Введение
Глава 1. Организация социального обслуживания
1.1. Понятие социального обслуживания
1.2. Принципы и виды социального обслуживания
1.3. Порядок оплаты социальных услуг
1.4. Государственный и муниципальный секторы социального обслуживания
1.5. Ресурсное обеспечение социального обслуживания
1.5.1. Имущественное и финансовое обеспечение социальных служб
1.5.2. Предпринимательская деятельность и кадровое
обеспечение учреждения социального обслуживания
Глава 2. Актуальные проблемы в работе органов социального
обслуживания
2.1. Проблема предоставления льгот инвалидам и семьям,
имеющих детей-инвалидов
2.2. Специфика работы по вопросам занятости населения с детьми-сиротами
Заключение
Список источников и использованной литературы
Современная социально- экономическая, морально-психолгическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектная: имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит Федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате зарплаты, пенсии и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия.
Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных
организаций, общественных объединений, принятия адекватных мер прежде
всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения
социальной безопасности.
В настоящее время одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.
Социальное обслуживание населения является высокоэффективной социальной технологией, позволяющей оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социальной и экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека. Это особенно важный сектор социальной сферы.
Возможность осуществления социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в сфере социальной работы, социальной педагогике и психологии.
Не во всех странах мира социального обслуживания понимается одинаково. Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в «Законе о социальном обслуживании» под социальным обслуживанием понимается совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества.
Состояние социального обслуживания в России свидетельствует о защите теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения.
Социальное обслуживание населения характеризуется совокупностью таких составляющих, как:
- определенный порядок взаимодействия органов социального обслуживания;
- межведомственная взаимосвязь,
- исследовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения;
- форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания;
- определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями;
- соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся, прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.
В связи с поставленной актуальностью темы данной курсовой работы можно определить цель и задачи ее выполнения.
Целью выполнения предложенной работы является изучение социального обслуживания, его организации на территории Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить понятие, принципы и виды социального обслуживания;
- определить порядок оплаты социальных услуг;
- изучить понятия государственного и муниципального секторов социального обслуживания;
- рассмотреть ресурсное обеспечение социального обслуживания;
- ознакомиться с актуальными проблемами в работе органов социального обслуживания.
Для решения поставленных задач использовался широкий круг учебной и научной литературы, публицистические издания, Конституция Российской Федерации, а также Федеральные законы.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Понятие социального обслуживания
Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных граждан и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», других Федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов России.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В упомянутом Федеральном законе даны определения следующим понятиям:
- социальные службы – предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
- клиент социальной службы – гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;
- социальные услуги – действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В Федеральном законе также установлены виды органов социального обслуживания. Так, к числу учреждений, оказывающих социальные услуги, относятся:
- комплексные центры социального обслуживания населения;
- территориальные центры социальной помощи семье и детям;
- центры социального обслуживания;
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- социальные приюты для детей и подростков;
- центры психолого-педагогической помощи населению;
- центры экстренной психологической помощи по телефону;
- центры социальной помощи на дому;
- дома ночного пребывания;
- специальные дома для одиноких престарелых;
- стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых граждан и инвалидов);
- геронтологические центры;
- иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.
Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.