Введение.
Глава 1. Теоретические основы командной работы при реализации проектов.
1.1. Принципы и методы формирования команды проекты..
1.2. Управление командой проекта.
Глава 2. Анализ системы формирования команд ООО «-».
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «-».
2.2.Характеристика практики формирования команд проекта ООО «-».
2.3.Оценка эффективности управления командой проекта во всех фазах его жизненного цикла на ООО «-».
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности формирования команды проекта ООО «-».
3.1. Повышение эффективности подбора членов команды и формирования команды
3.1.1. Рекомендации по отбору членов команды..
3.1.2. Рекомендации по формированию команды и развитию командного духа.
3.2. Разработка мероприятий по управлению конфликтами в проектной среде по фазам жизненного цикла проекта.
3.3.Оценка эффективности предложенных мероприятий.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1. Образец договора.
Приложение 2. Информация о вакансии.
Приложение 3.Резюме соискателей на должность маркетолога в команду проекта.
Приложение 4. Анкета кандидата для приема на работу в ООО «-».
Приложение 5. Пример планирование работ по фазам жизненного цикла проекта
Приложении 6. Пример классификации проектов
В последние десятилетия многие разработчики инновационных проектов сходятся во мнении, что успех проекта во многом зависит от человеческого ресурса. Очевидно, что ни один проект не может быть разработан и реализован без хотя бы одного человека. Руководители большинства проектов отмечают, что сталкиваются больше с человеческим фактором, нежели с техническим. Технические вопросы легче решать, а вот человеческие взаимодействия сложны. В связи с этим качество проекта, помимо других характеристик, определяется правильно сформированной и организованной командой проекта.
Команда проекта – это организационное образование, в которое вовлечены все лица, непосредственно выполняющие работы по проекту, а также лица, представляющие интересы различных участников проекта.
Управление проектам затрагивает жизненные интересы всех людей, оказавшихся в окружении проекта, поэтому нельзя ошибиться в выборе кандидатуры проект-менеджера.
Проект-менеджер – это лидер проекта. Он должен быть не только высоким профессионалом в специальных областях знаний, но также хорошим руководителем (в том числе неформальным) и психологом, умело вовлекающим других участников в работу над проектом. Для этого должны быть разработаны соответствующие способы мотивации, которые будут направлены на стимулирование каждого члена команды к активной деятельности для достижения целей проекта.
Актуальность выбранной для настоящего дипломного проекта темы определяется
- во-первых, тем, что организационное поведение людей, соединяющихся для достижения совместных целей на основе некоторых соглашений и формальных процедур, существенно отличается от индивидуальных действий предоставленных самим себе людей. Человек, вступая в коллектив, теряет степень свободы поведения. Теперь он ограничен в свободе выбора и вынужден избирать лишь социально приемлемые линии поведения.
- во-вторых, сегодня конфликтные отношения постоянно возникают во всех сферах человеческой деятельности и порождают массу различных последствий. Причем не всегда эти последствия абсолютно негативны. Часто возникновение конфликтов приводит к пересмотру реализации процесса и, как следствие, достижению наилучшего результата. Конечно, при условии грамотного подхода и глубоко детального анализа причин, порождающих конфликтные отношения.
Любой проект нацелен на достижение некоторых результатов, то есть на удовлетворение некоторых потребностей (намерений) участников проекта, реализующих проект - физических и/или юридических лиц. В общем случае под участниками проекта понимаются все субъекты, интересы которых затрагиваются данным проектом. При этом субъекты, имеющие существенные полномочия и возможности для непосредственного влияния на реализацию проекта, являются ключевыми участниками проекта (project stakeholders), и задача команды проекта - обеспечить наиболее позитивное отношение и влияние на проект со стороны этих ключевых участников, что предполагает учет их интересов в первую очередь. При этом в силу разных причин могут остаться без внимания интересы других субъектов проекта, что приводит к возникновению конфликтов внутри проекта.;
- в-третьих, постоянное присутствие конфликтов как в общественной жизни, так в непосредственной хозяйственной деятельности предприятий и организации требует изучения и эффективного применения методов управления конфликтом, направления его в позитивное русло.
Разработанность темы исследования. Важность роли человеческого фактора на производстве отражена еще в работах Ф.Тейлора и А. Файоля в начале XX века. Однако названными авторами игнорировалась важность понимания и эффективного управления поведением объединенных в организации людей.
Проблема изучения поведения человека, его трудовой деятельности имеет глубокие корни в отечественной науке. В этом контексте нужно выделить работы А.А.Ухтомского, А.К. Гастева, Н.А. Берштейна и других оказали большое влияние на развитие многих категорий науки.
В научной теории управления персоналом необходимо отметить фундаментальные научные исследования российских ученых - А. Кибанова, В. Матирко, Ю. Одегова, М. Разу и др. На современном этапе в разработку теоретических и методологических вопросов управления внесли работы О.С. Виханского, Б.М.Генкина, А.П.Егоршина, А.Я. Кибанова, В.И. Котёлкина, Ю.В.Кузнецова, А.А.Лобанова, Ю.В.Маленкова, Б.З. Мильнера, А.И.Наумова, Д.В.Овсянко, В.К.Потёмкина, В.Н.Подлесных, Р.Н.Федосовой, В.М.Цветаева, С.В. Шекшни, В.И. Шкатуллы,
В вопросах методологии управления проектами обращают на себя внимание работы Бурков В.Н., Новиков Д.А. Бэгьюли Ф. Воропаев В. И. Ильин Н.И., Лукманова И.Г. и иных российских и зарубежных авторов.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам методологии, теории и практики управления персоналом и изучения организационного поведения. В процессе разработки выбранной темы были исследованы труды Т.Ю. Базарова, Е.К. Самраилова, Б.Л. Еремина, Г.П. Зинченко, А.Я. Кибанова, И.К. Макаровой, Е.В. Маслова, Ю.Г. Одегова, . Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой и других авторов.
Непосредственной фактологической базой дипломного проекта явились соответствующие документы выбранного для исследования ООО «Бобров и Компани», дающие представление о конфликтах в проектной среде на практике.
В качестве основных методов исследования использовались диалектический метод, системный подход к явлению и категории «оценка персонала», логический и сравнительный анализ, структурный и функциональный анализ.
Информационная база исследования представлена материалами и сведениями, опубликованными в периодических научных изданиях, а также размещенных на тематических интернет-сайтах.
Исходя из вышеизложенного целью настоящей работы является изучение методов и технологий формирования команды проекта.
Объектом исследования в настоящей работе ООО «-».
Предметом изучения в настоящей работе является возможности управления командой проекта
Основными задачами исследования стали:
- Изучение теоретических основ проектного менеджмента и особенностей формирования команды проекта;
- Изучение деятельности ООО «-» в особенностей формирования проектных команд на рассматриваемом предприятии;
- Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления командами путем совершенствования метода их формирования.
Исследование включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе изложены современные теоретико-практические аспекты управления проектами. Особое внимание уделено научным основам, классификации и механизмам эффективного управления командой проекта, методам формирования команды проекта.
Во второй главе проанализированы ключевые аспекты проектной работы на примере ООО «-» На основании данных компании проанализирована ситуация и дана оценка эффективности управления проектными командами на рассматриваемом предприятии.
В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию системы управления конфликтами в проектной среде по фазам жизненного цикла проекта применительно к реалиям рассматриваемого предприятия.
В заключении подведены основные итоги исследования.
Автором работы осуществлен сбор и обработка информации о проекте ООО «-», касающейся команды проекта из базы данных компании, сайта компании, управленческой документации. При сборе, обработке информации, исследовании использованы компьютерные программы и информационные технологии: MS Windows (Excel, Word), Internet (Excel).
Причинами, побудившими автора к проведению исследования и написанию данной работы являются:
- актуальность темы для руководителей предприятий, создающих новые или работающих над проектами,
- профессиональный интерес к теме настоящей работы, т.к. автор занимается кадровыми вопросами в организации, а также стремление автора к профессиональному росту,
- перспективность данной темы, поскольку в процессе развития организаций происходит постоянный поиск и обновление методов формирования и управления командами проектов,
- инновационность, т.к. многие организации стремятся найти новаторские технологии управления командами проектов.
Глава 1. Теоретические основы командной работы при реализации проектов
1.1. Принципы и методы формирования команды проекты
Понятие «команда» очень общее. Если обратиться к электронному словарю терминов[1], то мы увидим, что существительное «команда» трактуется как «группа людей, работающая сообща, сотрудничающая».
Нельзя путать «команду» с «группой». Слово «группа» означает объединение людей по целям или интересам. Примером тому может служить клуб футбольных фанатов или группа театралов.
Команда – это не просто группа людей. Это группа, действующая сообща с целью достижения результатов, к которым стремится каждый человек из группы. Потенциал команды гораздо выше потенциала групповых или индивидуальных усилий. Благодаря этому потенциалу самый заурядный проект, находящийся на грани краха, может дать блестящие результаты.
Работа в команде позволяет использовать усилия, навыки, способности и творческие возможности всех, кто участвует в проекте. Команда дает возможность работать сообща, действуя при этом гибко и эффективно. Именно поэтому для достижения успеха при реализации проекта следует разобраться, как подобрать хорошую команду и как правильно руководить ею.
Рассмотрим принципы формирования команды проекта
Как было сказано выше, для управления любым проектом на период его осуществления создается специфическая временная организационная структура, возглавляемая руководителем проекта.
По форме команда проекта отражает существующую организационную структуру управления проектом, разделение функций, обязанностей и ответственности за принимаемые решения в процессе его реализации. На верхнем уровне структуры находится менеджер проекта, а на нижних – исполнители, отделы и специалисты, отвечающие за отдельные функциональные сферы.
По содержанию команда проекта представляет собой группу специалистов высокой квалификации, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для эффективного достижения целей проекта.
Основной стратегический фактор создания и деятельности проектной команды – реализация проекта – длительное предприятие, обладающее повышенной долей риска и подверженное постоянным изменениям. Поэтому особой характеристикой проектной команды является предпринимательский характер ее деятельности, направленный на решение слабоструктурированных задач и быстрое реагирование на требования внешней среды и меняющиеся условия реализации проекта.
Целесообразно в рамках настоящей работы уделить внимание характеристике состава команды проекта
Процесс командообразования принято рассматривать как образование единого, целостного коллектива управленцев, способного эффективно достигать цели проекта. Командная кооперация персонала позволяет увеличить производительность управленческого труда на 70-80%.
Команда проекта создается руководителем проекта – юридическим лицом-заказчиком. Задачей руководителя проекта при формировании команды является подбор членов команды, которые обеспечивали бы:
- соответствие количественного и качественного состава команды целям и требованиям проекта;
- эффективную групповую работу по управлению проектом;
- психологическую совместимость членов команды и создание активной стимулирующей «внутрипроектной» культуры;
- развернутое внутригрупповое общение и выработку оптимальных групповых решений проблем, возникающих во время реализаци проекта.
Руководитель проекта назначает менеджера проекта, осуществляющего общее руководство проектом, контролирующего его основные параметры и координирующего деятельность членов команды. Менеджер проекта с одобрения руководителя определяет необходимое число специалистов – членов команды, их квалификацию, проводит отбор и наем работников.
«Костяк» команды составляют ее постоянные члены – разработчики проекта. К себе в помощники они могут привлекать специалистов интересующих их областей.
Выделим стадии жизненного цикла команды проекта, которые имеют важное значение в понимании особенностей взаимодействия членов команды в разные периоды разработки проекта.
Команда проекта имеет свой жизненный цикл, в котором можно выделить пять основных стадий: формирование, срабатываемость, функционирование, реорганизацию, расформирование.
При формировании команды набираемые специалисты подчас незнакомы друг с другом, не работали вместе. Для их эффективной совместной деятельности необходим определенный период, когда они определят отношения, адаптируются к условиям работы в команде, осознают себя единым целым. На стадии формирования происходит знакомство членов команды друг с другом и с проектом в целом, формируются общие цели и ценности.
Период срабатываемости – это период начала совместной работы, развития сплоченности группы, решающей коллективную задачу.
Обычно он характеризуется повышенным уровнем конфликтности, вызванным различием в характерах специалистов, подходах, стилях и методах решения проблем. На этой стадии внутри команды идет процесс выделения лидеров, определяются роли работников и их место в команде.
Наиболее продолжительной считается рабочая стадия, когда на основе сформированного командного чувства идет нормальный продуктивный процесс работы. Эта стадия характеризуется максимальным раскрытием индивидуальных творческих способностей, члены команды учатся понимать и учитывать интересы друг друга.
[1] www.wst.com