Введение
- Теоретические основы организации розничной торговли
1.1. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
1.2. Мероприятия по стимулированию продаж
- Организация розничной торговли на примере розничной сети "-"
2.1. Общая характеристика коммерческого предприятия
2.2. Организация розничной торговли сети универсамов "-"
2.3. Методы продажи товаров магазина "-"
Заключение
Библиографический список
В процессе развития российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля – это торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно или в небольшом количестве для личного (некоммерческого) использования потребителя. Осуществляется деятельность по реализации товаров и услуг конечным покупателям.
Основной задачей розничной торговли является доведение товаров до населения и организация торгового обслуживания покупателей, предоставление им услуг. Торговое обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и оборудованных помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового ассортимента и возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар каждому конкретному человеку.
Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определению прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района при неукоснительной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров. Правильная организация коммерческой работы в рамках розничной торговли способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха. Среди новых методов продажи, включающих совокупность приемов и способов реализации товаров, на первый план выступают самообслуживание, обслуживание через прилавок, по образцам с открытой выкладкой и по предварительным заказам.
Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия, которое осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.
Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве. Современное состояние экономики России характеризуется завершением первичного становления рыночных отношений. Одним из результатов этого процесса стало формирование товарных рынков и обострение внутри- и межотраслевой конкуренции, как фирм-производителей, так и торговых компаний.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Объектом исследования курсовой работы является ООО "-".
Предметом исследования являются особенности формирования розничной торговли в России.
Цель курсовой работы – изучить организацию и развитие розничной торговли в России.
В данной курсовой работе будет произведен анализ коммерческой деятельности на примере универсама "-". В данной курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- Проанализировать мероприятия по стимулированию продаж;
- Проанализировать организацию розничной торговли сети универсамов "-".
- Раскрыть методы продажи товаров магазина "-".
Для наиболее полного раскрытия проблематики были использованы работы таких авторов Хисрик Роберт Д., Джексон Ральф В., Осинова Л.В., Синяева И.М., Ф. Г. Панкратов, Ф. П. Половцева, Герчикова И.Н., Виноградова С. Н.
При написании работы были использованы научные и учебные издания по менеджменту и коммерческой деятельности, материалы периодических изданий, посвященные вопросам оптовой торговли и коммерческой деятельности на рынке услуг.
Исходной базой анализа оптово-торговой деятельности ООО "-" послужила документация фирмы за 2008-2010 годы.
- Теоретические основы организации розничной торговли
1.1. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли
Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский. Различают производственный и торговый ассортимент товаров.
Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли [15, с. 125]
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).
Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы товарную структуру спроса населения.
Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия) [18, с. 104]. К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство товаров.
К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (в первую очередь — наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.
Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.
Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.
В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов [8, с. 102]:
- обеспечение соответствия ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.
- рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок".
- Алексеев, Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров / Н.С. Алексеев. – М., Прогресс, 2007. – 254с.
- Аниськова, О.Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли / О.Г. Аниськова. – М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2008. – 425 с.
- Белявский, И.К. Основы коммерции: учебно-практическое пособие / И.К. Белявский. – М.: МЭСИ, 2007. – 423с.
- Брагин, Л.А. Торговое дело - экономика и организация / Л.А. Брагин. - М, ИНФРА - М, 2008. –256с.
5. Гончаров, П. Г., Егоров В. Ф., Жданова С. Д. и др. Организация торговли продовольственными товарами / П. Г. Гончаров. - М.: Экономика, 2008 – 425с.
- Дашков, Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М., 2007. – 254с.
7. Денисова, И. Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: учеб. пособие для сред. проф. образования по специальностям 0608 «Коммерция» (по отраслям), 0612 «Товароведение» (по группам однород. товаров) / И. Н. Денисова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 208 с.
- Зубкова, И.Н. Организация торговли непродовольственными товарами / И.Н. Зубкова. – М.:Издательский Дом «Дашков и Ко», 2009. -218с.
- Ильин, А. И. Планирование на предприятии / А. И. Ильин. М., 2007 – 225с.
10. Каплина, С. А. Организация коммерческой деятельности: учеб. пособие / С. А. Каплина. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 414 c.
- Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм) учебник О. А. Новиков, В. О. С. А. Уваров и др.; Под общ. ред.: О. А. Новикова. В. В. Щербакова. — СПб.: Изд-во 2008. —416с.
- Коммерческая деятельность: учебник / Под. ред. Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина. - М.: ИВЦ «Маркетинг», —439с.
- Коммерческая деятельность: учебник / Под. ред. Ф.П.Половцева. – М.: «Инфра-М», —400с.
- Коновалова Т. Ю. Ассортимент и качество / Т. Ю. Коновалова. М., 2007 – 356с.
- Ньюман, Э. Кален П. Розничная торговля / Э. Ньюман Э. – СПб.: Питер, 2008 – 416с.
- Осинова, Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. учебник / Л.В. Осинова. - М. «Банки и биржи» 2009. - 324 с.
- Памбухчиянц, В.К. Организация, технология проектирование торговых предприятий. / В.К. Памбухчиянц К.- М.; 2008 - 320 с.
- Плиханов, Г.В. Торговое дело / Г.В. Плиханов. - Москва, 2008. – 452с.
- Покровский А.И. Экономика торговли / А.И. Покровский. – М., 2009. – 354с.
- Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 257с.
21. Практикум по коммерческой деятельности: учеб. пособие / Ф.Г. Панкратов и др. – М.: Маркетинг, 2007 – 248 с.22. Пугинский, Б. И. Коммерческое право России: учеб. для вузов/ Б. И. Пугинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008. – 346 с.
- Региональная экономика / Под. ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 463с.
24. Хасис, Л.А. Закономерности развития российских розничных торговых сетей / Л.А. Хасис. – М.: Едиториал УРСС, 2008. – 72 с.
- Хисрик, Роберт Д., Джексон Ральф В. Торговля и менеджмент продаж. / Роберт Д Хисрик. — М.: «Филинъ», 2009. — 457с.