Введение
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом на предприятии
1.1. Классификация должностей и профессий как инструмент
управления персоналом
1.2. Профессионализм персонала
ГЛАВА 2. Оценка системы управления персоналом на предприятии Городские электросети
2.1. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия Городские электросети
2.2. Основные показатели работы, работа с персоналом
2.3. Подготовка и переподготовка персонала, работа с персоналом
Глава 3. Пути совершенствования управления профессионализмом персоналом
3.1. Персональная программа
3.2 Перспектива развития управления персоналом МУП ГЭС
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность темы. Организации имеют постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. Многие организации при этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.
Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала к труду, что позволяет каждому сотруднику максимально реализовать свой опыт и творческие способности.
Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции , согласно которой рабочая сила рассматривается как невозобновляемый ресурс или человеческий капитал .
Степень разработанности проблемы. Изучая данную тему дипломной работы, мы опирались на труды выдающихся специалистов в области организации управления, как Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Р. Фелк. Изучала также литература российских менеджеров: Григорьев А.Е., Колосницына М.Г., Поляков В. А., Силин А. Н. и др.
Цель исследования: изучить особенности и проблемы, связанные с управлением персонала на предприятии.
В соответствии с целью исследования намечены следующие задачи:
- Рассмотреть концепцию и методы управления персоналом,
- Изучить классификацию должностей,
- Выявить перспективы профессионального развития персонала,
- Изучить особенности управления персоналом на МУП ГЭС.
Объект исследования: персонал предприятия МУП ГЭС .
Предмет исследования: процесс управления персоналом как специфической сферой управления; набор правил, принципов и технологий управления.
Для решения намеченных задач нами использовались следующие методы исследования: анализ литературы, наблюдение, анализ работы предприятия.
База исследования: МУП ГЭС.
Методологическая база. При проведении исследования значительное внимание уделено процессу управления персоналом на предприятии. Данная проблема исследуется в работах В.П.Пугачева, Э.А.Уткина, А.Я. Кибанова и Д.К.Захарова, Э.Е. Старабинского и других авторов. В работах этих исследователей дается попытка интеграции разработанных знаний в области руководства персоналом, набор правил принципов и технологий, которые могут быть использованы руководителями в эффективном управлении персоналом.
Практическая значимость. Изученная работа может быть применена в любой организации как эффективное пособие по управлению персоналом.
Глава 1. Теоретические основы управления персоналом на предприятии
1.2. Профессионализм персонала
Термин «профессионализм» достаточно активно применяется в психологической (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митин и др.), педагогической (В.А. Мижериков, В.П. Симонов и др.), социологической (В.П. Зинченко, Ю.А. Карпова, С.В. Попов и др.), экономической (С.Ю. Глазьев, Н.Д. Кондратьев и др.) и иной литературе, в которой профессионализм используется, как показатель продуктивности и результативности деятельности, а также, как разные показатели качеств личности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности.
На доктринальном уровне современное научное состояние проблемы изучения и развития профессиональной успешности охарактеризовано А.Г. Ивашкиным[1], который определил и системно разработал психолого-педагогические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя.
У ряда авторов успешность деятельности в составе системы определяется совокупностью индивидуально-типологических свойств, важное место среди которых занимают психологические качества личности. Например А.В. Субботин[2], в совокупность личностных качеств, определяющих успешность профессиональной деятельности включает ответственность, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, инициативность, креативность, коммуникабельность, и профессиональную мотивацию.
Также проблемы успешности личности в профессиональной деятельности разрабатывались в трудах Н.А. Алюшиной, Н.А. Батурина, А.В. Лосева, М.Л. Кубышкиной, В.П. Поздняковой, Ю.А. Репецкого, С.К. Рощина, И.Н. Семенова и др.
Анализ работ указанных и других авторов позволяет заключить, что профессиональная успешность включает в себя две основные составляющие: субъективную и объективную.
Субъективная составляющая профессиональной успешности представляет собой систему личностных качеств, которые можно классифицировать, исходя из основных личностных сфер человека. Она детерминирована мотивационным, нравственным, эмоционально-волевым, интеллектуально-творческим и социально-групповым компонентами.
Объективный компонент профессиональной успешности личности обусловлен поведенческими и деятельностными проявлениями его личности в системе профессиональной деятельности. Объективная составляющая профессиональной успешности зависит от эффективности процессов труда и конечного результата деятельности.
Успешность профессиональной деятельности нами понимается как характеристика профессиональной деятельности, которая должна опираться на внешнюю оценку результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и внутреннюю оценку удовлетворенности специалиста профессиональной деятельностью.
[1] Ивашкин А.Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя: Автореф. дисс. ...докт. психол. наук. - Ставрополь, 2008. - 40 с.
[2] Субботин А.В. Влияние личностных качеств выпускников ракетного училища на успешность организационно-управленческой деятельности: Дисс. ...канд. психол. наук, Ярославль, 2014. - 192 с.