Введение
Глава 1. Теория и практика исследования рынка одежды
1.1. Исследование потребителей
1.2. Исследование конкурентов
1.3. Оценка конкурентоспособности продукции фирмы «-»
Глава 2. Разработка мероприятий по расширению рынка одежды
2.1. Мероприятия по расширению рынка одежды
2.2. Реклама в новых магазинах и экономический эффект от предложенных мероприятий
Выводы
Литература
Рынок одежды в России является на данный момент одним из самых перспективных рынков. Особенность его развития заключается в росте и расширении за счет поставок импортной продукции. Однако и российские производители все увереннее занимают позиции и составляют конкуренцию маркам западных производителей.
Для того, чтобы более эффективно работать на рынке одежды, необходимо иметь информационную базу о потребностях в товаре и наличии его на складе, контролировать и управлять товарными запасами, иметь информацию о конкурентах, и в том числе об их финансовом положение, постоянно отслеживать и учитывать ее при принятии решения.
Перечисленными факторами обусловлена актуальность проблемы маркетинговых исследований рынка одежды. Однако в современной экономической литературе уделяется недостаточно внимания этой важной теме, что свидетельствует о некоторой новизне исследований, проводимых в рамках данной работы.
Цель исследования состоит в изучении потребителей и покупательских предпочтений на рынке одежды. Исследование представляет результаты опроса покупателей одежды в торговых центрах, расположенных в центральной торговой зоне и спальных районах.
Теоретической основой данной работы являются труды современных экономистов по изучаемым вопросам, таких как, Голубков Е.П., Зиглар З., Ингрэм Томас Н., учебники, учебные и методические пособия по маркетингу, публикации в периодической печати.
Глава 1. Теория и практика исследования рынка одежды
1.1. Исследование потребителей
С целью маркетингового исследования потребителей в ходе работы была разработана анкета, с помощью которой выяснилось:
-состав потребителей данных товаров по различным признакам;
-поведение потребителей при покупке;
-факторы, влияющие на решение о покупке;
В ходе анкетирования было опрошено 62 респондента – женщины от 18 до 50 лет., жительницы Москвы. Результаты проса обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Состав потребителей женской деловой одежды
№ п/п
|
Группы покупателей
|
Количество, чел.
|
Удельный вес, %
|
Возраст
|
1
|
До 25 лет
|
13
|
21.0
|
2
|
26-40 лет
|
32
|
51.6
|
3
|
41-55 лет
|
11
|
17.7
|
4
|
старше 55 лет
|
6
|
9.7
|
Уровень доходов
|
1
|
до 8 тыс.руб.
|
8
|
8.1
|
2
|
от 9 до 15 тыс.руб.
|
17
|
24.2
|
3
|
от 16 до 20 тыс.руб.
|
30
|
45.2
|
4
|
свыше 20 тыс.руб.
|
7
|
6.5
|
Род занятий
|
1
|
Служащие
|
19
|
30.6
|
2
|
Бизнесмены
|
26
|
41.9
|
3
|
Инженерно-технические работники
|
12
|
19.4
|
4
|
Студенты
|
3
|
4.8
|
5
|
Домохозяйки
|
2
|
3.3
|
Уровень образования
|
1
|
Среднее специальное
|
12
|
19.4
|
2
|
Высшее
|
48
|
77.4
|
3
|
Ученая степень
|
2
|
3.2
|
Степень случайности покупки
|
1
|
Обычно случайный характер приобретения
|
6
|
9.7
|
2
|
Иногда случайный характер приобретения
|
24
|
38.7
|
3
|
Целенаправленный характер приобретения
|
32
|
51.6
|
Степень нуждаемости в товаре
|
1
|
Нужен постоянно
|
47
|
74.8
|
2
|
Нужен иногда
|
11
|
17.7
|
3
|
Нужен изредка
|
4
|
6.5
|
Степень готовности купить товар
|
1
|
Не желает покупать
|
3
|
4.8
|
2
|
Не готов купить сейчас
|
11
|
17.7
|
3
|
Недостаточно информирован, чтобы купить
|
15
|
24.2
|
4
|
Стремится купить
|
16
|
25.8
|
5
|
Обязательно купит
|
17
|
27.5
|
Повод для совершения покупки
|
1
|
Обыденная покупка
|
41
|
66.1
|
2
|
Особый случай
|
21
|
33.9
|
Факторы, влияющие на принятие решения о покупке
|
1
|
Советы друзей
|
3
|
4.8
|
2
|
Советы продавца
|
12
|
19.4
|
3
|
Советы других покупателей
|
2
|
3.2
|
4
|
Не пользуются советами
|
45
|
72.6
|
Выбор места покупки
|
1
|
Близость к дому, месту работы или учебы
|
13
|
21.0
|
2
|
Давно знаю этот магазин
|
21
|
33.9
|
3
|
Проходил мимо
|
10
|
16.1
|
4
|
Воспользовался информацией из рекламы
|
18
|
29.0
|
Марочные предпочтения
|
1
|
Предпочитают одежду одной торговой марки
|
15
|
24.2
|
2
|
Предпочитают одежду нескольких торговых марок
|
26
|
41.9
|
3
|
Не имеет значения
|
21
|
33.9
|
Страна-производитель продукции
|
1
|
Предпочитают импортную одежду
|
41
|
66.1
|
2
|
Предпочитают отечественную одежду
|
15
|
24.2
|
3
|
Не имеет значения
|
6
|
9.7
|
Как показало исследование, основными потребителями женской деловой одежды являются женщины в возрасте от 26 до 40 лет с среднемесячными доходами от 9 до 20 тыс.руб. Для потенциальных покупателей характерен такой род занятий, как занимающиеся собственным бизнесом (26 человек, или 41.9 % опрошенных) и служащие (19 человек, или 30.6 % опрошенных). Удельный вес студентов и домохозяек очень мал (4.8 и 3.3 % опрошенных соответственно).
В зависимости от уровня образования, большинство опрошенных (48 человек, или 77.4 %) имеют высшее образование. Среднее специальное образование имеют 19.4 % опрошенных, или 12 чел. Ученую степень имеют 2 потребителя, что составляет всего 3.2 % опрошенных.
При оценке степени случайности покупки выяснилось, что большинство опрошенных совершают покупку целенаправленно (32 человека, или 51.6 % опрошенных). Случайные покупки характерны лишь для 9.7 % опрошенных (6 человек). Изучение степени нуждаемости в товаре показало, что подавляющее большинство покупателей нуждаются в покупке новой одежды постоянно (47 человек, или 74.8. % опрошенных).
В ходе исследования выяснилось, что наиболее существенная часть потребителей либо стремится купить товар (16 человек, или 25.8 % опрошенных), либо обязательно совершат покупку (17 человек, или 27.5 % опрошенных). Для большинства потребителей это – обыденная покупка (41 человек, или 66.1 % опрошенных). Лишь для 33.9 % опрошенных (21 человек) покупка необходима для особого случая. При этом покупатели, как правило, не пользуются чьими – либо советами (45 человек, или 72.6 % опрошенных). 12 опрошенных (19.4 %) при покупке ориентируются на советы продавца.
Выбор места покупки обусловлен такими факторами, как близость к месту жительства (работы или учебы) – 13 человек (21 %); воспользовались информацией из рекламы 18 человек (29 %). 21 человек, или 33.9 % опрошенных совершают покупки в определенном месте потому, что давно знают этот магазин.
Российский потребитель (средний класс) ориентирован на качественную импортную одежду (41 человек, или 66.1 % опрошенных). Одежду отечественных производителей предпочитают 24.2 % потребителей. 6 человек, или 9.7 % опрошенных не придают значения месту производства одежды. При этом большинство потенциальных покупателей предпочитают одежду нескольких торговых марок (26 человек, или 41.9 % опрошенных). 15 человек, или 24.2 %, предпочитают одежду одной торговой марки. Значительная часть опрошенных (21 человек, или 33.9 %) не придает значения марке одежды.
В результате анкетирования выделилась группа факторов, влияющих на решение о покупке. Опрошенные оценили значимость каждого фактора при выборе места покупки по десятибалльной шкале (1 – не имеет значения; 10 – очень важное значение). Данные исследования обобщены в таблице 2.
Таблица 2
факторы, влияющие на решение о покупке
№ п/п
|
Факторы
|
Группы покупателей по возрасту
|
До 25 лет
|
26-40 лет
|
41-55 лет
|
старше 55 лет
|
Итого
|
баллы
|
1
|
Качество изделия
|
10
|
10
|
10
|
10
|
40
|
2
|
Хорошее обслуживание
|
10
|
10
|
10
|
10
|
40
|
3
|
Низкие цены
|
10
|
10
|
10
|
10
|
40
|
4
|
Имидж магазина
|
6
|
8
|
7
|
9
|
30
|
5
|
Ассортимент товаров
|
8
|
10
|
9
|
9
|
36
|
6
|
Реклама
|
4
|
6
|
8
|
5
|
23
|
В ходе исследования были выявлены факторы, которые были названы как очень значимые, абсолютно всеми респондентами:
- качество товара;
- приемлемая цена;
- качество обслуживания.
Менее значимыми являются такие факторы, как реклама, имидж магазина и ассортимент предлагаемой одежды.