Введение
Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции
1.1. Понятие качества продукции и обзор основополагающих документов в области качества
1.2. Фактора и условия, влияющие на качество товара
1.3. Сертификация систем качества
Глава 2. Стандарты, влияющие на качество алкогольной продукции
2.1. Общая характеристика алкогольной продукции
2.2. Виды опасностей алкогольной продукции
2.3. Стандарты алкогольной продукции
2.4. Меры снижения и предотвращения некачественной продукции
Заключение
Список использованной литературы
Любой товар, предлагаемый на рынке должен соответствовать определенным нормам требованиям качества. В последние годы вопрос о качестве приобрел большую значимость в среде предпринимателей и менеджеров. Теория и практика в области качества прошли за эти годы путь от простой инспекции качества (проверка продукции на наличие дефектов по окончании процесса производства) до тотального управления качеством, когда вопросы обеспечения качества ставятся во главу угла всей деятельности организации.
Безусловно, одним из самых прибыльных и быстро развивающихся сегодня является рынок алкогольной продукции. С каждым годом количество наименований предлагаемых спиртосодержащих напитков неуклонно растет. На рынке появляются новые игроки, а ветераны, уже завоевавшие доверие потребителя, периодически пополняют ассортиментные линейки оригинальными новинками. Да и выбор импортных напитков значительно расширился, - как в количественном, так и в качественном аспектах. Скажем, еще десять лет назад бывшие для нас диковинками дорогие коньяки, настоящие французские вина, граппа, сакэ и даже абсент теперь составляют обычный перечень алкогольной продукции большинства крупных супермаркетов. С увеличением рынка растет и конкуренция. И если с одной стороны, неумолимая борьба за потребителя значительно усложняет жизнь производителям алкогольных напитков, то с другой, это дает им дополнительный импульс к новым решениям и постоянному развитию.
Цель данной работы – изучение влияние стандартов на качество алкогольной продукции.
Для достижения поставленной цели выделим ряд задач.
Во-первых, рассмотрим теоретические основы управления качеством продукции.
Во-вторых, рассмотрим стандарты, влияющие на качество алкогольной продукции.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Список литературы включает 19 источников.
Информацией для исследования служит учебно-методическая литература, научные экономические издания.
Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции
1.1. Понятие качества продукции и обзор основополагающих документов в области качества
С переходом к рыночным отношениям, развитием конкуренции главным условием реализации продукции, устойчивой и прибыльной работы, достижение основных рыночных целей большинства отечественных предприятиях становиться решение проблемы конкурентоспособности выпускаемой продукции. Определяющим в комплексе элементов конкурентоспособности является качество, без которого товара не существует[1].
Качество составляет основу, технико-экономическое ядро конкурентоспособности. В то же время понятие конкурентоспособности применительно, например, к какому-нибудь товару дополняется такими независимыми от изделия факторами, как условия конкретного рынка сбыта, его специфика, сеть сервисного обслуживания, влияние моды, рекламы, политические пристрастия и т.д. Эти дополнения, не изменяя сущности продукции, могут значительно влиять на конкурентоспособность товара в конкретных условиях реализации. Однако рынок не изменяет качество, т.е. потребительские свойства продукции. Поэтому, на мой взгляд, оценка конкурентоспособности изделия по уровню его качества является вполне объективной
В соответствии со стандартами ISO 9000:2000 качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности[2].
Совершенно естественно, что за время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество. Никакое из нижеприведенных определений не противоречат другому. Наоборот, они дополняют друг друга с разных сторон. Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество – это пригодность к использованию.
Данное понятие включает четыре элемента[3]:
- восприятие потребителями проекта товара;
- степень соответствия товара проекту;
- доступность товара для приобретения, его надежность и ремонтопригодность, а также доступный сервис.
Арманд Фейгенбаум определяет качество как «решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром и измеряется в соответствии с удовлетворениями его требований. Представление о качестве постоянно меняется, не стоит на месте на конкурентном рынке».
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Стандарт ИСО - 8402 ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень[4]. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное управление менеджмента - менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО - жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства. Качество можно представить в виде пирамиды[5] (рис.1).
Рисунок 1 - Пирамида качества
Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно- технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, напрямую связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции непосредственно вытекает из качества работы. Здесь оценивается качество годной продукции, учитывается мнение потребителя, анализируются рекламации.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- определенных отраслей или регионов;
- освоение изделий, функциональные возможности которых
- реализуются на новых принципах;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию;
- развитие сервиса.
Для того, чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.
Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно – технологических работ подготавливают внедрение изделия / услуги в производство.