Введение
Глава 1. Теоретические основы технологий формирования имиджа
1.1. Понятие имиджа
1.2. Составляющие имиджа
Глава 2. Исследование имиджа руководителей магазинов
2.1. База исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Результаты исследования
Глава 3. Предложения по улучшению имиджа руководителя
Заключение
Список использованной литературы
Имидж – это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, воздействие на человека осуществляется по ряду каналов, а с другой стороны – человек привык оперировать многослойными структурами, каждая из которых может и обрабатывается отдельно, и сосуществовать в человеческом восприятии на своем месте. Имидж должен по всем этим параметрам соответствовать ожиданиям окружающих. Никто не знает полного объема этих средств, которые затрачиваются на формирование имиджа той или иной общественной компании, личности или фирмы. Но эти затраты однозначно оправданы негативным эффектом стихийного формирования имиджа. Целенаправленное, продуманное создание образа приводит, наоборот, к позитивному результату.
Развитие рыночное экономики повлекло за собой увеличение категорий, субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа. Значимость имиджа сегодня явно возрастает из-за более растущего влияния коммуникативных потоков на жизнь обычного человека. Это связано с определенным усложнением нашего мира, и чтобы оказаться на равных с этим усложнением человеку приходится обрабатывать все большие массивы информации. Именно поэтому имидж как картинка-символ, заменяющая собой более сложную структуру, становится важной составляющей деятельности любого человека.
Каждая организация имеет имидж, которая она хочет передать общественности. Он обладает определенным экономическим потенциалом, что особенно важно для финансовых институций, где уровень доверия является столь же работающей категорией, как и другие вполне материальные показатели его работы. Имидж организации может включать эффективности заботливости, скорость, работу в колоссальных масштабах или любой другой из множества аспектов. Личностный характер организации показывается позициями, которые она занимает, и тем, каким образом эти позиции передаются окружающим с помощью масс-медиа.
Это гораздо более серьезный вопрос, чем это представляется на первый взгляд. Реально – это отражение внимания к своим сотрудникам, своей аудитории, своим клиентам. Человек, имидж которого не соответствует ожиданиям, не может рассчитывать на должную карьеру в бизнесе.
Цель работы – выявить управленческие аспекты имиджа, которые помогают составить образ руководителей организации.
Задачи работы:
- рассмотреть управленческую деятельность руководителя;
- проанализировать содержание управленческой деятельности;
- выявить составляющие имиджа руководителя
- выделить управленческие аспекты имиджа руководителя организации.
Объект исследования – имиджа руководителей магазинов.
Предмет исследования – управленческие аспекты имиджа руководителя организации (тип личности, стиль управления, устойчивость, руководительская способность).
Методы исследования:
- Тест «Какой вы руководитель?» (Л.Г. Лаптев);
- Методика оценки стиля руководства (адаптированный вариант методики В. П. Захарова);
- Определение типа руководителя по методике Д. Кейрси (версия Л. И. Катаевой);
- Тест «Самооценка психической устойчивости руководителя (М. Ф. Секач, В. Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев).
Гипотеза исследования: важнейшими составляющими имиджа руководителя организации являются стиль управления, тип личности.
Благоприятный имидж эффективного руководителя связан:
- с преобладанием в структуре стиля управления – демократического фактора;
- с высоким уровнем психической устойчивости;
- с преобладанием следующих характерологических качеств: долг, ответственность, стремление быть полезным, рассудительность.
Глава 1. Теоретические основы технологий формирования имиджа
1.1. Понятие имиджа
В современных условиях понятия имиджа, авторитета и репутации стали синонимами. Важным моментом является то, что внешний образ и репутация – это всегда дело рук самого руководителя или группы заинтересованных в этом процессе людей.
Как указывается в изученной литературе[1], внешний образ, с точки зрения, всегда очень информативен и открыто повествует о наборе определенных признаков, которые присущи объекту или сконструированы осознанной работой создателей. Имидж зависим от множества внешних и внутренних факторов, которые не являются статичными и могут изменять свои значения.
Как указывает Л.М. Семенова, имидж в концентрированной форме задает суть человека или организации. Отталкиваясь от имиджа, мы можем строить свои взаимоотношения с данным человеком. Имидж становится основной информацией об объекте[2].
Основными компонентами, как считает ряд авторов[3], из которых складывается имидж руководителя, являются 6 составляющих – охарактеризуем их подробнее.
- Впечатление, которое производит руководитель.
Как правило, люди судят о руководителях и всех других объектах по тому, какое первое впечатление они производят.
Как правило, люди заостряют внимание на следующих деталях:
- насколько опрятен человек и соблюдает ли он правила гигиены;
- каков его внешний вид, как он одевается;
- особенности осанки и манеры движений;
- особенности громкости и тембра голоса;
- поддерживает ли он зрительный контакт в разговоре;
- насколько крепко и энергично он пожимает руку.
Первое впечатление сказывается на установлении контакта между людьми и, как правило, надолго остается в памяти. Указанные тонкости могут гораздо лучше любых слов сказать о личности руководителя.
- Насколько широкими являются его познания.
Речь в данном случае идет об общей эрудиции человека в вопросах, интересующих других в ходе разговора. Каждая социальная среда обладает своими интересами. Демонстрируя эрудицию, руководитель может создать о себе благоприятное впечатление. Также эрудиция способствует появлению ощущения общности с человеком. В подобной люди чаще всего относятся друг к другу с доверием и симпатией. Эрудированный руководитель имеет хорошую репутацию, и это позволяет ему воздействовать на их мнение.
- Насколько глубокими являются познания.
Речь идет о знаниях и навыках руководителя в определенной области. Наличие глубоких знаний о том или ином предмете всегда позитивно влияет на имидж: человеку, знающему свое дело, окружающие доверяют и относятся к нему с уважением. Истинная глубина познаний появляется по мере накопления опыта. Люди с такими познаниями всегда интересны окружающим, потому что последние видят в них источник полезных и достоверных сведений.
- Умение адаптироваться.
Для того чтобы руководитель мог налаживать и поддерживать контакты с окружающими, его психика должна быть достаточно гибкой. Способность найти нужный тем в общении, проявить личную заинтересованность в теме разговора и в личности собеседника, умение говорить на понятном собеседнику языке – этим всем определится гибкость руководителя. Если ко всем у руководителя будет одинаковый подход, он не сможет добиться нужных результатов, потому что каждый человек имеет собственное представление о манере коммуникации.
[1] Вемъ А. Имидж - путь к успеху; Питер - М., 2017. - 160 c.; Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия. – М.: Феникс, 2016 – 164 с. и др.
[2] Семенова, Л.М. Имиджмейкинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.М. Семенова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 141 с.
[3] Панфилова А. П. Имидж делового человека; ИВЭСЭП, Знание - М., 2018. - 496 c.; Шарков Ф. И. Имидж фирмы. Технологии управления; Академический проект - М., 2019. - 272 c.