Введение.
- Спорт как компонент физической культуры.
- Двигательная активность.
- Физическая культура и ее виды.
3.1. Базовая физкультура.
3.2. Профессионально-прикладная физическая культура.
3.3. Оздоровительно-реабилитационная физкультура.
- Воздействие оздоровительной физкультуры на человека.
- Умственное и физическое развитие и здоровье студентов в условиях умственной и эмоциональной перегрузки.
Заключение.
Список литературы.
В деле воспитания активных, умелых строителей и защитников гражданского общества физическая культура занимает особое место. Роль физической культуры и особенно спорта -составной ее части - заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Наряду с бесспорными положительными факторами научно-технический прогресс привел к некоторому увеличению нервно-психического напряжения в повседневной жизни, уменьшению двигательной активности и физических нагрузок. Такой неблагоприятный дисбаланс отрицательно сказывается как на физическом и психическом состоянии человека, так и на его дееспособности, возможности реализовать спой жизненный потенциал.
Занятия физической культурой являются самым рациональным способом уменьшения или ликвидации этого дисбаланса. Они способствуют профилактике и снижению его неблагоприятных воздействий на организм человека.
Жизненный опыт и научные исследования показывают, что трудовая и общественная активность людей зависит не только от их знаний, умений и желаний, но и от того, насколько они способны фактически реализовать их в той ими иной форме деятельности, особенно в трудных, сложных или опасных условиях. Слабое здоровье, физическая немощь, психическая неустойчивость, недостаточный уровень развития волевых и нравственных качеств существенно снижают дееспособность человека. Люди с низким уровнем дееспособности не могут, даже если очень хотят, успешно накапливать, совершенствовать и применять свои познания и опыт, особенно при решении новых творческих задач. Если это человек молодой, то он не использует в полной мере предоставляемые обществом возможности для учебы, овладения профессией или для хорошей подготовки к военной службе. Если это взрослый -то, как правило, он не может высокопроизводительно трудиться, освоить новую или дополнительную специальность, не находит сил для общественной работы. Старый человек в этом случае не может сохранять активное долголетие, живой интерес к людям и событиям.
На различных этапах жизни перед каждым человеком возникают конкретные физкультурные цели и задачи. Их конкретность обусловливается возрастом, полом, физическим и психическим состоянием организма, требованиями, вытекающими из характера и условий его деятельности, и т. д. Для того чтобы он мог достичь поставленной цели, правильно решить эти задачи, ему необходим немалый запас достоверных знаний о благотворных возможностях физической культуры.
Многолетний опыт работы авторов в области физической культуры свидетельствует, что отсутствие таких знаний является для многих людей основной причиной того, что они не стали физкультурниками или спортсменами. Если этими знаниями не владеют руководящие работники предприятий и учреждений, особенно учебных заведений, лечебно-профилактических и культурно-просветительных учреждений, то значительно тормозится дальнейший подъем массовости физической культуры не только среди членов их коллективов, но и обслуживаемого ими населения.
Люди, которые не знают об огромном оздоровительном и воспитательном потенциале физической культуры, как правило, не понимают необходимости приобщиться к ней. Именно поэтому они ничего не предпринимают для создания условий, способствующих ее развитию, а существующие возможности используют плохо, либо совсем игнорируют, прикрывая свое негативное отношение к физической культуре различными причинами. Однако среди них почти никогда не фигурирует истинная - отсутствие твердой убежденности в пользе физической культуры для человека. А такая убежденность, как известно, может появиться лишь тогда, когда люди овладеют соответствующими знаниями.
1.СПОРТ КАК КОМПОНЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Специфические функции спорта в различных направлениях физкультурного движения выражены неодинаково. Массовый спорт, основываясь па разносторонней общей физической подготовке и решая задачи спортивных результатов на уровне 2-го спортивного разряда Единой всесоюзной спортивной классификации, как бы закрепляет достижения базовой спортивной специализации и поэтому естественно входит в состав базовой физической культуры. Спорт высших достижений, или, как его еще называют, большой спорт, основывающийся на специфической организации учебно-тренировочного процесса и особом распорядке жизнедеятельности спортсмена, направлен на достижение максимальных результатов, находящихся на пределе человеческих возможностей. Кроме того, в отличие от массового спорта, базирующегося на реализации стандартных, школьных основ спортивной тренировки, в спорте высших достижений подготовки чемпиона или рекордсмена связана с творческой поисковой деятельностью тренера и спортсмена, основанной, как правило, на реализации его высоких индивидуальных возможностей.[1]
Спорт высших достижений базируется на массовом спорте, вырастает из него, но, в свою очередь, сам значительно влияет на развитие массового спорта, определяя пути его дальнейшего совершенствования.
В жизни современного общества спорт высших достижений занимает особое место. Будучи важным явлением общественной жизни, он в настоящее время является эффективной формой культурного обмена между народами. Исключительная его популярность, возрастание идеологической и престижной значимости спортивных достижений, обострение конкуренции на международной спортивной арене превратили спорт в одну из активных сфер человеческой деятельности. Возросли требования к личностно-социальным качествам спортсмена, к его человеческим достоинствам и общественным убеждениям, принципам поведения. Имение эти качества все больше определяют исход борьбы на Олимпийских играх, на соревнованиях мирового значения.
[1] Ильин В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: АО «Аспект Пресс., 1995.с.105
- Ильин В. И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: АО «Аспект Пресс., 1995.
2.Кофман Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1998.
3.Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997.
4.Кукушкин Г. И. Советская система физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1975.
5.Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру. - 2-е изд. перераб. и доп. М.: Медицина, 1990.
6.Пономарев В.В. Физическая культура и здоровье: Учебник - М.: ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2006.