Введение.
- Теоретические основы адаптации персонала организации в условиях экономического кризиса.
1.1. Понятие и сущность адаптации персонала.
1.2. Этапы трудовой адаптации новых работников.
1.3. Показатели трудовой адаптации.
- Анализ проблем адаптации персонала организации в условиях экономического кризиса на примере ОСАО «РЕСО-Гарантия».
2.1. Организационно – экономическая характеристика организации.
2.2. Анализ показателей и факторов адаптации персонала.
2.3. Разработка путей совершенствования адаптации персонала организации в условиях экономического кризиса.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
Практически всегда, попадая в новый трудовой коллектив, работник испытывает сильнейший стресс, негативно воздействующий на его производственные, психологические и физиологические показатели. Новый коллектив для работника – это среда незнакомых ему людей с присущими им привычками, наклонностями и эмоциями, действующих по незнакомым работнику моделям поведения.
В настоящее время в связи с глобальными кризисными изменениями остро встает проблема диагностики и коррекции социально-экономической и трудовой адаптации персонала предприятий. Это связано с тем, что хозяйствующие субъекты предъявляют в условиях кризиса особые требования к адаптационным возможностям человека.
Актуальность вопросов адаптации персонала организации особенно высока в условиях экономического кризиса. В настоящее время в связи с глобальными кризисными изменениями остро встает проблема диагностики и коррекции социально-экономической адаптации персонала предприятий. Это связано с тем, что хозяйствующие субъекты предъявляют в условиях кризиса особые требования к адаптационным возможностям человека. Депрессия, неврозы, расстройства, связанные с ожидаемыми сокращениями на рабочем месте, показывают, что человек не может справиться с ними самостоятельно, ему нужны поддержка и помощь. Для осуществления этого руководителю необходимо иметь четкие критерии диагностики социально-экономической адаптации работника в условиях кризиса.
Целью данной работы является изучение процесса управления адаптацией работников в условиях экономического кризиса на примере конкретного предприятия. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность трудовой адаптации;
- выделить этапы трудовой адаптации новых работников;
- изучить показатели трудовой адаптации;
- провести анализ проблем адаптации персонала организации в условиях экономического кризиса на конкретном предприятии;
- определить пути совершенствования адаптации персонала организации в условиях экономического;
- рассчитать экономическую эффективность и дать социальную оценку предложенных мероприятий.
Объектом исследования в данной работе является открытое акционерное страховое общество «РЕСО-Гарантия». В соответствии с уставом и действующим законодательством, предметом деятельности ОСАО «РЕСО-Гарантия» является страхование и перестрахование.
Предметом исследования в работе является процесс управления адаптацией новых сотрудников в условиях страховой компании ОСАО «РЕСО-Гарантия».
Теоретической основой работы являются учебные пособия по правлению персоналом, публикации в периодической печати по теме исследования (журналы «Управление персоналом», «Кадровик», «Справочник по управлению персоналом»).
Практический материал курсовой работы представляет собой анализ процесса адаптации персонала в страховой компании ОСАО «РЕСО-Гарантия».
Информационной аналитической базой исследования являются показатели деятельности ОСАО «РЕСО-Гарантия» за 2007-2009 гг., кадровая документация данной компании.
1. Теоретические основы адаптации персонала организации в условиях экономического кризиса
1.1. Понятие и сущность адаптации персонала
Адаптация (от латинского adaptio – приспособлять) – это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры новой компании.
Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации. Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции. [1]
Адаптированность человека в конкретной трудовой среде проявляется:
- в его поведении;
- в показателях трудовой деятельности, эффективности труда (его количестве, качестве);
- в усвоении социальной информации и ее практической реализации;
- в росте всех видов активности (трудовой, общественно – политической, познавательной);
- удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности (содержанием труда, заработной платой, организацией труда, условиями труда, морально-психологическим климатом в организации, возможностью общеобразовательного и профессионального роста и т.д.).
Рассмотрим виды адаптации персонала.
- Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Профессиональная адаптация выражается в ознакомлении с профессиона-льной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, необходимых для качественного выполнения трудовых обязанностей.
- Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами организации. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.[2]
- Общественно-организационная адаптация – означает освоение новыми членами трудового коллектива структуры организационной системы, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и т.д.
[1] Богомолова И. П., Кривенко Е. И. Роль адаптации работника в адаптивном развитии предприятия на основе внедрения инноваций // Управление персоналом.- 2009.-№ 7.- С. 29
[2] Мумладзе М.Г. Экономика и социология труда. Учебник, 2-е изд.-М.:КноРус, 2009. С. 98