Курсовая работа|Стратегический менеджмент

Повышение эффективности управленческой команды

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2013 | Страниц: 72

Введение

Глава 1. Теоретический анализ объекта и предмета дипломной работы                      

1.1. Управленческие команды в системе управления организацией

1.2. Механизмы  формирования управленческих команд

Глава 2. Практический анализ социально-психологических факторов управленческой команды

2.1. Общая характеристика практического анализа

2.2. Особенности социально-психологических факторов управленческой команды 

Глава 3. Пути повышения эффективности управленческой команды посредством влияния на ее социально-психологические факторы

Заключение

Библиографический список

Приложения 

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, обострением конкуренции в условиях глобализации, как на внутреннем, так и на внешнем рынках; во-вторых, быстротой изменений условий деятельности в технико-технологических, промышленно-производственных, социальных сферах; в-третьих, усилением неопределенности внешней среды; в-четвертых, необходимостью диверсификации организациями своей деятельности.

Отсюда повышенные требования к гибкости организации, ее способности приспосабливаться к новым быстроменяющимся условиям, постоянно обеспечивать свою конкурентоспособность. В этом смысле все хозяйствующие организации являются бизнес-организациями с точки зрения современной экономической теории и сложившейся практики хозяйствования.

Сегодня, в организациях резко возрастает роль и значение системы управления способной своевременно  принимать адекватные решения и создавать все необходимые условия (ресурсные, финансовые, кадровые, информационные, имиджиевые и т.п.) для их реализации.

В то же самое время, в самой системе управления бизнес-организации происходят существенные подвижки в силу: нарастания информационных потоков; неэффективности громоздкого бюрократического управленческого аппарата; усложнения процесса принятия управленческих решений; смены ценностных ориентиров высокопрофессиональных управ­ленцев. Эти изменения касаются, прежде всего, структур и субъектов управления. Структуры становятся все менее жестко иерархичными, гибкими, матричными. Что касается субъектов, то налицо: а) рост их числа; б) образование множества горизонтальных связей между ответственными исполнителями. Все это создает предпосылки для формирования управленческих команд различного уровня и масштаба.

Иными словами, тенденцию современного управления можно определить как поиск способов повышения отдачи человеческого потенциала, прежде всего, управленческого в рамках наиболее целесообразных производственных и управленческих струк­тур бизнес-организаций. Анализ факторов, влияющих на развитие систем управления бизнес-организациями, позволил прийти к выводу о том, что появление на них управленческих ко­манд является отражением объективных процессов, происхо­дящих в менеджменте на современном этапе, и способно решить многие проблемы, имеющие место в управлении. Необходимо также отметить, что сами управленческие команды – это достаточно сложное образование с собственным жизненным циклом. Для повышения эффективности управленческих команд необходимо изучать и использовать закономерности их формирования, функционирования и развития. На базе познания этих закономерностей формируются соответствующие механизмы (т.е. институты + ресурсы + отношения), призванные повысить эффективность управленческих команд.

Данная проблема является междисциплинарной, и находится на стыке двух начал: экономико-управленческого и социолого-психологического. По различным аспектам в области социолого-психологических знаний выделяются работы ряда отечественных ученых: Н.А.Волгина, Т.П.Галкина, Н.Н.Гриценко, С.А.Дятлова, Г.А.Егиазаряна, В.А.Жамина, Ю.П.Кокина, Р.П.Колосовой, Л.Ф. Никулина, Ю.П.Одегова, Я.В. Радченко, В.Д.Роика, Ф.М.Русинова, Д.Ф.Шавишвили, В.И.Шкатулы, А.А.Шулуса, Р.А.Яковлева и др.

В области проблематики, составляющей собственно объект и предмет исследования, следует отметить работы: В.В. Авдеева, А.А. Деркача, И.В. Калинина, В.И. Корниенко, В.Н. Меньшовой, В.Пугачева, Н.Н. Пушкарева, Н.Пучкова, Ю.В. Синягина, а также ряда зарубежных ученых, таких как У. Бреддик, А.Вайсман, Бенг Карлофф, А. Морита,  Свен Седеборг, Ли Якокка и др.

При этом, на сегодня ещё имеется достаточное количество малоизученных вопросов в области формирования, функционирования и развития управленческих команд в современных российских условиях. Это обстоятельство и предопределило выбор темы исследования.

Цель исследования – исследовать социально-психологические факторы управленческих команд на этапе их формирования

Объект исследования – управленческие команды в системе управления современной бизнес-организации.

Предмет – механизмы формирования, функционирования и развития управленческих команд.

Основная гипотеза исследования состоит в утверждении, что социально-психологические факторы являются важным аспектом управленческой системы, который непосредственно влияет на эффективность управленческой команды и процесс ее создания.

Основная цель исследования потребовала постановки и решения следующих задач исследования:

  1. выявить сущностные характеристики системы управления современной организации
  2. выделить механизмы формирования управленческих команд;
  3. исследовать социально-психологические факторы управленческой команды на этапе ее создания
  4. определить пути повышения эффективности управленческой команды посредством влияния на ее социально-психологические факторы
  5. дать содержательные характеристики управленческих команд;

В работе использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ методической литературы.
  2. Методы эмпирического исследования: анкетирование, тестирование.
  3. Количественно-качественный анализ.

Практическое значение работы заключается в следующем:

  1. Предложен методический блок, позволяющий изучить социально-психологические факторы социальной группы.
  2. Выделены пути управления взаимодействием в организационной команде.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретический анализ объекта и предмета дипломной работы

1.1. Управленческие команды в системе управления организацией

Под бизнес-организацией в работе понимается предпринимательская организация, во-первых, специализирующаяся на выпуске определенного вида товаров или оказании услуг; во-вторых, ставящая своей основной целью получение прибыли; в-третьих, ведущая деятельность на свой страх и риск на конкурентном рынке; в-четвертых, имеющая внутреннюю организационную структуру (совокупность структурных звеньев, подразделений); в-пятых, она имеет формализованную систему управления, выстроенную по уровням, функциям, целям и т.д.

Каждая бизнес-организация должна соблюдать следующие принципы: экономичность – достижение заданных результатов при минимальных затратах или при определенном объеме затрат, обеспечение наибольших результатов; финансовая устойчивость – способность в каждый момент времени ответить по всем своим обязательствам; строить систему отношений с партнёрами на взаимоприемлемых условиях; получение прибыли – производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивать прибыльность и эффективность.

В настоящее время в рыночной экономике основным фактором, определяющим коммерческий успех бизнес-организации, является ее конкурентоспособность. Это комплексное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, нуждам и ожиданиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим и эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации.

В настоящее время важнейшим фактором конкурентоспособности бизнес-организации является эффективность функционирования системы управления бизнес-организацией.  Система управления представляет собой совокупность целей, функций управления, принципов и методов управления, структуры управления. Исходным пунктом является формирование и выбор целей управления. Среди них можно назвать основными – создание и поддержание конкурентоспособности бизнес-организации, обеспечение ее устойчивого финансового положения, и в конечном итоге – обеспечение эффективной деятельности. Управлению присуще разделение труда, в результате которого выделяются функции управления – обособившиеся участки управленческой деятельности. Структура управления представлена органами управления, которые формируются из кадров управления и обеспечиваются необходимой техникой управления. За последние 10-15 лет в структурах и субъектах управления произошли значительные изменения.

На основании проведенного анализа определена современная тенденция поиска способов повышения отдачи человеческого потенциала, в том числе — управленческого в рамках наиболее целесообразных производственных и управленческих струк­тур бизнес-организаций. Структурные изменения направлены на: повышение гибкости, быстроты реагирования на изменения внешней и внутренней сред бизнес-организации; усиление оперативности принятия решений, концентрации усилий исполнителей на важнейших направлениях деятельности и усилении их ответственности; наиболее рациональном сочетании линейных и функциональных взаимосвязей; кооперации различных органов для наилучшего достижения общей цели; рационализации использования горизонтальных связей.

Субъектные изменения в системе управления характеризуются: а) сменой ценностных ориентиров высокопрофессиональных управ­ленцев от бюрократических к  предпринимательским – знаниям, инновационным способностям, гибкости, творчеству; б) стремлением удовлетворять не только цели и потребности организации, но удовлетворять цели и потребности работника посредством выполняемой им работы; в) социальным партнерством; г) включением персонала в состав активов фирмы, использованием более разнообразных экономических методов и мотиваций управления. 

Синтез структурных и субъектных изменений в системе управления бизнес-организацией привел к тому, что появление управленческих ко­манд на хозяйствующих субъектах является отражением объективных процессов, происхо­дящих в менеджменте на современном этапе, и способно решить многие проблемы, имеющие место в управлении.

Если рассматривать орган управления, состоящий из нескольких человек, то он будет называться рабочей группой. Самое общее определение такого термина дают М. Мескон и другие: «Рабочая группа - группа, состоящая из лиц, работающих вместе...»[1]. Таким образом, преобразуя данное определение, рабочая группа управления - группа людей, работающих вместе с целью координировать действия подчинённых для достижения конечного результата.

Под термином команда в научной литературе понимается небольшая группа людей (обычно менее десяти), специфика работы которых требует вы­сокой степени координации для достижения определенного результата. В об­щем смысле команда - это коллектив людей единомышленников, объединен­ных общей целью, единое эффективное целое. Достаточно разнообразные тол­кования команды дают экономисты, психологи и социологи, как отечествен­ные, так и зарубежные.

Экономисты считают, что команда - это самооорганизующийся коллек­тив, имеющий общую цель, разнообразие задач, сотрудничество. В частности Э. Уткин считает, что «... команда - это тщательно сфор­мированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое»[2].

Психологи считают, что команда — это группа психологически совмести­мых людей, которым необходимо общение и сплоченность. В.В. Авдеев дает такое определение команде: «команда - группа психоло­гически совместимых лиц, объединенных единством стратегических интере­сов (как в форме целевых управленческих политик, так и в виде показателей оценки результатов деятельности по проведению этих политик), концепту­ально - технологически мыслящих в области профессиональной компетенции и работающих по определенным правилам»[3].

Социологи считают, что команда - это группа людей, имеющих общие цели и высокий уровень взаимозависимости. Например, Т.П. Галкин в своей книге «Социология управления: от группы к коман­де», говорит о команде, как о «... группе людей, имеющих общие цели, взаимодополняющих навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разде­ляющих ответственность за достижение конечных результатов»[4].

  1. Авдеев В.В. Формирование команды. — 2-е изд., перераб. и доп. – М,: ТЦ «Сфера», 1999 – С.148.
  2. Административно управленческий портал. http://www.aup.ru/
  3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами, 8-е издание, - М., Издательство Питер, 2005. – 832с.
  4. Бузник А.И., Лисенчук Г.А. Основы управления конфликтным взаимодействием в командах. Сборник научных трудов. 4 Международная научно-практическая конференция. Винница – 2001- 287-290
  5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер с англ. М.: «Дело ЛТД», 1994.
  6. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. - С. 435
  7. Галкин Т.П. Социология управления: от группы к команде. — М.: «Фи­нансы и статистика». 2001. – С.155.
  8. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Донети Д. Х.-.ш. Организации: поведение, структура, про­цессы. 8-е изд.: Пер. с англ.— М.: ИНФРА-М, 2000
  9. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 1990. - С. 175
  10. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. - М.: Смысл, 2000. - С. 191
  11. Джон В. Ньюстром, К. Дэвис «Организационное поведение». СПб, Питер, 2000г., С54
  12. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.
  13. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. - М.: Генезис, 2001
  14. Келлер В.С. Деятельность в вариативных конфликтных ситуациях. –С.Пб - - 181 с.
  15. Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом, М.: Издательство «Эксмо», 2005. – 224с.
  16. Корниенко В.И. Формирование управленческих команд нового поколе­нии: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, М.; РАГС, 2000. – С. 61-63.
  17. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. - 2-е издание, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511с.
  18. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МУ, 1991.- С. 207
  19. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... - М.: Дело, 1993
  20. Лекционный материал. Управление персоналом. Преподаватель – Т.В. Сувалова 2004.
  21. Леонтьев Д.А. Шанс для творчества (конфликты и стратегии их разрешения)// Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений на II научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск, 1990. - С. 17-19
  22. Личность и Культура. - 1999. - №1. - с.22
  23. Макаренко Н.Л., Косаренко Н.Н., Управление персоналом организаций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. -464 с.
  24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1997. - С. 692.
  25. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- С. 184
  26. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе - М., 2000
  27. Практическая психодиагностика/ Под. Ред. Д.А. Райгородского. М., - 2004 - с. 470
  28. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением. Методика "семь радикалов"/ Серия «Психологический практикум» В. Пономаренко, Издательство Феникс, 2006.- 256с.
  29. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2002.
  30. Социальная психология / Ш.Тейлор, Л.Пипло, Д.Сирс. – 10-е изд. – Спб.: Питер, 2004.
  31. Социология организаций/ Фролов С.С. изд. АКАДЕМИКА (ЮРИСТЬ-ГАРДАРИКА) 2003. – 382с.
  32. Спивак В.А. Корпоративная культура СПб., Питер, 2001г.,С61
  33. Стратегическое управление: учеб. – М.: ТК Велби, Издательство Простпект, 2005. – 328с.
  34. Суперменеджер: создание успешной команды/ Серия «Бизнес-класс». Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 96с.
  35. Томпсон Лей, Создание команды: Вершина, 2006. – 544с.
  36. Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд 3, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 928 с.
  37. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С.302
  38. Уткин Э.Л. Антикризисное управление. - М.: Ассоциация авторов и из­дателей «Тандем», Изд-во ЭКСМОС, 1997. - 400 с.
  39. Фаткин Л., Морозова  К.   Командообразование   в  организации   как  фактор   эффективности  совместной деятельности. Сайт www.ptpu.ru
  40. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Издательство Института Психотерапии. 2005. – 490с.
  41. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. - М.: Дом педагогики, 2000. - С. 544
  42. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации / Пер, с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1994.
  43. Belbin R.M. Management team. -New York,: Hamemann, 1981.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Стратегический менеджмент
2016 год 34 стр.
Оценка эффективности управления сельскохозяйственным производством

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское