Курсовая работа|Русский язык

Курсовая концепт «Пространство»

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2014 | Страниц: 33

Введение.

  1. Теоретическое понятие определения «концепт».

1.1. Понятие «концепта».

1.2. Методы изучения «концептов».

1.3. Концепт «Пространство» в русской литературе.

  1. Концепт «Пространство» в повести А.В. Жигулина «Черные камни».

2.1. Пространство несвободы А.В. Жигулина.

2.2. Пространство Москвы в лирике Жигулина.

2.3. Идиллическое пространство в лирике А. Жигулина.

2.4. Пространство детства в контексте Жигулина.

Заключение.

Список использованной литературы  

Соприкасаясь с миром, человек адаптируется в нем, дает всему сущему название, определяет его место в мироздании. Так создается картина мира, то есть некоторое связное представление о бытии присущее членам какого-либо этноса.

 Картина мира – это фундаментальное понятие, представляющее собой совокупность знаний о мире, выражающее специфику человека и его бытия, взаимоотношения человека с миром, важнейшее условие его существования в мире.

Язык – важнейший способ формирования и существования знаний человека о мире. Отражая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует в слове результаты познания. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, и представляет собой то, что называется языковой картиной мира.

В рамках современной научной парадигмы особый интерес представляет термин «концепт». В России к изучению концепта вернулись только в конце 20 века. Сейчас в лингвистической науке с этим понятием работают многие исследователи и ученые. Так, например, Н. Д. Арутюнова, А. П. Бабушкин, Н. Н. Болдырев, Г. И. Берестнева, Г. А. Волохина, Е. С. Кубрякова, З. Д .Попова, Б. С. Степанов, Н. А. Стернин, В. Н. Телия, Е. А. Тырышкина, А. П. Кострикина и др. Каждый из них рассматривает проблему разных видов концепта.

Концепт пространство в повести  А. В. Жигулина «Черные камни» представлен именными группами, использующимися для точного обозначения места действия, создания эффекта достоверности описываемых событий.

А. В. Жигулина можно отнести к числу писателей, у которых про­странственные образы являются ключевыми. Основные этапы его жизни и творчества были сопряжены с перемещениями в геогра­фическом (Воронеж - Сибирь - Колыма - Москва) и биогра­фическом (дом (сад) - тюрьма (лагерь) - больница) плане, что во многом обусловило пространственную доминанту образного строя лирики поэта.

Рассмотрев художественное пространство, можно сделать вывод о том, что категория пространства наряду с сюжетом определяет ход развития повествования. Автор наполняет категорию пространства новой семантикой: усложняет взаимоотношения между человеком и пространством, дает возможность раскрыть сущность образов произведения, понять его смысл.

Концепт пространства организован по полевому принципу: ядро, приядерная часть, переходная зона, периферия.

Объектом исследования курсовой работы является – лексическое средство репрезентации концепт «пространство».

Предмет исследования курсовой работы – концепт «Пространство» в повести  А. В. Жигулина «Черные камни»

Целью курсовой работы является изучение применения лексического средство репрезентации концепта «Пространство» в повести

А.В. Жигулина «Черные камни»

Задачи, которые необходимо решить для реализации поставленной цели:

- изучить теоретическое понятие определения «концепта» и методов его изучения;

- прочитать и обобщить научную литературу по теме исследования;

- отобрать, расклассифицировать номинации с семантикой пространства в повести и описать их;

- выявить структуру и семантику концепта пространства в повести  А. В. Жигулина «Черные камни».

 Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Теоретическое понятие определения «концепт»

1.1   Понятие «концепта»

Концепты – это ментальные сущности, которые имеют имя в языке и отражают культурно-национальное представление человека о мире. Это концентрат культуры и опыта народа, по словам Ю. М. Лотмана, «как бы сгустки культурной среды в сознании человека»[1]. Но, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.

 Концепты возникают для обеспечения операций этого рода. Для выделения концепта необходимы и выделимость некоторых признаков, и предметные действия с объектами, и их конечные цели, и оценка таких действий. Но, зная роль всех этих факторов, когнитологи тем не менее еще не могут ответить на вопрос о том, как возникают концепты. Отсюда неуловимость концепта, что прекрасно выражено в пародийном стихотворении современного поэта А. Левина «За далью даль»:

И что смешно:

Концепт это сила.

И что интересно.

Концепт это интересно.

И что странно:

Концепт это

Как-то странно этак.

И что концепт?

Это сила, это интересно, это как-то этак.

Ну, и это Рубинштейн.

Спросим себя:

Ну?

 Спросим себя:

И что?

Спросим себя:

И какой из этого следует вывод?

Ответим себе:

Концепт.

 Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику; они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы.

 Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение. Любая попытка постичь природу концепта приводит к осознанию факта существования целого ряда смежных понятий и терминов.

 Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие. Концепты – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений различных мнений.

 Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно, потому что не всякое имя – обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они своего рода являются символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания. Они являются носителями культурной памяти народа.

 К пониманию концепта, базирующегося на общем положении: концепт – это то, что называет содержание понятия, синоним смысла.

Таким образом, в своей совокупности концепт – это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Он окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом.

[1] Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Учен. зап. Тарт. ун-та, 1973, вып. 308, Труды по знаковым системам, №6. – С. 282-303

  1. Ардентов, Б.П. К становлению категорий движения, пространства и времени: (По материалам рус. яз.) // Некоторые вопросы философии. – Кишинев, 1963, №3. – С. 71-80
  2. Апресян Ю.Д., Богуславский И.М., Иомдин Л.Л., Санников В.З., Теоретические проблемы русского синтаксиса: Взаимодействие грамматики и словаря. Отв. ред. Ю.Д. Апресян. М.: Языки славянских культур, 2010.
  3. Ахундов М. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. –785 с.
  4. Аюпова С.Б. Художественная картина мира в повестях Анатолия Жигулина // Исследования по семантике и прагматике языковых единиц 2005.: Межвузовский сборник научных трудов. – Уфа: Вагант, 2005. – С. 38-49.
  5. Бердяев Н.А. Судьба России: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. 736 с.
  6. Булыгина Т.Б., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 526-537
  7. Всеволодова М.В., Владимирский Е.Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. – М., 1982. – 467 с.
  8. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб: Петербург. Востоковедение, 2007. 624
  9. Круль А. «Золотистое перо» //Информационно-публицистический еженедельник «Истоки», №43 (759) http://www.istoki-rb.ru/index.php?article=328 
  10. Кубрякова Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике (о концепте контейнера и формах его объективации в языке) // Известия АН. Серия литературы и языка. – 1999. С. 15-21.
  11. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Учен. зап. Тарт. ун-та, 1973, вып. 308, Труды по знаковым системам, №6. – С. 282-303.
  12. Марфин Г.В. Человек и мир в лирике А. Жигулина (К проблеме периодизации творчества): дис. канд. филол. наук. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2003.
  13. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000, с. 24-31.
  14. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. – М., 1983. – С. 227-284.
  15. Жигулин A.B. Черные камни // Знамя. 1988. - № 7. - С. 10-75; № 8. -с. 48-119.
  16. Чупринин С. Шестидесятые семидесятые: волна вослед волне // Новый мир. - 1981.-С. 237-248.
  17. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). – М., 1994. – 679 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Русский язык
2014 год 28 стр.
Курсовая Работа над сочинением-повествованием в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2013 год 26 стр.
Курсовая Работа над изложением в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2019 год 23 стр.
Курсовая Активизация устаревших слов в современной речи
NataliKor

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское