Курсовая работа|Управление персоналом

Лидерство в организации как форма организационного поведения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 37

Введение

  1. Теоретические подходы к пониманию лидерства, как формы организационного поведения

1.1. Понятия и сущность лидерства

1.2. Элементы руководства: власть и влияние. Лидер и его стиль

1.3. Источники власти в организации

2. Средства осуществления лидерства в организации

2.1. Формы и методы влияния

2.2. Современные модели лидерства

Заключение

Литература

Управление (руководство) представляет собой предмет, который не может обойтись без соответствующей теории. Если во многих профессиях теоретизирова­ние вызывает скепсис, то среди управленцев сомнения на этот счет отсутствуют. Никакой опыт отдельного руководителя или даже руководящей команды не может учесть всего многообразия управленческих ситуаций, каждая из которых требует принятия единственно правильного решения. Вместе с тем, организации, добиваю­щиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.

Методы влияния, формы воздействия, сущность власти, взаимосвязь власти и лидерства, квалификации источников власти и стилей руководства, соотношение формального и неформального лидерства, все эти и многие другие взаимосвязанные  элементы системы  эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований,  и первенство в данном вопросе, безусловно,  принадлежит американским ученым и практикам.

 Вопрос выбора эффективного руководства особенно остро стал в последние годы и в России. Возникшие на рубеже 70-80-х годов застойные явления в общест­венном производстве самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами.  Планово-администра­тивная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала ква­лифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху».

Сейчас, с переходом страны на рельсы рыночной экономики создаются новые, исключительно благоприятные  возможности для становления высоко результатив­ного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности,   сла­бостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрокра­тических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

Ответы, полученные западными исследователями теории эффективного управ­ления, не всегда приемлемы в российской рыночной экономике, с ее необычными особенностями развития и российским менталитетом. Поэтому вопросам эффектив­ного управления в целом, и его отдельным элементам в частности, власти, влиянию, лидерству в российской науке и практике в последнее время все больше уделяется внимания. В связи с этим еще оно исследование на тему «Лидерство в организации как форма организационного поведения», является весьма актуальным и своевременным.

 

  1. Теоретические подходы к пониманию лидерства, как формы

организационного поведения

1.1. Понятия и сущность лидерства

Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достиже­нию общих целей.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных фор­мальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, мест­ного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Форма­лизованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллек­тивах людей, которые за ним следуют.

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влия­ние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства[1].

Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предприни­мательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концен­трации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

  • проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
  • достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не все­гда соответствует интересам остальных членов организации;
  • уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного ли­дера являются:

  • видение ситуации в целом;
  • способность к коммуникациям;
  • доверие сотрудников;
  • гибкость при принятии решений.

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей[2].

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организацион­ной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влия­ние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущест­венно не силового воздействия в направлении достижения группой или организа­цией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленче­ского взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различ­ных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению об­щих целей.

Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управле­ния и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «началь­ник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведе­нии. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские ка­чества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подхо­дов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное ли­дерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуацион­ность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведе­ния, так и не создав завершенной теории.

Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как лич­ность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации[3].

[1] Адлер Н. Международные аспекты лидерства. //В кн. Филонович С.Р., Аленина К.А. Сравнительный менеджмент. Хрестоматия. – Пермь, ПФ ГУ-ВШЭ, 2003. – С. 185.

[2] Филонович С.Р. Проблема лидерства в менеджменте: история и перспективы //Российский журнал менеджмента, 2004. - № 2.

[3] Щербина В.В. Социальные теории организации (словарь). – М.: ИНФРА-М, 2000.

  1. Адлер Н. Международные аспекты лидерства. //В кн. Филонович С.Р., Але­нина К.А. Сравнительный менеджмент. Хрестоматия. – Пермь, ПФ ГУ-ВШЭ, 2003. - С. 142-152.
  2. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Изд-во «Финпресс» 2000
  3. Вачугов Д.Д. Венегин. В.Р. Менеджер и стиль руководства. – Социально-поли­тический журнал 1993, №7. – с.99.
  4. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и ко­ординация в децентрализованной компании): Пер.с англ. – М.: ИНФРА-М, 1996.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гарда­рики, 1999.
  6. Вудкок М., Фрэнсис Д., Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – прак­тика: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1991
  7. Глущенко Е.В., Захарова Е.В. «Теория управления» /Учебный курс/ М.: Вест­ник 1997
  8. Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: ООО «Вершина», 2004. – Стр. 631-674.
  9. Дэйвид Кипнис «Брокеры власти» М.: Интерэксперт, 1995
  10. Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления М.: Издатель­ство «Экономика» 1994.
  11. Кнорринг В.И. Искусство управления: - Учебник. – М.: Издательство БЕК, 1997.
  12. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. – М.:  «Дело» 1987.
  13. Кричевский Р.Л. «Если вы руководитель…» М.: «Дело» 1996
  14. Ладанов И.Д. «Практический менеджмент». М.: «Элник», 1995
  15. Леонтьев А.Н. Психология руководителя. М.: Издание «Наука» 1996.
  16. Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. - “Основы менеджмента”, - М., 1992 г
  17. Толковый словарь по управлению. – М.: изд-во «Аланс», 1994.
  18. Филонович С.Р. Проблема лидерства в менеджменте: история и перспек­тивы //Российский журнал менеджмента, 2004, №2.
  19. Щербина В.В. Социальные теории организации (словарь). – М.: ИНФРА-М, 2000. – Стр. 91-94.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Управление персоналом
2016 год 39 стр.
Курсовая Система кадрового резерва
Telesammit
Курсовая работа Управление персоналом
2015 год 29 стр.
Курсовая Компетенция в управлении человеческими ресурсами
diplomstud
Курсовая работа Управление персоналом
2010 год 50 стр.
Курсовая Адаптация руководителя в новой организации
diplomstud
Курсовая работа Управление персоналом
2013 год 35 стр.
Курсовая Мотивация и вознаграждение персонала ЗАО
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское