ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ N-ОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Экономические основы проведения спортивного соревнования
1.2. Организация и проведение спортивного соревнования
ГЛАВА 2. РОЛЬ СПОРТА И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В N-ОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Переход российского спорта к рыночной экономике, активизация процессов его коммерциализации и профессионализации, значительное расширение международного и сокращение внутреннего спортивного календаря в 80-е-90-е годы привели к трансформации существующих в России систем проведения спортивных соревнований и их целевой направленности.
Обычно при анализе системы соревнований исследователи и специалисты рассматривают следующие ее элементы: принципы проведения соревнований, допуск к ним, состав команды, зачет, определение победителей, судейство и т.д. Долгие годы вся система большого спорта в России была направлена на исключительно на подготовку членов сборных команд, на их успешное выступление. Вряд ли кто-либо будет спорить, что вся система организации соревнований, и, прежде всего, по игровым видам спорта, была направлена не на зрителя, а на выполнение этой задачи. В угоду сборной команде страны календарь прерывался, игры переносились и, в большинстве своем, проходили при пустых или полупустых трибунах. Следует также подчеркнуть, что, выполняя эту задачу, тратились огромные средства.
В начале 90-х годов руководители российского спорта занялись внедрением спортивного менеджмента и маркетинга, особенно в области проведения спортивных соревнований, т.к. их количество стало резко сокращаться, а расходы на их проведение - расти.
В этот период времени появились в России и первые научные труды и публикации по управлению спортивными мероприятиями (С.И. Гуськов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, И.И. Переверзин и др.). Но, к сожалению, эти работы практически мало затрагивали вопросы менеджмента и маркетинга спортивных соревнований, которые и создают зрелище (товар) для продажи потребителям - зрителям. В этой связи следует отметить, что уже в конце 80-х годов многие советские ученые пришли к выводу, что спорт, даже в условиях бывшего СССР, был товаром. И таким товаром являются прежде всего спортивные соревнования. Однако тема оставалась вне поля зрения российских исследователей. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.
Кроме того, актуальность исследования связана и с необходимостью осмысления тех серьезных и качественных изменений, которые произошли в мире спорта в конце 80-х и в 90-е годы. Именно в этот период под влиянием отдельных руководителей международного спорта, а также околоспортивных бизнесменов, многие российские руководители спорта восприняли систему управления соревнованиями как панацею от всех имеющихся проблем при их проведении. Проведение соревнований в спорте высших достижений в условиях рыночной экономики следует рассматривать как спортивно-развлекательную услугу с целью получения дополнительных внебюджетных средств за счет привлечения наибольшего количества зрителей, телевидения, радиослушателей, спонсоров, рекламодателей и т. д. Развитие отдельных видов профессионального спорта в России как сферы спортивно-развлекательного бизнеса предполагает необходимость маркетингового подхода к организации и проведению соревнований, ориентированного прежде всего на зрелищность и получение доходов.
Именно поэтому мы решили исследовать управление соревнованиями с точки зрения менеджмента.
Объект исследования - спортивные соревнования всех уровней - международные, национальные, региональные и местные.
Предмет исследования - организационная деятельность спортивных организаций в области проведения соревнований по отдельным видам спорта.
Цель работы - выявить эффективность управления спортивными соревнованиями с точки зрения менеджмента.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
- выделить основные принципы управления спортивными соревнованиями с точки зрения менеджмента;
- проанализировать опыт управления соревнованиями на примере N-ой области;
- на основе данных, полученных в ходе социологического исследования, выявить, какую роль играют спортивные соревнования в N-ой области.
В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия таких исследователей, как В.В. Галкин «Экономика и управление физической культурой и спортом», В.И. Жолдак «История Менеджмент спорта и туризма», В.Н. Зуев «Управление системой спортивного соревнования», И.И. Переверзин «Менеджмент спортивной организации», О.Н. Степанова «Маркетинг в сфере физической культуры и спорта» и др.
Следует также отметить ряд диссертационных исследований. Это работы А.М. Банникова, В.А. Васина, В.А. Шкляра и др. Эти исследования посвящены различным аспектам управления спортивными соревнованиями, в том числе в отдельных регионах Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ N-ОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Экономические основы проведения спортивного соревнования
На первый взгляд основные элементы экономики в спорте кажутся чисто теоретическими, но на самом деле это и практические вопросы. "Что касается конкретизации экономических отношений в отрасли физической культуры и спорта, то с учетом их интеграции в аспекте макро-, мезо- и микроэкономических положений их совокупность можно представить следующим образом:
1) экономические условия развития физической культуры и спорта: экономическое воздействие физической культуры на современное общество, климатогеографические особенности региона, демография страны, бюджет времени и доходы населения, корпоративный спорт, прогнозирование развития отрасли и т.д.;
2) управление экономикой физической культуры и спорта: государственное регулирование отраслью, саморегулирование физкультурно-спортивными организациями экономико-спортивных отношений, нормативно-правовые основы управления отраслью и т.д.;
3) экономика спортивного сооружения: включает определение оптимальных размеров и изучение путей более эффективного расходования средств на проектирование, строительство и эксплуатацию спортивных сооружений, изучение основных фондов отрасли и т.д.;
4) финансово-хозяйственная деятельность физкультурно-спортивной организации: включает методы учета, анализа и контроля хозяйственной деятельности физкультурно-спортивных организаций, соответствующих специфике их работы, и т.д.;
5) трудовые ресурсы: кадровое обеспечение различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, научное обоснование организации труда и заработной платы работников физической культуры и спорта, анализ экономических аспектов системы физкультурного образования и повышения квалификации физкультурных кадров и т.д.;
6) экономика спортивного соревнования: экономическое обеспечение спортивных соревнований различных уровней, финансирование спортивной, пропагандистской, организационной и других составляющих соревнования, билетный бизнес, безопасность при проведении соревнования и т.д.;
7) финансирование отрасли и отдельных звеньев физкультурного движения: инвестирование отрасли, государственное финансирование, внебюджетные источники финансирования, спонсорство, налогообложение, финансовое обеспечение спортивных школ, учебных заведений всех типов, органов управления, общественных и частных физкультурно-спортивных организаций и др.;
8) спортивное предпринимательство: спортивная индустрия, экономика профессионального спорта, букмекерский бизнес, тотализаторы и спортивные лотереи и т.д.;
9) спортивный маркетинг: предоставление населению коммерческими и некоммерческими физкультурно-спортивными организациями физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, маркетинг-микс, реклама в спорте и работа с общественностью, товарные знаки и т.д.;
10) экономика международных спортивных связей: внешнеэкономическая деятельность, миграционная ситуация кадров, специалистов и спортсменов и т.д.
Этот перечень экономико-спортивных отношений, безусловно, неполный. Но даже их изучение уже может и должно явиться системообразующим фактором в генезисе экономической науки о физической культуре и спорте. А преподавание учебной дисциплины предметной подготовки "Экономика физической культуры и спорта" позволит целенаправленно формировать у будущих и действующих специалистов отрасли экономические знания в сфере физической культуры в виде системы, целостно и комплексно"[1].
Имеются и более пространные представления об экономике спорта.
"...Экономика - это наука, изучающая методы решения практических задач, возникающих в сфере спортивных отношений, связанных с использованием материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов на уровне отдельных спортивных организаций и общества в целом"[2].
На экономику спорта можно посмотреть и под другим углом. Ведь есть понятие стоимости игрока, стоимости команды, школы, одного спортивного занятия и одного матча или сезона, чемпионата и т.п. Значит, есть экономика конкретного вида спорта. А в масштабах одного конкретного государства следует рассматривать спорт с его экономикой как самостоятельную отрасль во взаимодействии с другими отраслями, но со специфическими свойствами, присущими только спорту (об этом нужно говорить отдельно).
Исходя из приведенных определений, напрашивается однозначный вывод: в спорте может, и должно быть, и есть свое хозяйство, своя экономика, которые нужно уметь правильно планировать, организовать и эффективно ими управлять.
Как уже указывалось, системный анализ действующего белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что об экономике спорта не было забыто вообще.