Введение
1 Теоретические основы процедуры аттестации как технологии оценки персонала
1.1 Современные концепции, термины и определения аттестации персонала
1.2 Специфика аттестации персонала на государственной гражданской службе
1.3 Проблемы аттестации персонала на государственной гражданской службе
2 Анализ аттестации как технологии оценки персонала на государственной гражданской службе в Новосибирской области
2.1 Аттестация государственных гражданских служащих в Новосибирской области
2.2 Направления совершенствования аттестации государственных гражданских служащих
Заключение
Список использованной литературы
Совершенствование кадровой политики является одной из приоритетных областей повышения эффективности управления в целом. Аттестация служащих является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в государственных органах.
Однако, как справедливо указывает Ю.Н. Старилов, в современной научной и учебной административно-правовой литературе институту аттестации государственных служащих уделяется явно недостаточное внимание. Между тем аттестация имеет важнейшее значение в практической деятельности служащих. Совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы невозможно без периодической аттестации служащих. По результатам аттестации принимаются решения о необходимости повышения квалификации государственных служащих, определяются направления их профессионального обучения и развития, решается вопрос о продвижении по службе, установлении надбавки и т.д. От эффективности аттестации, как средства оценки, от надежности ее результатов во многом зависит успех реализации других направлений работы с персоналом (ротация, обучение и развитие и т.д.).
К сожалению, многие вопросы аттестации персонала на государственной гражданской службе имеют свою специфику, которая часто остается за пределами современных исследований.
Цель работы – изучить аттестацию как технологию оценки персонала на государственной гражданской службе.
Объект исследования: технологии оценки персонала.
Предмет исследования: аттестация как технология оценки персонала на государственной гражданской службе.
Задачи:
- изучить современные концепции, термины и определения аттестации персонала;
- определить специфику аттестации персонала на государственно гражданской службе;
- охарактеризовать сущность и проблемы аттестации персонала на государственной гражданской службе;
- провести анализ аттестации государственных гражданских служащих в Новосибирской области;
- сформулировать направления совершенствования аттестации государственных гражданских служащих.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1 Теоретические основы процедуры аттестации как технологии оценки персонала
1.1 Современные концепции, термины и определения аттестации персонала
Оценка персонала служит основой для принятия не только организационных, но и управленческих решений в сфере обучения и развития персонала, мотивации, формирования систем вознаграждений. С целью проектирования действенных систем вознаграждений необходим пересмотр подходов к оценке персонала как важнейшего инструмента управления человеческими ресурсами, который долгое время оставался в большей степени формальным, сконцентрированным в основном на анализе соответствия работника занимаемой должности. Рассмотрим существующие подходы к оценке персонала, ее роли в политике руководства.
Среди российских ученых, изучающих проблемы аттестации персонала, необходимо отметить публикации таких авторов, как Н.И. Архипова [4], О.И. Блинова [5], В.В. Горощенко [6], В.Ю. Корнюшин [10], Л.Е. Марширова [11], Ю.Г. Одегов [16; 17], Л.В. Прудникова [19], Г.Г. Руденко [21], Т. Ю. Базаров [24],. А.Я. Кибанов [25; 26], В.В. Халиулина [27; 28], А.С. Чупанов [29] и другие. Однако единого мнения относительно содержания этого понятия не выработано.
Аттестация персонала в общем плане рассматривается как элемент управления и необходимое средство изучения качественного состава кадрового потенциала организации, его сильных и слабых сторон, а также как основа для совершенствования индивидуальных трудовых способностей работника и повышения его квалификации.
Существующие подходы к аттестации персонала можно объединить в три группы (рис. 1).
Рисунок 1 – Подходы к аттестации персонала
Прежде всего, следует отметить, что большинство исследователей разделяют понятия «оценка персонала» и «аттестация». Так, российский ученый в области управления человеческими ресурсами Т. Ю. Базаров аттестацию персонала определяет как «кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное ее назначение – не контроль исполнения, а выявление резервов повышения уровня отдачи работника» [24, с. 252].
В. Ю. Корнюшин в своих работах указывает, что «оценка персонала – это более широкое понятие, чем аттестация и трактует ее как процесс определения эффективности деятельности сотрудников в реализации задач организации с целью последовательного накопления информации, необходимой для принятия дальнейших управленческих решений» [10, с. 7]. Достоинством данного понятия является акцент именно на оценку эффективности деятельности сотрудника, т. е. в какой степени профессиональные, поведенческие и иные характеристики работника соответствуют или не соответствуют выполняемой работе и занимаемой должности. Также следует подчеркнуть, что важна не просто деятельность персонала как таковая, а именно в целях реализации задач организации, и то, что в результате процесса оценки происходит накопление информации, нужной для управления людьми.
Аттестация персонала – это «процесс, позволяющий определить результаты работы и уровень профессиональной компетентности, учесть ые, деловые качества работника, с целью раскрытия его потенциала и принятия дальнейших управленческих решений относительно его мотивации и развития» [19].