Введение
- Соотношение понятий «самооценка» и «уровень притязаний», факторы, влияющие на их формирование
- Становления самооценки и уровня притязаний младшего школьника
3. Влияние личности учителя и особенностей педагогической деятельности на становление самооценки младших школьников
4. Обучение младших школьников с разными видами самооценки и уровнем притязаний
- Методы и приемы развития самооценки и уровня притязаний младшего школьника
Заключение
Список литературы
На данном этапе развития общества все больше уделяется внимания этапу обучения в школе человека, так как в это время происходит развитие личности и ее социализация. Поэтому в современной педагогике формируются новые взгляды на работу системы образования и образовательных учреждений.
Приоритетом в современной школе считается не только обучение школьников, но и развитие у них общечеловеческих и нравственных норм, умение общаться с людьми, сохранение физического и психического здоровья.
Младший школьный возраст является таким периодом, в котором ребенок впитывает в себя все те знания, что накопили для него предки. С поступлением в школу у ребенка полностью меняется уклад жизни, режим и распорядок дня, складываются новые отношения с окружающими миром. Учитель начальной школы является посредником между детским миром и миром взрослых. Поэтому основная его задача – это воспитать развитую личность и помочь ребенку реализоваться в своей будущей жизни.
Можно утверждать, что на сегодняшний день проблема роли учителя в становлении самооценки младшего школьника является актуальной для российского образования, потому что учитель играет большую роль в формировании личности его учеников. По мнению Л. С. Выготского «за недолгое время ребенок становится относительно самостоятельной и активной личностью, которая вступает во взаимодействие с окружающей его средой и изучение развития самооценки и уровня притязаний может помочь учителю в дальнейшем обучении. От результатов деятельности педагога зависит то, каким будет наше общество завтра».
Проблему самооценки изучали такие ученые как: И.П. Подласый, В.А.Сластенин, Л.С.Выготский, Б. Т. Лихачев, В. А.Титов, и многие другие.
Исходя из вышесказанного, мы определили цель работы: изучение роли учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника.
Цель нашей работы определяет задачи исследования:
- Изучить понятие самооценки и уровня притязаний, факторы, влияющие на их становление.
- Изучить влияние личности учителя на становление самооценки младших школьников.
- Рассмотреть методы и приемы для обучения младших школьников с разными видами самооценки и уровнем притязаний.
- Соотношение понятий «самооценка» и «уровень притязаний», факторы, влияющие на их формирование
В отечественной психологии самооценка рассматривается как 1 из сторон самосознания персоны, как продукт её становления.
Под самооценкой принято сознавать «осознание человеком самого себя, собственных физических сил, умственных возможностей, действий, мотивов и целей собственного поведения, собственного дела к находящемуся вокруг, к иным людям и к лично себе».[1]
Первый раз к исследованию самомнения обратился С.Куперсмит (1967). Под самооценкой он знал свойственное индивидуму чувство личной значения, показателем которого работает некая реакция самого индивидума на находящееся вокруг. Главное внимание создатель сосредоточил на действие всевозможных соц моментов на генезис самомнения малыша, это такие как стиль воспитания и поведения опекунов, порядок рождения ребят в семье, нрав взаимоотношений малыша со сверстниками, приспособление к некой народной группе. Р.Бернс осматривает самомнение как структурную единицу, компоненту целостность Я - концепции, содержание которой создатель относит к эффекту социализации. В целом Бернс Р. продемонстрировал, что генезис самомнения есть процесс динамичный, не являющийся раз и навеки завершенным.[2]
Российские научные работники В.В.Столин (1983), А.Г.Асмолов (1990), И.С.Кон (1987), Д.И.Фельдштейн (1989), В.С Мерлин (1990) представляют претворение в жизнь оценочных деяний. Сущность самомнения, учитывая мнение М.Г.Ярошевского (1971), состоит в интеграции представлений субъекта о себе с его требованиями и своим планом самореализации. Основная функция самомнения, как целостной системы, состоит в том, что она регулирует дела человека с социумом, но при всем при этом предлагает сбережение самобытности субъекта (К.А.Абульханова - Славская, 1991).
Становление самомнения претерпевает высоко качественные конфигурации (Т.А.Репина, М.И.Лисина, А.Е.Соловьева, 1982) и отличается ряд уровней её развития:
1 уровень (низкий) - отсутствует взаимосвязь меж действиями и свойствами персоны. Индивидум рассматривает свое "Я" делая упор на отдельные, наружные последствия работы.
2 уровень (качественно - ситуативный) - отдельный поступок не очень нужно адекватен отожествляемому с ним качеству и может иметь нечаянный, противоречащий иным действиям нрав. Самомнение необъективна и неустойчива.
3 уровень (качественно - консервативный) - качество персоны абстрагируется от точного поступка и выступает в осознании индивидуума как самостоятельная справедливая действительность. Особенность самомнения в данный период имеет место быть в единстве сосуществования констатации уже достигнутого раньше уровня становления параметров персоны, вместе с недооценкой корректив вносимых в характеристику внутреннего мира новенькими переменами в поведении. В эффекте самомнение имеет тенденцию к консервативности и недостаточной объективности.
4 уровень (высший, отменно - динамичный) характеризуется пониманием связи меж свойствами персоны и её действиями. Самомнение имеет тенденцию к объективности, а её динамика соответствует переменам, происходящим во внутреннем мире индивидуума, и при всем при этом стойко отображает настоящий уровень становления свойств персоны (Л.И.Рувинский, А.Е.Соловьева).
Становление персоны - процесс долгий, многоуровневый и трудоемкий. Значит, становление персоны потребует долгих и регулярных усилий, прилагаемых как со стороны самой персоны, так и со стороны общественного окружения, в каком она действует.
[1] Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.
[2] Букин А. Родительская школа. – М.: АСТ, 2007.