Курсовая работа|Литература

Изображение войны в поэме Василий Теркин

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 40

Введение

  1. Что такое война для Теркина
  2. Проблемы жизни и смерти
  3. Военные будни: детали войны
  4. Какие битвы изображены в поэме
  5. Подвиг человека на войне

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность. Великой Отечественной войне написано много, создан даже литературный воюющий народ, но вот художественный архетип русского солдата на этой войне у нас, пожалуй, один: Василий Теркин. Написав «книгу о бойце», Александр Твардовский рассказал обо всех вместе и каждом в отдельности. Герой его произведения не героическая армия, а народ, призванный на поле брани. Известно, впрочем, что русский национальный характер, как и любой другой, избегает расшифровки. Лишь большому художнику под силу создать образ, выражающий высшую степень правды, универсальный принцип - архетип. Если это происходит, мы безотчетно узнаем и в капитане Тушине из «Войны и мира» Толстого, и в Василии Теркине бессмертных носителей национального духа.

Уже в марте 1942 года начали печататься первые главы «Теркина». Предвосхищая реальность только начавшейся войны, Твардовский сумел воплотить великий дух будущей победы, атмосферу священной войны, и в этом – гениальность поэта. Не случайно И. Бунин восхищался человечностью этой книги, ее высокой правдой, народным русским языком.

Победа в Великой Отечественной войне для всего мира стала «моментом истины». Для сокрушенных врагов, для самих победителей и для нас, наследников Победы. Увы, и сегодня можно услышать, что «войну-то мы выиграли, но не победили, ибо это разные вещи...». Так думают те, кто не способен на любовь к России. А любить Россию, как говорят наши набожные старушки, можно только христианской любовью - бескорыстно.

Величие простого русского солдата Василия Теркина в том, что война для него лишь ратный труд и, совершая свои подвиги, героем он себя не осознает. Потому-то Теркин и шагнул из литературы в жизнь: поэмой Твардовского зачитывались в окопах. Василий Теркин стал олицетворением героического духа нации в годы ВОВ 1941 - 1945 гг.

А.Т. Твардовский  –  яркая и значимая фигура в русской литературе XX века. Его творчество пришлось на период сложнейшей, переломной эпохи в культурно-политической, духовно-нравственной сфере в жизни России. Однако Твардовскому в своих произведениях, по свидетельствам многих исследователей, удалось сохранить исконные ценности национально-культурного духовного  бытия. Высоко оценил его творчество С.Я. Маршак, назвав Твардовского «прямым и законным наследником славной русской литературы»[1]. Современные исследователи отмечают высокую писательскую культуру Твардовского, «великого поэта», «ревнителя русской традиции поэтической и прозаической речи»[2], «глубокое знание подробностей быта и языка, этот быт выражающего»[3], а историк и публицист М.Я. Гефтер, литературоведы Р.М. Романова, А.Ю. Убогий ставят его в один ряд с Пушкиным и Толстым. Подобные оценки на фоне вышеотмеченной уникальности авторского миропонимания, «нацеленности поэта видеть в мире самое общечеловеческое, наиболее ценное всем и каждому» объясняют особый интерес, который представляет изучение языковой личности Твардовского.

Поэма «Василий Теркин» всегда была в поле изучения отечественного литературоведения. Об  этом свидетельствует  обширный  перечень  литературы  об  А.Т. Твардовском.  В  то  же время,  характеризуя  эпический  размах  поэта,  его  государственный  масштаб, исследователи   отмечали  и  отмечают существование  комического начала в его творчестве. Здесь следует упомянуть  работы  П.С.Выходцева,  В.М.Акаткина, С.Страшнова, Ф.Абрамова, Р.Романовой, Ю.Буртина и др. Характерной чертой твардовсковедения является изучение военной тематики с «преимущественно фольклорным  влиянием  и функционированием прежде  всего  фольклорных  форм  комического  в художественном мире поэта»[4], как отмечает Р.В. Шалдина.

Объект исследования: поэма Твардовского «Васили Теркин»

Предмет исследования: тема войны в поэме «Васили Теркин»

Цель исследования: выявить особенности изображения войны в поэме Твардовского «Василий Теркин».

 

1. Что такое война для Теркина

На протяжении всего своего творчества А.К. Твардовский показывает войну и как трагедию. Еще во время финской кампании, как отмечает А. Л. Гришунин,  к поэту пришло ощущение великой трудности войны и ее трагизма[5]. Находясь в положении «писателя с двумя шпалами», которое «не выслужено (не то слово)», - Твардовский то и дело ставил себя на место рядового красноармейца и испытывал «чувство прямо-таки нежности ко всем этим людям», из которых многим «не возвратиться домой»[6]. На одном из митингов перед решительным на­ступлением на сильно укрепленную полосу дотов «ли­нии Маннергейма» поэт сказал «несколько не казенных и, может быть, не уставных слов о том, что родина знает, какие подвиги совершают бойцы и какие видят они трудности». Во время этого выступления «несколь­ко сидевших в полутьме землянки бородатых (щетина) людей плакали - нервы у всех были в перенапряже­нии. Люди только вчера вернулись «оттуда» и знали, что нужно идти обратно туда, знали, что вряд ли кому вернуться»[7].

У поэта возникло непреодолимое желание «высказать­ся как следует» по поводу этой войны, создать о ней большое эпическое произведение: «Я как бы обижен за фронт и людей. Как это все могут жить, как жили, инте­ресоваться, чем интересовались, когда они должны же гнать, какая это была война, сколько тысяч людей (...) заглянули в ее жуткие глаза, пережили ни с чем не срав­нимое и никогда об этом не расскажут (...) Жизнь боль­ше войны. (...) Но я только тогда смогу вновь в полную меру сердца волноваться всем тем, чем волновался прежде (...), когда выпишусь, выскажусь как следует на темы финляндского похода»[8].

В самом начале «Книги про бойца» не случайно поме­щена поэтическая декларация жизненной необходимо­сти «правды сущей» о войне. Это был главный эстетический принцип А.  Твардовского:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Как бы ни была горька.

Книга, действительно, написана «бестрепетно в лицо глядя всякой правде», как сказано в главе «О любви».

Случалось, врал для смеху,

Никогда не лгал для лжи, -

читаем еще в заключительной главке поэмы.

Это - разговор о войне откровенный, серьезный. По­казана ее святая справедливость и ее героика, но пока­зан и ее трагизм. Срывающиеся переправы, неудачи в бою, тоскливое чувство беззащитности под миномет­ным огнем в условиях топкого болота, состояние вне­запно осознанного полного одиночества солдата, узнав­шего о гибели всех его родных и близких... Немногие произведения о войне с такой убедительностью и силой передают всю моральную и физическую тяжесть войны.

Отметим также, что многие стихи периода 1945 и 1946 несли в себе общим мажорный хвалебный тон победы, это был принятый в поэзии сорок пятого года общий тон ликования. А. Твардовский, одним из первых почувствовав известную односторонность подобного подхода в поэзии. Он рисует образ солдата-сироты, который, сидя на краю сухой канавы, на виду у проходящих на Берлин колонн плачет о своем разрушенном доме, о сыне и жене. Весеннее майское небо над головой напоминает ему о другом, которого он уже никогда не увидит, – о майском небе, таком спокойном некогда, в незапамятном прошлом, над его собственным, теперь уже несуществующим очагом. «Так ли, нет, должны мы помнить о его слезе святой », – говорит А. Твардовский, заключая свой рассказ о сироте-солдате. Эту нота мужественной скорби.

В поэме «Василий Теркин» ряде глав встречаются символические образы, при помощи которых поэт раскрывает антигуманную сущность войны.

В главе «Переправа» к таким образам следует отнести «ночи след кровавый», вынесенный в море волной; нельзя забыть и о «людях тёплых, живых», шедших «на дно, на дно, на дно». Создаётся ощущение, что сам повтор односложного слова с предлогом передаёт не только ужасный, противоестественный ритм погружения бойцов в водное пространство, холодное, безжизненное, но и взволнованность повествователя, который не может спокойно созерцать трагедию. Позднее перед читателем возникает не менее трагическая картина: снежок порошит в очи мёртвых бойцов и не тает, лишь

…пыльцой лежит на лицах –

Мёртвым всё равно.

Слова поэта о равнодушии мёртвых, далее получающие развитие («стужи, холода не слышат»), вносят в содержание поэтического текста философский план, который становится всё более и более очевидным в следующих строфах: люди мертвы, а «старшина паёк им пишет»; люди мертвы, а письма, ими написанные “на привале при огне” на спинах друг у друга, идут домой. Мир трагически парадоксален.

Война меняет людей. Не остается неизменным на протяжении книги и ее герой - Теркин. Так, например, в главе «Дед и баба», будучи старшим в передовом разведывательном отряде, он заметно бо­лее сдержан в своем поведении, чем при первом своем появлении на страницах книги, а при форсировании Днепра, под конец поэмы, он уже не только не «бала­гур», извергающий «вздор незаменимый» (варианты главы   «На   привале»),   но  и  вовсе - «не встревал» в шутки.

- Он курил, смотрел нестрого.

Думой занятый своей.

За спиной его дорога

Много раз была длинней.

И молчал он не в обиде.

Не кому-нибудь в упрек.

Просто больше знал и видел.

Потерял и уберег.

Таким образом, видение войны поэтом близко видению ее рядовыми бойцами, которым нельзя отказать в объективности и трезвости, но при этом мужестве переживания, уважения к тяжелой теме и сдержанности в описании страданий, жестокостей, ежедневных столкновений со смертью.

  1. Акимов В. М. «Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле...» / В. М. Акимов // Акимов В. М. На ветрах времени [Текст]: очерки о кн. сов. писателей: для детей ст. возраста / Акимов В. М. - Л.: Детская литература, 1981. - С. 109 - 119.
  2. Головня М.В. Контекст как средство выражения оценки в поэзии А.Т. Твардовского [Текст] // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное: Межвузовский сборник научных трудов, посвящённый 75-летию профессора П.А. Леканта. – М.: Издательство МГОУ, 2007. – С.424 – 427.
  3. Головня М.В. Средства выражения оценки в поэтическом языке А. Т. Твардовского [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: специальность 10.02.01 «Русский язык» / Головня Марина Витальевна; [Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва: 2010. - 24 с.
  4. Горелик Л. Тема родной земли в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин» [Текст] // Литература. 2001. - № 11.
  5. Грачева Ж.Д. Структуры с тавтологией главных членов в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» // Творчество А.Т. Твардовского и русская литература. Воронеж, 2000. - С. 153-161.
  6. Гришунин А. Л. «Василий Тёркин» Александра Твардовского [Текст] / А.Л. Гришунин. – М.: Наука, 1987. – 160 с.
  7. Ермолаева Н.Л. О правде войны в "Книге про бойца" А.Т. Твардовского [Текст] // Литература в школе.- 2005.- № 5.- С.2-6
  8. Киселева И.В. Пространственный код в русской лингвокультуре [Текст] // Материалы межвузовской научно-практической конференции 25 мая 2011 года «Современные теории и методы обучения иностранным языкам в ВУЗе»: Статьи и доклады участников конференции в 2-х томах. Т. 2. – М.: Факультет иностранных языков Академии ФСБ России, 2011. С. 246–253.
  9. Ксенофонтов, И. От Карелии до Берлина: Боевой путь гвардии младшего лейтенанта Василия Тёркина [Текст] / И. Ксенофонтов // Литературная газета. – 2010. – 16-22 июня (№ 24).
  10. Маршак С.Я. Воспитание словом [Текст]. – М.: Гослитиздат, 1961.
  11. Разводова О.В. Наследие А.Твардовского и современная концепция «нового реализма» [Текст] // А.Т.Твардовский и русская литература XX века. - Воронеж, 2000.
  12. Романова Р.М. Александр Твардовский: Страницы жизни и  творчества. [Текст] - М. 1989. 
  13. Снигирева Т.А. Поэтическая классика в ракурсе современности: образ «дьявольского смеха» в поэмах А.Т. Твардовского [Текст] // Русская литература ХХ-XXI веков:  направления  и  течения: Сб. науч. тр. - Вып. 11 / ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2009. - С. 66 – 78.
  14. Твардовский А. «С Карельского перешейка». («Из фронтовой тетради»). [Текст] // Новый мир. – 1969. - № 2.
  15. Туманова С.Р. Диалог жизни и смерти в творческом сознании Л.Н. Толстого и А.Т. Твардовского [Текст] // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2010. - №2. – С. 127 – 137.
  16. Турков, А.М. Александр Твардовский [Текст] / А. М. Турков. - М. : Мол. гвардия, 2010. - 406 с.
  17. Убогий А. Поэт навсегда [Текст] // Наш современник. 2002. № 1. - С. 238-252.
  18. Шалдина Р.В. Творчество А. Твардовского: природа смеха [Текст]: Диссертация ... к.ф.н. Екатеринбург, 2002. 190 с.
  19. Шутан М. «Василий Тёркин» Александра Твардовского [Текст] // Литература. – 2008. - № 9.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское