Актуальность темы. Современный мир стал свидетелем того, как качественно изменился терроризм. Он перестал быть индивидуальным и стал массовым, а его объектом перестала быть только правящая элита общества, каждый из нас теперь может быть подвергнут атакам террористов. Раньше средствами устрашения были практические показательные убийства конкретных людей, теперь же целью террористов стало общество, а значит, неопределенный и как можно более широкий круг людей.
Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.
Основными задачами в достижении указанных целей являются:
- выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;
- выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера и (или) оказание содействия такой деятельности;
- привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- пресечение попыток переноса на территорию России деятельности международных террористических организаций, привлечение к этому процессу потенциала международной антитеррористической коалиции;
- постоянное совершенствование ОГСПТ, поддержание в состоянии готовности к использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористических актов и минимизации (ликвидации) их последствий;
- обеспечение антитеррористической защиты объектов террористических посягательств - критической инфраструктуры.
Цель террористов сегодня – масштабные разрушения с максимальным количеством жертв, которые приведут к значительному резонансу в СМИ, спровоцируют напряженность человеческого сообщества, а значит, повлияют на политику государств. Часто динамике развития терроризма способствует глобальная коммуникационная сеть Интернет, с помощью которой террористы обмениваются информацией и устанавливают связь.
Как и многие страны, Россия испытала и испытывает воздействие международного терроризма, который рассматривается в качестве наиболее серьезной угрозы национальной безопасности страны. Проявление и усиление угрозы терроризма в России определяется комплексом внешних факторов, в том числе внутренними конфликтами на территории СНГ и их взаимосвязью с международным терроризмом. Демин Г.И., Киреев М.П., Золотарев П.С. также отмечают, что современный терроризм приобрел форму глобального криминально-политического явления. Его воздействие проявляется на всех континентах, захватывает множество стран, накладывает мощный криминальный отпечаток на мировую политику[1].
В декабре 2012 года международной группой экспертов под эгидой Института экономики и мира (The Institute for Economics and Peace) Сиднейского университета (Австралия) представлен «Глобальный индекс терроризма» (The Global Terrorism Index) и сопровождающий его рейтинг стран мира по уровню терроризма (Приложение А). Индекс (от 0 до 10) измеряет уровень террористической активности в странах мира и показывает, какие из государств и в каких масштабах сталкиваются с террористической угрозой.
Согласно данного исследования Россия одна из стран, где гражданское население не основная цель террористической активности, а 45 % всех атак направлено против полиции или представителей власти. Начиная с 2002 года, количество жертв имеет тенденцию к росту и достигает максимума в 2010 году. Большинство известных террористических атак совершены Чеченскими боевиками и «Имарат Кавказ»[2]. Конфликт в Чеченской республике, по мнению авторов, продолжает оставаться основным источником террористического насилия в России.
Социологи посчитали, что Россия вошла в пятёрку стран с самым большим числом смертей в результате террористической деятельности.
Сложность и многогранность терроризма требует подробного изучения уголовно-правового и криминологического аспектов данного явления.
Объем исследований по проблемам борьбы с терроризмом, учитывающих развитие новых потенциально опасных технологий, в отечественной юридической науке до сих пор не был достаточно разработан и требует дальнейшего и более детального изучения.
Объект - общественные отношения, связанные с проявлениями терроризма как социально-правового явления.
Предмет исследования - уголовно-правовые и криминологические аспекты практики борьбы с современным терроризмом.
Целью исследования стало изучение теоретических и практических проблем, возникающих в современных условиях борьбы с терроризмом, анализ причин возникновения данных проблем, определение путей их разрешения, а также оценка действующего законодательства по борьбе с терроризмом.
Цель работы обусловливает необходимость решения следующих задач:
- исследовать историю развития борьбы с терроризмом;
- рассмотреть нормативное регулирование антитеррористической деятельности в России;
- рассмотреть отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий;
- проанализировать борьбу с терроризмом с точки зрения криминологического и международно - правового аспектов;
- определить проблемы уголовно – правового регулирования борьбы с терроризмом.
Методологическую основу исследования составляет всеобщий диалектический метод познания, а также общенаучные методы: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, системно-структурный, исторический, формально-логический и др.; частнонаучные (специальные) методы познания: статистический, сравнительно-правовой, логико-юридический, конкретно-социологический (наблюдение, опрос, анализ документов, экспертные оценки и др.).
Теоретической основой исследования являются положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов в области уголовного права, криминологии, международного права. Использовались работы таких ученых, как: Ю.М. Антонин, Ч. Беккариа, О.Н. Ведерникова, С.С. Галахов, Л.Д. Гаухман, А.И. Гуров, Ю.Н. Дерюгина, СУ. Дикаев, А.И. Долгова, В.И. Замковой, М.З. Ильчиков, В.П. Емельянов, В.Я. Кикоть, М.П. Ки-реев, B.C. Комиссаров, Н.Ф. Кузнецова, А.С. Куликов, В.В. Лунеев, В.В. Мальцев, Г.М. Миньковский, Л.А. Моджорян, А.В. Наумов, М.В. Назаркин, А.И. Рарог, В.П. Ревин, К.Н. Салимов, В.П. Сальников, А.Н. Трайнин, В.В. Устинов, О.М. Хло-бустов, М.Д. Шаргородский, Г.Й. Шнайдер, В.Е. Эминов, С.А. Эфиров и др.
Нормативную базу исследования представляют Конституция РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ, Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ относительно темы исследования, а также международные документы и зарубежное законодательство по борьбе с терроризмом.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении и углублении научного знания о предмете исследования и является теоретической основой для оптимизации практической деятельности и комплексного применения правовых норм по борьбе с терроризмом.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
1 Особенности терроризма как уголовного преступления
1.1 История развития борьбы с терроризмом
Прежде чем мы приступим к изучению уголовного аспекта такого явления как терроризм, рассмотрим его историческое развитие, что поможет нам понять саму сущность данной проблемы и планомерно подведет нас к пониманию действующего законодательства в отношении терроризма.
Известно, что данный термин появился и получил широкое употребление во Франции в конце XVIII в., что было связано с серьезными политическими преобразованиями в стране. Это означает, что терроризм, как преступное явление неразрывно связано с политическими решениями и всегда имеет под собой политическую подоплеку.
Исходя из этого, можно предположить, что террористические акты имели место ещё в древнейшей истории, поскольку на протяжении существования государственности имеют место и конфликты власти, разрешение которых зачастую осуществляется незаконным путем и с применением физического насилия. Однако по-настоящему о терроризме как о серьезном политическом и социальном явлении, в частности в России, можно говорить, начиная с середины XIX в., когда имело место появление леворадикальных движений, перед которыми стояла задач повлиять на деятельность своих правительств. В России это были народники, функции которых позднее взяли на себя эсеры.
Во «Всеподданейшем отчете о действиях III Отделения С.Е.И.В.канцелярии и Корпуса жандармов за 1866 год» подчеркивалось, что «обстоятельства дела о событиях 4-го апреля представили фактические доказательства, что те разрушительные начала и пагубное направление, которые вкоренелись в известной среде нашего общества, преимущественно в юношестве, не только продолжают существовать, но и приобретали все более последователей, не останавливающихся ни перед какими преградами и готовых на самые безнравственные и кровавые преступления».
Во-вторых, в связи с тем, что терроризм по-прежнему остается одной из угроз безопасности не только нашей страны, но и всего мира.
Но история борьбы правоохранительных органов России с политическим терроризмом имеет не только давнюю историю, но и таит в себе немало неизвестных страниц.
В начале XIX века в России борьба с политическими преступлениями была возложена, как известно, первоначально на министерство полиции, а затем - министерство внутренних дел.
Но новым императором Николаем Павловичем 3 июля 1826 г. учреждается небезызвестное III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (С.Е.И.В.К.), основной целью которого ставилось «охранение устоев русской государственной жизни»[3].
Первоначально вся информация об «антигосударственных элементах в обществе» (определение А.Х. Бенкендорфа), концентрировалась в первой экспедиции III Отделения. В первые годы царствования Николая полицейско-политическая часть работы III Отделения в связи с полным подавлением декабристского движения не требовала особых усилий, но в дальнейшем, по словам полицейского историографа С.А. Андрианова, «некоторые отдельные личности и особенно кружки молодежи привлекли внимание III Отделения, которое стояло на той точке зрения, что со злом надо бороться в зародыше, так как отвлеченные разговоры в тесном кружке легко могут получить распространение и перейти в недопустимые поступки, а тогда неизбежной каре придется подвергать уже значительно большее количество лиц».
Между прочим, полицейский историограф подчеркивал, что «особое значение придавало III отделение и рабочему вопросу, о котором у нас в то время мало кто думал, та как само количество профессиональных рабочих было в России ничтожно и достигало некоторой значительности только в столицах», т.е. Петербурге и Москве.
Активизация «деятельности по политической части» началась с 1848 года, когда «...революция во Франции и ряд политических движений, волновавших почти всю Европу, нашли отражение и у нас в Западном крае. ... появились многочисленные прокламации, пошла усиленная пропаганда, местами вспыхивали беспорядки...»
Поэтому состоялось Высочайшее повеление «принять энергичные и решительные меры против наплыва в Россию разрушительных теорий», часть из которых была возложена на III Отделение. Но «брожение в некоторых слоях интеллигенции, начавшееся в 60-е годы, быстро усиливалось и во второй половине 70-х годов приняло террористический характер». Указ от 12 февраля 1880 г. о создании Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия был продиктован «твердым решением положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в российском государстве и обществе порядок».
Двуединой задачей Верховной распорядительной комиссии было:
уничтожить крамолу средствами охраны, и
« выяснить причины, породившие и поддерживающие столь упорную болезнь и на основании этого выяснения указать способы коренного оздоровления русской государственной и общественной жизни».
После убийства Александра I 1 марта 1881 года перед властью встала задача «прежде всего, искоренить смуту и восстановить государственный порядок».
В целом задачи власти были обнародованы в Высочайшем манифесте от 29 апреля, в котором подданные империи призывались служить государству «...верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения - к водворению порядка и правды в действиях...».
Решать ранее названную задачу выяснения причин, порождавших политический экстремизм и терроризм, пришлось уже Департаменту полиции МВД империи.
Одним из важных направлений активизации борьбы с противоправительственной деятельностью становится организация аналитической работы в Департаменте полици.
В этой связи нам представляется необходимым осветить одну неизвестную страницу в отечественной истории, связанную с организацией изучения и разработки мер и методов противодействия политическому терроризму и его пропаганде. Причем такое исследование представляет интерес не только для историков, но и для юристов, а также представителей других социально-гуманитарных научных дисциплин.
Помимо готовившихся III Отделением С.Е.И.В.К. ежегодных отчетов «о нравственно-политическом состоянии России»[4], одним из первых обширных информационно-обзорных документов, анализировавших противоправительственные политические процессы в обществе, была известная записка министра юстиции графа К.И. Палена от мая 1875 г., рассматривавшая историю организации «хождения в народ»[5].
Первым выявленным специальным аналитическим документом по проблеме является обзор С.С.Татищева «Революционное движение в России 1861-1871 годы».
Сергей Спиридонович Татищев (1846-1906), известный дипломат, публицист и историк, в 1881-1883 годах служил по линии МВД, когда и занимался составлением этого обзора.