Введение
Глава 1. Особенности социально-педагогической реабилитации
1.1. Социальная значимость реабилитации инвалидов
1.2. Сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов
Глава 2. Содержание программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов
2.1. Особенности построения программы социально-педагогической реабилитации детей инвалидов
2.2. Моделирование программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов
Заключение
Список литературы
Приложение
Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту категорию детей «дети с ограниченными возможностями») – это дети, имеющие столь значительные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, что они становятся субъектами специального законодательства, принятого на федеральном уровне. Отнесение детей к этой категории осуществляется на основе медицинских показаний специальными медико-педагогическими комиссиями.
Однако сложившаяся в нашей стране система специальных учебно-воспитательных учреждений для этой категории детей, а также теоретические и научно-практические исследования в области специальной педагогики не в полной мере отвечают требованиям конвенции, поскольку они традиционно были ориентированы, прежде всего, на решение вопросов обучения и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями. Проблемы же их социализации и социальной адаптации, которые как раз и обеспечивают полноценное вовлечение таких детей в социальную жизнь, не были предметом специального внимания ни ученых, ни практиков. Это объясняется тем, что вся система помощи этим детям в основном была ориентирована на их изолированное от общества существование, а поэтому данные аспекты проблемы не были актуальными.
Современные требования обусловливают необходимость усиления именно социально-педагогической составляющей в работе с различными категориями детей, имеющих ограниченные возможности. Помощь им должна быть направлена на их более полную самореализацию и социализацию, на максимально возможное включение их в жизнь общества и социальные отношения, на преодоление изолированности, замкнутости их существования.
Таким образом, актуальность исследования определяется возникшими в современном обществе противоречиями:
- с одной стороны, потере духовных ценностей, идеалов и с другой стороны неспособности детей справится с социальными и личностными проблемами, в силу ограниченных физических возможностей, адаптироваться в быстро меняющемся мире;
- между нарастающей потребностью в оказании социально-педагогической помощи детям-инвалидам и неспособности решения этой проблемы с социальными службами и правовыми органами;
- между потребностью в подготовке квалифицированных социальных педагогов способных использовать методы работы с детьми-инвалидами. Вышеуказанные противоречия и актуальность проблемы определили тему нашего исследования: «Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов».
Цель курсовой работы является: изучение специфики социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, а также разработка программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Объект: дети-инвалиды.
Предмет: работа социального педагога, направленная на социально-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями.
Исходя из поставленной цели мы определили следующие задачи:
– исследовать особенности социально-педагогической реабилитации;
– выявить сущность и принципы социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов;
– разработать программу социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Теоретическая ценность исследования: теоретическое значение исследования состоит в том, что: его положения (цели и задачи, принципы, условия, понимание сущности и содержания) уточняют и дополняют теоретические основы раздела социальной педагогики о социальных отклонениях, их предупреждении и преодолении. Теоретическая значимость состоит также в выявлении основ социальной работы с детьми-инвалидами; в выявлении и в раскрытии методов социально-педагогической реабилитации.
Практическая ценность исследования: заключается в том, что нами разработана программа социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. Программа может быть использована в социально-педагогической работе социального педагога с детьми-инвалидами в специализированных учреждениях.
Методологическую основу составили: научные исследования в области социальной педагогики, психологии, а также анализ психолого-педагогического опыта работы Центров реабилитации детей с ограниченными возможностями следующих авторов: С.Н. Кавокин, М.А. Галагузова, Т.В. Зозули, В.А. Никитиной и многих других.
Для решения поставленных задач и проверки разработанной гипотезы применялся комплекс следующих методов исследования: теоретические –метод анализа и синтеза; системный анализ, позволяющий охарактеризовать ситуацию; метод моделирования, применяемый при разработке комплексной программы по социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
Структура работы: курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава I. Особенности социально-педагогической реабилитации
1.1. Социальная значимость реабилитации инвалидов
После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» был разработан ряд целевых федеральных и региональных программ, объединяющих усилия различных ведомств в этой области. В сложившейся социально-экономической ситуации продолжение социальной политики в отношении инвалидов путем расширения им перечня льгот вряд ли может быть признано целесообразным и осуществимым.[1] Приходится соизмерять реальные возможности, состояние бюджета и актуальность приведения тех или иных мер. В России льготы и компенсации инвалидам никогда не были привязаны к оценке нуждаемости и доходов инвалида или его семьи. В настоящее время назрел вопрос о целесообразности оказания адресной помощи с учетом реальных потребностей инвалида. Необходимы и другие подходы к решению проблемы.
Особую актуальность приобретает программа развития медико-комплексной социальной реабилитации инвалидов. Она предусматривает социальную защищенность и предоставление широких возможностей для восстановления утраченных функций трудоспособности, роста личностного потенциала, интеграции в общество.
Развитие комплексной реабилитации инвалидов имеет огромное социальное значение, в первую очередь по причине ее взаимосвязи с системой общественных отношений и их воспроизводства. Данная взаимосвязь имеет сложный и многоуровневый характер. Общественные отношения включают в себя широкий спектр взаимоотношений людей, начиная от духовных, социально-психологических, социокультурных и кончая социальными, экономическими, политическими и т.д. Кроме того, и процесс воспроизводства народонаселения, и процесс воспроизводства совокупного общественного продукта осуществляются в их опосредовании общественными отношениями того или иного рода.
Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством важнейших из аспектов – составных частей системы общественных отношений осуществляется следующим образом:
- Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством духовных, социальных и социально-психологических общественных отношений. Духовное начало в человеке служит основой генерирования его мировоззрения, смыслополагания, жизненных ценностей, фундаментального целеполагания (телеологии).
- По поводу всех этих элементов складываются и развиваются общественные отношения, которые постоянно воспроизводятся, при изменении в процессе воспроизводства их качества, направленнности, глубины.
Во всех этих общественных отношениях, находящихся в постоянном воспроизводстве, так или иначе, в зависимости от характера и уровня духовного развития отдельных людей и состояния духовной составляющей их общественных отношений всегда присутствует взаимосвязь данных отношений с:
а) потенциальной возможностью потери по причине инвалидности трудоспособности в детском возрасте;
б) фактически наступившей инвалидностью для части членов общества;
в) мероприятиями, проводимыми в обществе, по комплексной реабилитации инвалидов в образовательных учреждениях различного типа, социальном функционировании.
В одних обществах данные отношения строятся на принципах высокой духовности и гуманизма, в других – на началах пессимизма со стороны инвалидов и холодной расчетливости, сочетаемой с жестокостью, со стороны общества.
Развитие в членах общества сочувственного отношения к инвалидам, стремления оказать им разнообразную помощь формирует в человеческой среде в человеческой среде отношения гуманизма, сотрудничества и взаимопомощи, улучшает социокультурную составляющую общества, облагораживает его социальную психологию.
Духовная, психологическая, социокультурная готовность общества взять под свою защиту инвалидов создает у всех здоровых граждан чувство социальной защищенности перед лицом различных превратностей судьбы.
- Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством социальных общественных отношений.
Комплексная реабилитация инвалидов в меру ее ресурсного обеспечения и действенности позволяет разрешить ряд важнейших проблем формирования и развития социальных отношений в общественной системе, процесса их воспроизводства, в частности:
- создать социальные гарантии гражданам на случай инвалидности;
- в возможно большей степени нейтрализовать, смягчить последствия инвалидности;
- уменьшить социальную напряженность в обществе, укрепив его социальную стабильность за счет обеспечения инвалидам уровень жизни, соответствующего критериям человеческого достоинства.
В свою очередь, для ресурсного, организационно-управленческого и правового обеспечения процесса комплексной реабилитации инвалидов в рамках социальных отношений общества должны быть созданы соответствующие социальные механизмы, направленные на осуществление комплексной реабилитации инвалидов возможно более полным и эффективным образом. Такие механизмы должны постоянно воспроизводиться на расширенной основе при их качественном улучшении.
- Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством экономических общественных отношений.
Воспроизводство той части экономических отношений, которая особенно тесно взаимосвязана с процессом комплексной реабилитации инвалидов, создает экономические основы pecypcного и организационно-управленческого, а также хозяйственного обеспечения процесса комплексной реабилитации инвалидов, его воспроизводства на устойчивом экономическом фундаменте.[2]
В свою очередь, характер, полнота, направленность, интенсивность комплексной реабилитации инвалидов оказывают существенное воздействие:
- на качественные, количественные и структурные параметры важнейшего экономического фактора трудовых ресурсов, а именно в части примерно 10 % их численности;
- особенности хозяйственного механизма в части вовлечения в процесс труда и использования в нем инвалидов;
- долю потребностей в рамках сферы потребления общественного воспроизводства в части специфических потребностей инвалидов;
- долю платежеспособного спроса внутри страны, обусловленную особенностями платежеспособного спроса инвалидов;
- создание ориентиров и стимулов для производства товаров и оказания услуг, удовлетворяющих специфические потребности инвалидов.
- Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством научно-технических и технико-технологических отношений.
Комплексная реабилитация инвалидов оказывает определенное влияние:
- на проведение ряда научных исследований по проблемам инвалидности, разработки научно-методологических аспектов и технологий комплексной реабилитации, создания технических средств реабилитации инвалидов;
- внедрение в технологические процессы приспособлений, предназначенных для адаптации производства к труду инвалидов;
- приспособление некоторых технологических операций к особенностям труда инвалидов.