Введение
- Теоретические и методологические основы повышения конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия
1.2. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия
1.3. Методы оценки конкурентоспособности фирмы
- Анализ конкурентоспособности ЗАО «УНК»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ конкурентоспособности ЗАО «УНК»
Заключение
Список использованных источников и литературы
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике предприятия. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности фирмы и в области обеспечения конкурентоспособности. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок
Объектом курсовой работы является Закрытое акционерное общество «Уральская Нерудная Компания», в качестве предмета выступает конкуретоспособность предприятия.
Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособностью организации на примере ЗАО «УНК». В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкурентоспособности предприятия;
- выявить факторы повышения конкурентоспособности предприятия;
- определить методы оценки конкурентоспособности фирмы;
- проанализировать основных поставщиков ЗАО «УНК»;
- провести анализ конкурентоспособности в ЗАО «УНК»;
В работе были использованы такие методы как метод анализа и синтеза, метод сравнения, статистический метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
При написании теоретической части были использованы труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам конкурентоспособности предприятия, при написании практической части были использованы статистические и финансовые документы ЗАО «УНК».
1. Теоретические и методологические основы повышения конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия необходимо дать как можно полное представление о конкурентоспособности.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке[1].
«Европейский форум по проблемам управления» определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара и учитывает исключительно ценовые и неценовые характеристики.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
- вид производимого товара;
- ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
- лёгкость доступа на рынок;
- однородность рынка;
- конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
- конкурентоспособность отрасли;
- возможность технических новшеств в отрасли;
- конкурентоспособность региона и страны[2].
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
- Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
- Близость предприятия к клиенту.
- Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
- Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
- Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
- Умение твёрдо стоять на своём.
- Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
- Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы[3].
Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности продукции, на наш взгляд, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре).