надо выбрать программные и аппаратные средства работки такой системы.
Программа предназначена для работы в операционной системе Windows95/98/MЕ, NT, 2000, XP. Такой выбор объясняется развитым удобным графическим пользовательским интерфейсом данного семейства операционных систем, а также ее популярностью на российском рынке. Многие фирмы-производители программного обеспечения, в том числе систем разработки приложений, также ориентированы на это семейство операционных систем, что привело к наличию на рынке большого количества систем программирования, позволяющих разрабатывать программное обеспечение для Windows.
В решаемой задаче, как и в большинстве прикладных задач, существуют понятия, которые трудно представить в виде одного из фундаментальных понятий или в виде функций без связанных с ними статических данных. Одним из таких понятий является доступ к базе данных сотрудников.
Многие языки программирования позволяют объявлять объекты - структуры данных, представляющие понятие в программе. Одним из таких языков является язык программирования С++. В нем объекты реализуются классами. Класс определяет, каким образом ведут себя объекты этого типа, как они создаются и как они уничтожаются. При написании программы с помощью классов программа становятся более понятной и четкой, а значит и более корректной, а язык программирования C++ позволяет и создавать классы и организовывать между ними сложные взаимодействия.
C++ вместе со своими библиотеками рассчитан на переносимость. Большинство его реализаций будут работать на большинстве вычислительных систем, поддерживающих язык C. Библиотеки языка C можно использовать из программы на C++, а большинство программных инструментов, поддерживающих программирование на языке C, можно применять и для C++.
Для С++ существует множество разработанных средств и библиотек, позволяющих решать широкий набор задач, кроме того, язык С++ обладает хорошими показателями по скорости и объему рабочей программы, и позволяет программисту регулировать эти показатели, выбирая тот или иной тип оптимизации.
Программирование на С++ утилизирует старый код, что сокращает разработку, сводит к минимуму необходимую отладку, увеличивает надежность приложения. Следует также учесть и широкую распространенность С++.
Исходя из всех вышеперечисленных факторов в качестве языка реализации системы был выбран язык программирования высокого уровня С++. В качестве системы программирования выбрана визуальная система Borland C++ Builder. Предоставляемые ею возможности, интерфейс, встроенные средства отладки, вспомогательные программы и многое другое обусловили этот выбор. Она позволяет быстро создать графический интерфейс пользователя, удовлетворяющий требованиям интерфейса пользователя для приложений Windows. Кроме того, эта система программирования предоставляет удобный, легкий и надежный механизм доступа к базам данных через систему BDE. Система BDE и система Borland C++ Builder разработаны фирмой Inprise, что обеспечивает их полную совместимость.
Все это существенно сокращает время разработки, сводит к минимуму необходимую отладку и увеличивает надежность приложения.
Приложение, разработанное в ходе выполнения данного проекта, реализующее автоматизированную информационную систему отдела кадров, должно функционировать на компьютере типа IBM PC с характеристиками не менее:
- процессор – Intel Celeron 2000;
- оперативная память: 256 Mb;
- SVGA 8 Mb;
- 4-x CD-ROM;
- 8 Mb свободного места на жестком диске;
1.3. Развернутое техническое задание на проектирование
Задачей выполнения проекта является разработка приложения, ведущего кадровый учет предприятия. Программа должна выполнять ввод и редактирование служебных данных и личных данных сотрудников, ввод заранее подготовленных сторонним программным обеспечением фотографий сотрудников, сортировку списка сотрудников и поиск в нем, фильтрацию списка сотрудников по какому-либо сочетанию данных. Программа должна обеспечивать просмотр и вывод на печатающее устройство данных как в виде списка сотрудников так и в виде анкеты каждого сотрудника. Кроме основных данных программа должна иметь возможность хранить различные документы сотрудника во внешних файлах и обеспечивать работу с этими файлами при помощи приложений Windows, подключаемых к разрабатываемой программе при помощи механизма OLE.
В результате разработки и внедрения данной программы на качественно ином уровне будет автоматизирован целый ряд регламентных и управленческих процедур отдела кадров. Внедрение такой конфигурации позволит эффективно организовать работу кадровой службы и других подразделений, а именно:
- Руководство будет иметь полный контроль над происходящим, задавать структуру предприятия и составляющих его организаций, анализировать кадровый состав, принимать управленческие решения на основе полной и достоверной информации. Аналитические отчеты консолидируют информацию по различным аспектам функционирования предприятия.
- Кадровая служба получит ценный инструмент автоматизации рутинных задач, в том числе анкетирования и подготовки отчетов о работниках (с различными условиями отбора и систематизации данных).
- Работники предприятия будут уверены в том, что в любой момент смогут быстро получить необходимые им справки, сведения о своем отпуске, данные персонифицированного учета в Пенсионном фонде и т.д.