Введение.
- Теоретическое понятие определения «концепт».
1.1. Понятие «концепта».
1.2. Методы изучения «концептов».
1.3. Концепт «Пространство» в русской литературе.
- Концепт «Пространство» в повести А.В. Жигулина «Черные камни».
2.1. Пространство несвободы А.В. Жигулина.
2.2. Пространство Москвы в лирике Жигулина.
2.3. Идиллическое пространство в лирике А. Жигулина.
2.4. Пространство детства в контексте Жигулина.
Заключение.
Список использованной литературы
Соприкасаясь с миром, человек адаптируется в нем, дает всему сущему название, определяет его место в мироздании. Так создается картина мира, то есть некоторое связное представление о бытии присущее членам какого-либо этноса.
Картина мира – это фундаментальное понятие, представляющее собой совокупность знаний о мире, выражающее специфику человека и его бытия, взаимоотношения человека с миром, важнейшее условие его существования в мире.
Язык – важнейший способ формирования и существования знаний человека о мире. Отражая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует в слове результаты познания. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, и представляет собой то, что называется языковой картиной мира.
В рамках современной научной парадигмы особый интерес представляет термин «концепт». В России к изучению концепта вернулись только в конце 20 века. Сейчас в лингвистической науке с этим понятием работают многие исследователи и ученые. Так, например, Н. Д. Арутюнова, А. П. Бабушкин, Н. Н. Болдырев, Г. И. Берестнева, Г. А. Волохина, Е. С. Кубрякова, З. Д .Попова, Б. С. Степанов, Н. А. Стернин, В. Н. Телия, Е. А. Тырышкина, А. П. Кострикина и др. Каждый из них рассматривает проблему разных видов концепта.
Концепт пространство в повести А. В. Жигулина «Черные камни» представлен именными группами, использующимися для точного обозначения места действия, создания эффекта достоверности описываемых событий.
А. В. Жигулина можно отнести к числу писателей, у которых пространственные образы являются ключевыми. Основные этапы его жизни и творчества были сопряжены с перемещениями в географическом (Воронеж - Сибирь - Колыма - Москва) и биографическом (дом (сад) - тюрьма (лагерь) - больница) плане, что во многом обусловило пространственную доминанту образного строя лирики поэта.
Рассмотрев художественное пространство, можно сделать вывод о том, что категория пространства наряду с сюжетом определяет ход развития повествования. Автор наполняет категорию пространства новой семантикой: усложняет взаимоотношения между человеком и пространством, дает возможность раскрыть сущность образов произведения, понять его смысл.
Концепт пространства организован по полевому принципу: ядро, приядерная часть, переходная зона, периферия.
Объектом исследования курсовой работы является – лексическое средство репрезентации концепт «пространство».
Предмет исследования курсовой работы – концепт «Пространство» в повести А. В. Жигулина «Черные камни»
Целью курсовой работы является изучение применения лексического средство репрезентации концепта «Пространство» в повести
А.В. Жигулина «Черные камни»
Задачи, которые необходимо решить для реализации поставленной цели:
- изучить теоретическое понятие определения «концепта» и методов его изучения;
- прочитать и обобщить научную литературу по теме исследования;
- отобрать, расклассифицировать номинации с семантикой пространства в повести и описать их;
- выявить структуру и семантику концепта пространства в повести А. В. Жигулина «Черные камни».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретическое понятие определения «концепт»
1.1 Понятие «концепта»
Концепты – это ментальные сущности, которые имеют имя в языке и отражают культурно-национальное представление человека о мире. Это концентрат культуры и опыта народа, по словам Ю. М. Лотмана, «как бы сгустки культурной среды в сознании человека»[1]. Но, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.
Концепты возникают для обеспечения операций этого рода. Для выделения концепта необходимы и выделимость некоторых признаков, и предметные действия с объектами, и их конечные цели, и оценка таких действий. Но, зная роль всех этих факторов, когнитологи тем не менее еще не могут ответить на вопрос о том, как возникают концепты. Отсюда неуловимость концепта, что прекрасно выражено в пародийном стихотворении современного поэта А. Левина «За далью даль»:
И что смешно:
Концепт это сила.
И что интересно.
Концепт это интересно.
И что странно:
Концепт это
Как-то странно этак.
И что концепт?
Это сила, это интересно, это как-то этак.
Ну, и это Рубинштейн.
Спросим себя:
Ну?
Спросим себя:
И что?
Спросим себя:
И какой из этого следует вывод?
Ответим себе:
Концепт.
Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику; они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы.
Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение. Любая попытка постичь природу концепта приводит к осознанию факта существования целого ряда смежных понятий и терминов.
Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие. Концепты – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений различных мнений.
Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно, потому что не всякое имя – обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они своего рода являются символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания. Они являются носителями культурной памяти народа.
К пониманию концепта, базирующегося на общем положении: концепт – это то, что называет содержание понятия, синоним смысла.
Таким образом, в своей совокупности концепт – это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Он окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом.
[1] Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Учен. зап. Тарт. ун-та, 1973, вып. 308, Труды по знаковым системам, №6. – С. 282-303