Введение
Глава 1. Теоретико-концептуальные проблемы систематизации законодательства РФ в сфере образования
Глава 2. Основы регулирования прав и обязанностей в сфере образования
2.1. Права и обязанности работников образовательных учреждений
2.2. Требования к состоянию здоровья, уровню образования педагогических работников
2.3. Педагогический стаж
2.4. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образовательных учреждений
2.5. Особенности пенсионного обеспечения работников образовательных учреждений
Заключение
Список литературы
Согласно Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Специфика педагогической деятельности, характеризующаяся высоким уровнем ответственности и значительным эмоциональным напряжением, предполагает существование ряда особенностей регулирования труда педагогических работников. К ним относятся дополнительные требования при заключении трудового договора, установление льготного режима рабочего времени и времени отдыха, дифференцированный подход к нормированию и оплате труда, а также применение особых правил при расторжении трудового договора и др.
Педагогической называется деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Согласно ст.331 ТК РФ К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Это полностью соответствует нормативному положению, закрепленному в ст. 53 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании”.
Разработка типовых положений об образовательных учреждениях и установление образовательных цензов для педагогических работников относятся к функциям Минобразования России, что закреплено подп. 9 и 37 п. 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 24.03.00 № 258. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются Правительством РФ (кроме типовых положений образовательных учреждений определенных видов, утверждение которых отнесено к компетенции Минобразования России).
Еще одним обязательным условием для реализации данного права является отсутствие судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ.
К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами.
Статьи 150 и 151 УК РФ, посвященные вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественного действия, а также ст. 156 УК РФ, устанавливающая наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в качестве санкции предусматривают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Перечень преступлений, наличие судимости за которые препятствует занятию педагогической деятельностью, должен устанавливаться федеральными законами. Однако подобный законодательный акт пока не принят.
С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, а также имеющими судимость за определенные преступления, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ст. 83 ТК РФ.
Глава 1. Теоретико-концептуальные проблемы систематизации законодательства РФ в сфере образования
Стратегия развития России в XXI веке может и должна базироваться на приращении и вовлечении в общественную жизнь новых знаний, на инновациях. В связи с этим постоянно возрастает роль качественного образования, модернизация которого уже провозглашена одним из приоритетов государственной политики, тем более что рыночные отношения привнесли ряд негативных моментов и в образовательную сферу.
Одной из задач современного этапа развития отечественного образования становится необходимость приведения в соответствие действующей системы его нормативно-правового регулирования с задачами общественного развития. Требование тщательного законодательного регулирования отношений в области образования обусловлено рядом причин [1; с. 2].
Во-первых, нормы законодательства об образовании должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование. Положения ст. 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционную формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах образовательного законодательства.
Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую сегодня вовлечено все российское общество, все его возрастные, тендерные и социальные группы. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира, многократно увеличивает число участников образовательных отношений.
В-третьих, образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой - в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг.
Подчеркивая динамичность рассматриваемой отрасли образовательного законодательства, стоит отметить, что ее трансформации в определенной мере есть результат подвижности границ правового регулирования в указанной сфере, которые на современном этапе все более подвержены расширению. Границы действия законодательства меняются также и в зависимости от динамики условий общественной жизни [2; c. 210].
Определяя данные границы, необходимо учитывать существенную особенность нормативно-правового регулирования отношений в области образования - рассредоточенность норм образовательного права по различным актам российского законодательства, относящимся к самым разным его отраслям. Эта же особенность нормативной базы в полной мере применима и к правовым актам, регулирующим школьное образование. Они могут быть условно разделены на два блока [3; c. 124]:
- «профильные» акты, принятые специально для регулирования отношений в области школьного образования;
- «непрофильные» акты, которые приняты для регулирования образования в целом или отдельных видов отношений, не касающихся непосредственно образовательного процесса, но которые могут применяться для регулирования различных аспектов школьного образования (экономика образовательного комплекса, управление сферой образования, трудовые отношения в этой сфере и т.д.).
Первый блок нормативных правовых актов скромен по наполнению: ни одного закона о школе и немного подзаконных актов, регулирующих школьную проблематику: постановлений Правительства Российской Федерации и приказов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Министерства образования и науки Российской Федерации).