Введение
Глава 1. Теоретические основы
1.1. Cущность и содержание основных понятий
1.2. Классификация особенностей поведения личности
1.3. Факторы, влияющие на восприятие поведения человека
Глава 2. Исследование поведения личности в ООО "-"
2.1. Краткая характеристика ООО "-"
2.2. Анализ поведения личности в ООО «-»
2.3. Исследование факторов влияющих на поведение работника в ООО «-»
Глава 3. Совершенствование поведения личности в организации
3.1. Общие направления совершенствования
3.2. Методы адаптации работника в организации
3.3. Развитие работника в организации
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность курсовой работы. Основой любой организации и её главным богатством являются люди. Хорошая современная организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала.
Следует отметить, что, осуществляя управленческое воздействие, руководитель сталкивается с разнообразными социально-психологическими явлениями, происходящими в организации. Он убеждается, что не все явления зависят от административно-директивных действий руководителя. Некоторые из них не прекращают функционировать даже после издания соответствующего приказа или отдачи распоряжения. Постепенно руководитель начинает понимать, что его управленческая деятельность строилась бы эффективнее, если бы он управлял не просто сотрудниками, а организацией, умело воздействовал на различные социально-психологические явления, происходящие в ней. А социально-психологические явления складываются главным образом в группе.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в современных условиях руководители организаций должны рассматривать управление поведением персонала в группах как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей и эффективное использование человеческих ресурсов – основного ресурса организации.
Объектом курсовой работы является ООО «-», а ее предметом – процесс по совершенствованию управления поведением личности в группах организации.
Цель работы заключается в анализе и оценке состояния процесса управления поведением личности в группах ООО «-» и разработке мероприятий по его совершенствованию.
В соответствии с целью исследования автором были определены следующие задачи:
- выявить основные положения теории управления поведением личности в группах;
- дать общую характеристику организации, провести краткий анализ системы ее управления и хозяйственной деятельности;
- провести диагностику межличностных отношений и социально-психологического климата в группах трудового коллектива организации;
- проанализировать состояние процесса управления поведением личности в группах организации;
- разработать мероприятия по совершенствованию процесса управления поведением личности в группах;
- оценить социально-экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по экономической теории, менеджменту, социологии; анализ хозяйственной деятельности организации, ее системы управления; наблюдение, беседы, анкетирование.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
1. Теоретические основы
1.1 Cущность и содержание основных понятий
На поведение личности в организации в теории менеджмента существует несколько взглядов:
- Классическая теория управления
Ф.Тейлор (1856-1915) сделал первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки и возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию классической теории управления. Главная заслуга Ф. Тейлора состоит в том, что он разработал ряд методов научной организации труда, изучая движение рабочего времени с помощью хронометража, стандартизируя приёмы и орудия труда. Школа научного управления отмечала и влияние человеческого фактора на эффективность производства. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёма производства. Представители этой теории признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчёркивали большое значение обучения. Именно Ф. Тейлор внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. [5, c. 56]
А.Файоль определил, что для любой организации характерно наличие определённых видов деятельности и функций. Он разделил весь процесс управления на 5 основных функций, которые до сих пор используются в управлении организацией: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация), контроль.
- Школа «человеческих отношений»
Элтон Мэйо (1880-1949) является родоначальником школы. С помощью серии социально-психологических экспериментов он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, воздействуя на которую, можно улучшить результаты труда. Разрабатывая эту концепцию, Мэйо в течение нескольких лет в 20-30-х гг. в «Вэстерн Электрик Компани» проводил Хоторнские эксперименты.[9, c.89] В результате этих экспериментов через 2,5 года без дополнительных затрат производительность труда на заводе выросла на 40%, прогулы сократились на 80%, резко упала текучесть. Основным теоретическим результатом эксперимента стало осознание зависимости производительности труда работающего от социальных условий, внимания и заинтересованности в нём менеджера, а также внутриличностной мотивации работника. В начале эксперимента группой инженеров-исследователей была поставлена задача определения влияния на производительность труда рабочих освещённости, продолжительности перерывов и ряда других формирующих условия труда факторов. Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, т. к. центр внимания переносился от задач, операций, функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека, рассматриваемого уже не как машину, а как социальное существо. В отличие от Тейлора, Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Он утверждал, что если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Э. Мэйо говорил, что менеджеры должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе.
Мари Фоллет (1918-1920) подтвердила практическими исследованиями результаты хоторнских экспериментов по проблеме влияния благоприятного производственного климата в коллективе на эффективность работы персонала. Проанализировав стили руководства и разработав теорию лидерства, она пришла к выводу, что для успешного управления человеческими ресурсами, необходимо отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и стать лидером, признанным рабочими, не опирающимся на должность и власть. Она отмечала и то, что надо исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что приписано функцией управления. М. Фоллет рассматривала и проблему конфликтов с выработкой соответствующих рекомендаций.[12, c.89]
3) Концепция «менеджмента персонала»
М. Блюмфилд - представитель концепции управления рабочей силой (1917) рассматривал бюрократию, как порядок, который устанавливается с помощью правил (только бюрократический подход является самой эффективной формой в управлении рабочей силой). Блюмфилд считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определённость, непрерывность и предсказуемость.
4) Бихевиоризм
Джой Уотсон (1878-1958) считается основателем бихевиоризма. Он сформулировал, что предметом психологии в отличие от других теорий является поведение, а не сознание и мышление. Отсюда и название – от английского behavior «поведение» (бихевиоризм можно перевести как «поведенческая психология»). Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть совокупность поведенческих реакций, навыков, социально регулируемых инстинктов, эмоций, присущих данному человеку. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, приспособлены к жизненным ситуациям. В свою очередь, изменение ситуации ведёт к формированию новых навыков. Человек в концепции бихевиоризма понимается как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.