Введение
- Что такое война для Теркина
- Проблемы жизни и смерти
- Военные будни: детали войны
- Какие битвы изображены в поэме
- Подвиг человека на войне
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа|Литература
Авторство: bugalter
Год: 2013 | Страниц: 40
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность. Великой Отечественной войне написано много, создан даже литературный воюющий народ, но вот художественный архетип русского солдата на этой войне у нас, пожалуй, один: Василий Теркин. Написав «книгу о бойце», Александр Твардовский рассказал обо всех вместе и каждом в отдельности. Герой его произведения не героическая армия, а народ, призванный на поле брани. Известно, впрочем, что русский национальный характер, как и любой другой, избегает расшифровки. Лишь большому художнику под силу создать образ, выражающий высшую степень правды, универсальный принцип - архетип. Если это происходит, мы безотчетно узнаем и в капитане Тушине из «Войны и мира» Толстого, и в Василии Теркине бессмертных носителей национального духа.
Уже в марте 1942 года начали печататься первые главы «Теркина». Предвосхищая реальность только начавшейся войны, Твардовский сумел воплотить великий дух будущей победы, атмосферу священной войны, и в этом – гениальность поэта. Не случайно И. Бунин восхищался человечностью этой книги, ее высокой правдой, народным русским языком.
Победа в Великой Отечественной войне для всего мира стала «моментом истины». Для сокрушенных врагов, для самих победителей и для нас, наследников Победы. Увы, и сегодня можно услышать, что «войну-то мы выиграли, но не победили, ибо это разные вещи...». Так думают те, кто не способен на любовь к России. А любить Россию, как говорят наши набожные старушки, можно только христианской любовью - бескорыстно.
Величие простого русского солдата Василия Теркина в том, что война для него лишь ратный труд и, совершая свои подвиги, героем он себя не осознает. Потому-то Теркин и шагнул из литературы в жизнь: поэмой Твардовского зачитывались в окопах. Василий Теркин стал олицетворением героического духа нации в годы ВОВ 1941 - 1945 гг.
А.Т. Твардовский – яркая и значимая фигура в русской литературе XX века. Его творчество пришлось на период сложнейшей, переломной эпохи в культурно-политической, духовно-нравственной сфере в жизни России. Однако Твардовскому в своих произведениях, по свидетельствам многих исследователей, удалось сохранить исконные ценности национально-культурного духовного бытия. Высоко оценил его творчество С.Я. Маршак, назвав Твардовского «прямым и законным наследником славной русской литературы»[1]. Современные исследователи отмечают высокую писательскую культуру Твардовского, «великого поэта», «ревнителя русской традиции поэтической и прозаической речи»[2], «глубокое знание подробностей быта и языка, этот быт выражающего»[3], а историк и публицист М.Я. Гефтер, литературоведы Р.М. Романова, А.Ю. Убогий ставят его в один ряд с Пушкиным и Толстым. Подобные оценки на фоне вышеотмеченной уникальности авторского миропонимания, «нацеленности поэта видеть в мире самое общечеловеческое, наиболее ценное всем и каждому» объясняют особый интерес, который представляет изучение языковой личности Твардовского.
Поэма «Василий Теркин» всегда была в поле изучения отечественного литературоведения. Об этом свидетельствует обширный перечень литературы об А.Т. Твардовском. В то же время, характеризуя эпический размах поэта, его государственный масштаб, исследователи отмечали и отмечают существование комического начала в его творчестве. Здесь следует упомянуть работы П.С.Выходцева, В.М.Акаткина, С.Страшнова, Ф.Абрамова, Р.Романовой, Ю.Буртина и др. Характерной чертой твардовсковедения является изучение военной тематики с «преимущественно фольклорным влиянием и функционированием прежде всего фольклорных форм комического в художественном мире поэта»[4], как отмечает Р.В. Шалдина.
Объект исследования: поэма Твардовского «Васили Теркин»
Предмет исследования: тема войны в поэме «Васили Теркин»
Цель исследования: выявить особенности изображения войны в поэме Твардовского «Василий Теркин».
1. Что такое война для Теркина
На протяжении всего своего творчества А.К. Твардовский показывает войну и как трагедию. Еще во время финской кампании, как отмечает А. Л. Гришунин, к поэту пришло ощущение великой трудности войны и ее трагизма[5]. Находясь в положении «писателя с двумя шпалами», которое «не выслужено (не то слово)», - Твардовский то и дело ставил себя на место рядового красноармейца и испытывал «чувство прямо-таки нежности ко всем этим людям», из которых многим «не возвратиться домой»[6]. На одном из митингов перед решительным наступлением на сильно укрепленную полосу дотов «линии Маннергейма» поэт сказал «несколько не казенных и, может быть, не уставных слов о том, что родина знает, какие подвиги совершают бойцы и какие видят они трудности». Во время этого выступления «несколько сидевших в полутьме землянки бородатых (щетина) людей плакали - нервы у всех были в перенапряжении. Люди только вчера вернулись «оттуда» и знали, что нужно идти обратно туда, знали, что вряд ли кому вернуться»[7].
У поэта возникло непреодолимое желание «высказаться как следует» по поводу этой войны, создать о ней большое эпическое произведение: «Я как бы обижен за фронт и людей. Как это все могут жить, как жили, интересоваться, чем интересовались, когда они должны же гнать, какая это была война, сколько тысяч людей (...) заглянули в ее жуткие глаза, пережили ни с чем не сравнимое и никогда об этом не расскажут (...) Жизнь больше войны. (...) Но я только тогда смогу вновь в полную меру сердца волноваться всем тем, чем волновался прежде (...), когда выпишусь, выскажусь как следует на темы финляндского похода»[8].
В самом начале «Книги про бойца» не случайно помещена поэтическая декларация жизненной необходимости «правды сущей» о войне. Это был главный эстетический принцип А. Твардовского:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Как бы ни была горька.
Книга, действительно, написана «бестрепетно в лицо глядя всякой правде», как сказано в главе «О любви».
Случалось, врал для смеху,
Никогда не лгал для лжи, -
читаем еще в заключительной главке поэмы.
Это - разговор о войне откровенный, серьезный. Показана ее святая справедливость и ее героика, но показан и ее трагизм. Срывающиеся переправы, неудачи в бою, тоскливое чувство беззащитности под минометным огнем в условиях топкого болота, состояние внезапно осознанного полного одиночества солдата, узнавшего о гибели всех его родных и близких... Немногие произведения о войне с такой убедительностью и силой передают всю моральную и физическую тяжесть войны.
Отметим также, что многие стихи периода 1945 и 1946 несли в себе общим мажорный хвалебный тон победы, это был принятый в поэзии сорок пятого года общий тон ликования. А. Твардовский, одним из первых почувствовав известную односторонность подобного подхода в поэзии. Он рисует образ солдата-сироты, который, сидя на краю сухой канавы, на виду у проходящих на Берлин колонн плачет о своем разрушенном доме, о сыне и жене. Весеннее майское небо над головой напоминает ему о другом, которого он уже никогда не увидит, – о майском небе, таком спокойном некогда, в незапамятном прошлом, над его собственным, теперь уже несуществующим очагом. «Так ли, нет, должны мы помнить о его слезе святой », – говорит А. Твардовский, заключая свой рассказ о сироте-солдате. Эту нота мужественной скорби.
В поэме «Василий Теркин» ряде глав встречаются символические образы, при помощи которых поэт раскрывает антигуманную сущность войны.
В главе «Переправа» к таким образам следует отнести «ночи след кровавый», вынесенный в море волной; нельзя забыть и о «людях тёплых, живых», шедших «на дно, на дно, на дно». Создаётся ощущение, что сам повтор односложного слова с предлогом передаёт не только ужасный, противоестественный ритм погружения бойцов в водное пространство, холодное, безжизненное, но и взволнованность повествователя, который не может спокойно созерцать трагедию. Позднее перед читателем возникает не менее трагическая картина: снежок порошит в очи мёртвых бойцов и не тает, лишь
…пыльцой лежит на лицах –
Мёртвым всё равно.
Слова поэта о равнодушии мёртвых, далее получающие развитие («стужи, холода не слышат»), вносят в содержание поэтического текста философский план, который становится всё более и более очевидным в следующих строфах: люди мертвы, а «старшина паёк им пишет»; люди мертвы, а письма, ими написанные “на привале при огне” на спинах друг у друга, идут домой. Мир трагически парадоксален.
Война меняет людей. Не остается неизменным на протяжении книги и ее герой - Теркин. Так, например, в главе «Дед и баба», будучи старшим в передовом разведывательном отряде, он заметно более сдержан в своем поведении, чем при первом своем появлении на страницах книги, а при форсировании Днепра, под конец поэмы, он уже не только не «балагур», извергающий «вздор незаменимый» (варианты главы «На привале»), но и вовсе - «не встревал» в шутки.
- Он курил, смотрел нестрого.
Думой занятый своей.
За спиной его дорога
Много раз была длинней.
И молчал он не в обиде.
Не кому-нибудь в упрек.
Просто больше знал и видел.
Потерял и уберег.
Таким образом, видение войны поэтом близко видению ее рядовыми бойцами, которым нельзя отказать в объективности и трезвости, но при этом мужестве переживания, уважения к тяжелой теме и сдержанности в описании страданий, жестокостей, ежедневных столкновений со смертью.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!