Введение.
Глава 1. Общая характеристика проблемы формирования физической подготовки футболистов
1.1. Требования, предъявляемые к спортивной деятельности футболистов
1.2. Сущность и содержание общей физической подготовки
Глава 2. Основы тренерской работы по обеспечению физической подготовки футболистов
2.1. Методика общей физической подготовки футболистов
2.2. Методы разносторонней подготовки футболистов
2.2.1. Методы предварительных упражнений
2.2.2. Методы подкрепления двигательных навыков
2.2.3. Методы приспособления двигательных навыков к влиянию внутренних и внешних условий
2.3.4. Методы усвоения новых ритмов
2.2.5. Методы совершенствования анализаторов
Глава 3. Контроль в тренерской работе
3.1. Значение тренерского контроля над футболистами
3.2. Контроль за общей физической подготовкой футболистов
Заключение
Литература.
Актуальность физической подготовки футболистов обусловлена не только переменами, происходящими в отечественном чемпионате и «успехами» нашей сборной. А в больше степени тем, что особое место в физической подготовки футболистов занимают скоростно-силовые качества, высокий уровень развития которых играет большую роль, как при овладении рядом сложных и ответственных профессий, так и при достижении высоких результатов в футболе.
Развитие футбола идет «в ногу» с повышением функциональной подготовленности игроков. Сегодня важно, чтобы игрок очень интенсивно двигался хотя бы по 5-10 секунд в конкретном эпизоде, чем на малых скоростях бегал по полю всю игру. Поэтому высшей формой игры стал тотальный футбол, основанный на высочайшем уровне физической подготовленности игроков, обеспечивающий атакующие действия по всему полю со страховкой и взаимопомощью игроков как в линии нападения, так и защиты.
Данные научно-методической литературы и спортивной практики показывают, что совершенствование физической подготовки спортсменов – сложный процесс в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в процессе футбольной игры.
Анализ научно-методической литературы позволяет констатировать, что имеется целый ряд работ, раскрывающих методику направленного физического подготовки спортсменов, но без ее тесной взаимосвязи с физической подготовкой и футболом как видом спорта (А.П. Алябышев, В.П. Губа, З.И. Казанцева, И.В. Азарова, А.Г.Карпеев, В.А. Панов и др.).
Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время обостряется необходимость проведения исследования, направленного на изучение процесса формирования физической подготовки футболистов, используя результаты которого, можно было бы обеспечить быстрые темпы развития нужных физических качеств в благоприятный для этого период индивидуальной возрастной эволюции ребенка.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются:
- теория физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, Л.И. Лубышева, Ж.К. Холодов и др.);
- медико-биологические основы физической культуры (А.Г. Сухарев, И.Б. Темкин, Я.М. Коц и др.);
- теория сохранения здоровья при занятиях спортом (А.Г. Дембо, Н.А. Фомин, В.Н. Селуянов и др.);
- теория индивидуализации подготовки спортсменов (В.Г. Никитушкин, В.С. Мартынов, П.В. Квашук, В.Н. Селуянов и др.)
Цель работы: охарактеризовать процесс формирования физической подготовки футболистов.
Задачи работы:
- Определить требования, предъявляемые к спортивной деятельности футболистов.
- Охарактеризовать сущность и содержание общей физической подготовки.
- Описать методику общей физической подготовки футболистов.
- Выявить методы разносторонней подготовки футболистов.
- Показать значение контроля в тренерской работе.
Теоретической базой исследования послужил обширный список литературы по физкультуре и спорту, психологии и педагогике, отечественные монографии, периодические издания и справочная литература.
Глава 1. Общая характеристика проблемы формирования физической подготовки футболистов
1.1. Требования, предъявляемые к спортивной деятельности футболистов
В связи с современными темпами роста спортивных результатов, изменением социально-экономических и экологических условий развития общества нуждаются в уточнении положения о морфофункциональных требованиях к футболистам, о возрастной динамике и сенситивных периодах двигательных качеств.
Настоящим игроком может считаться тот, кто действует на поле расчетливо, соизмеряет свои силы и техническое умение с конкретной игровой ситуацией, сильными и слабыми сторонами в подготовке соперников. Вот почему каждый футболист должен стремиться не только совершенствовать технические приемы и развивать физические качества, но также постигать все тактические и координационные премудрости игры. Прежде всего, он должен правильно и своевременно выходить на свободное место, уметь опекать соперника, делать точные и рациональные передачи партнерам, умело использовать обводку и удары по воротам, поддерживать и самому завязывать комбинационную игру и т. д. Одним из главных требований к подготовленности футболиста является его умение подчинять свои действия интересам команды, командной тактики[1].
До настоящего времени практика футбола опирается на общетеоретические положения тренерской науки и физиологии и фрагментарные исследования, выполненные на примере футбола, в которых сенситивные периоды, как правило, не проходили экспериментальной проверки, что не соответствует современным научным требованиям
В качестве одного из факторов, лимитирующих уровень подготовленности футболистов в целом, специалистами отмечается техническая подготовленность. При этом отставание в технике игры от лучших зарубежных спортсменов намечается, по-видимому, уже на начальных этапах подготовки. С учетом сказанного требует разработки в возрастном аспекте проблема взаимосвязи содержания учебно-тренировочного процесса со спецификой деятельности футболистов, которая в широком возрастном диапазоне не исследовалась, а также учета возрастной динамики координационных способностей в качестве доминантных характеристик, обеспечивающих адекватный современным требованиям уровень технической подготовленности.
Кроме того, необходимо исследовать возрастную динамику так называемых ведущих и лимитирующих факторов в общем комплексе подготовленности на каждом отдельном этапе многолетней подготовки, а также поднятую, но не решенную до конца предыдущими исследователями проблему регламентации физиологических уровней соревновательной и тренировочной деятельности футболистов и возрастных аспектов современных характеристик тренировочных нагрузок[2].
Для достижения высокого уровня технико-тактической подготовленности футболистов необходимо учитывать личностные особенности, обеспечивающие эффективность и надежность выступлений в соревнованиях. Поэтому комплексное психолого-тренерское изучение индивидуальности спортсмена, исследование его личностных особенностей является важной составляющей частью учебно-тренировочного процесса.
В качестве наиболее информативных параметров, характеризующих эффективность соревновательной деятельности, целесообразно использовать показатели, определяющие объем, разносторонность и точность технико-тактических действий. Надежность определяется по данным динамики эффективности соревновательной деятельности в условиях действия факторов, способных снизить эту эффективность (пропущенный гол при равном счете).
Сравнивая данные по эффективности деятельности спортсменов и психической напряженности, можно достаточно объективно оценить деятельность футболистов в соответствии с требованиями надежности.
[1] Полишкис М.С., Выжгин В.А. Футбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура, образование и наука, 1999; Подготовка футболистов: Учеб. пособие для студентов ИФК. Под ред.: А.А. Сучилина.- М.: Б.и., 1987. - 117 с.; Кук М. Самый популярный учебник футбола: тренировочные программы и упражнения от ведущих тренеров мира. - М., АСТ/«Астрель», 2009. - 126 с. и др.
[2] Шамардин А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: Учеб. пособие: Мир и Образование; Москва; 2010. - 255с.