Введение
Глава 1. Теоретико-технологические аспекты социального обеспечения граждан по потере кормильца в Российской Федерации
1.1. Пенсионное обеспечение: понятия, виды
1.2. Пенсия по случаю потери кормильца. Технология начисления,
назначения и размер
Глава 2. Технология назначения пенсий по потере кормильца
Заключение
Список литературы
Пенсионное обеспечение как самостоятельная отрасль сформировалась в общей системе права относительно недавно.
Несмотря на развитие в последнее время различных видов социальной помощи, пенсия остается основным источником жизнеобеспечения нетрудоспособной части населения.
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в нашей стране представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.
Особенно остро сейчас стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму продолжает снижаться.
Принятые меры по «осовремениванию» прошлых заработков и индексации пенсии привели к развитию уравнительных тенденций в пенсионном обеспечении и необходимости незамедлительного проведения пенсионной реформы.
Суть ее в том, чтобы уйти от жесткой системы прямого пенсионного обеспечения, сделать систему более гибкой.
Актуальность
Первый шаг по изменению системы пенсионного обеспечения уже сделан. С 1 февраля 1998 года на территории Российской Федерации действует Федеральный Закон от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», предусматривающей исчисление пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера, что позволяет определить размер пенсии индивидуально для каждого пенсионера.
Основным базовым законом, регулирующим пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации является Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 1992 года. На протяжении действия этого Закона в него вносились многочисленные изменения и дополнения, принимались сопутствующие нормативные правовые акты, а также альтернативные правовые нормы, выводящие те или иные группы населения из под действия норм Данного Закона. О динамичности пенсионного законодательства говорит уже тот факт, что за период действия основного пенсионного закона минимальный размер пенсии изменялся 23 раза. Утратил силу.
Претендентами на получение выплат в связи с потерей кормильца может быть любой нетрудоспособный член семьи, который состоял на иждивении кормильца. Исключаются только лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое действие, приведшее к смерти кормильца, установленное судом. К нетрудоспособным членами семьи относятся: Несовершеннолетние дети с братьями, сестрами и внуками умершего кормильца; в том числе если эти родственники обучаются очно в образовательном учреждении любого типа и вида, включая иностранные образовательные учреждения, расположенные за пределами РФ (если направление на обучение выполнено в соответствии с международными договорами Российской Федерации), исключая образовательные учреждения дополнительного образования, до момента, когда они закончат обучение, но не дольше чем до исполнения им 23-х лет. Возможно начисление выплат и после 23-х летнего возраста обучающимся детям, братьям, сестрам и внукам умершего кормильца, если до своего совершеннолетия они получили инвалидность. При этом для братьев, сестёр и внуков умершего кормильца признание нетрудоспособными возможно, если у них нет трудоспособных родителей; Кто-то из родителей, супруг, дедушка или бабушка кормильца, несмотря на возраст и трудоспособность, а также брат с сестрой или ребёнком, которым уже исполнилось 18 лет и они ухаживают за неработающими и не достигшими 14-ти лет внуками, братьями, сёстрами и детьми кормильца, которые имеют право на трудовую пенсию. В таком случае назначение пенсии происходит независимо от того, признаны они иждивенцами кормильца раньше или нет (исключаются лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, которое привело к смерти кормильца и установлено в судебном порядке). Оба родителя и супруг умершего кормильца, если им исполнилось 60 и 55 лет (для мужчины и женщины), или они имеют инвалидность; Дедушка с бабушкой, если их возраст 60-55 лет, либо они инвалиды и нуждаются в содержании, а ухаживать за ними некому. Наравне с родителями претендовать на трудовую пенсию по потере кормильца могут его усыновители, точно также и усыновленные дети рассматриваются наравне с родными детьми. Для несовершеннолетних детей при их усыновлении право на получение выплат сохраняется. Если отчим с мачехой воспитывали, содержали умершую падчерицу или пасынка как минимум 15 лет, они имеют право рассчитывать на трудовую пенсию. Для пасынка и падчерицы возможность получить выплаты наравне с родными детьми существует, если их воспитание и содержание умершими мачехой, отчимом подтверждено законодательством.
Цель работы выявить и изучить особенности технологий пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации по потере кормильца.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить понятие и виды пенсионного обеспечения;
- изучить понятие и пути становления социальных технологий;
- раскрыть сущность пенсии по случаю потери кормильца, технологию ее начисления, назначения и размер;
- отразить особенности технологии назначения пенсий по случаю потери кормильца.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие правовое положение граждан в случае по потери кормильца.
Предметом исследования является технология пенсионного обеспечения граждан РФ по случаю потери кормильца.
Для достижения поставленной цели и задач были использованы следующие методы: теоретический анализ специальной литературы; количественный и качественный анализ документов.
Глава 1. Теоретико-технологические аспекты социального обеспечения граждан по потере кормильца в Российской Федерации
1.1 Пенсионное обеспечение: понятия, виды
В области пенсионного обеспечения установлены основания для получения пенсии, порядок исчисления трудового стажа, определены виды пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная), порядок назначения и выплаты, исчисления и размеров пенсий, надбавок к ним, условия перерасчета, ответственность предприятия (организации) и граждан, порядок разрешения споров по пенсионным вопросам, определены источники финансирования пенсионного обеспечения граждан.
15 декабря 2001 г. принят Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», периодически устанавливался минимальный размер пенсии по старости и порядок повышения других пенсий, а также порядок идентификации суммы заработка при назначении или при перерасчете пенсии, произведен перерасчет назначенных ранее пенсий, установлены надбавка к пенсиям, введена периодическая идентификация пенсий в связи с ростом инфляции и повышением стоимости жизни[1].
Определен порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, установлен размер пенсий, доклад к ним, порядок установления размеров денежного довольствия для исчисления пенсий, увеличение минимальных размеров пенсий, применения районных коэффициентов и пересмотра пенсий.
Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа – это отношение по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачивается пенсии, и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторая группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа - отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения (предмет административного права). В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм – пенсионное право – занимает центральное место. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования – пенсионные отношения – и наиболее обширный массив правовых предписаний.
Пенсия - это ежемесячная выплата, которая назначается лицу пожизненно либо на длительный срок в связи с наступлением определенных обстоятельств и в тех размерах, которые соизмеримы с его прошлым заработком.
Общие вопросы установления, назначения и выплаты пенсий в настоящее время регулируются следующими базовыми нормативными актами:
- Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.
- Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
- Федеральный Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ.
- Федеральный Закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [5].
В соответствии с указанными законами пенсии подразделяются в зависимости от основания возникновения на них права на:
- трудовые пенсии – ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии, либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц, в связи со смертью тих лиц. Данному виду пенсий посвящен Федеральный Закон « О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
[1] Федеральный Закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»