Введение
- Типичные сюжетные схемы в повествованиях и в жизни
1.1. Бродячие сюжеты европейского фольклора
1.2. «Бродячие» сюжеты в литературе
- Роман о Тристане и Изольде.
2.1. Краткое содержание романа
2.2. Характеристика романа
Заключение
Библиография
Проблема бродячих сюжетов глубоко и всесторонне освещена литературоведением. "Устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования", - так определяет их литературная энциклопедия[1]. Разграничены следующие типы бродячих сюжетов: героические, мифологические, волшебно-сказочные, сказочно-бытовые, новеллистически-бытовые.
Бродячие сюжеты весьма характерны для фольклора. Однако и в литературе это явление существует с самых древних времен (например, в сфере европейской басни, где ряд сюжетов восходит еще к Эзопу). Классическим примером источника бродячих сюжетов является древнеиндийский сборник «Панчатантра». Среди других напрашивающихся примеров укажем на сюжет о бое отца с сыном (у нас - бой Ильи Муромца с Сокольничком). У Фирдоуси в персотаджикском эпосе «Шахнаме» это бой Рустема и Сухраба, в ирландских сагах - бой Кухулина и Конлаха, и т.д.
По сути, феномены вечных образов и бродячих сюжетов часто взаимосвязаны. Например, образы Дон Жуана, Гамлета или Фауста живут в литературе вместе со «сросшимися» с ними соответствующими основными сюжетными линиями.
Люди имеют обыкновение пользоваться историями для установления отношений с окружающим миром. Современные формы популярного повествования, используемые литературой, драмой и кино -всего лишь продолжение древнейших систем сюжетосложения. Их истоки в рассказах, бытующих в каждой культуре, которая в поисках своих первооснов обращается к деяниям богов или сверхъестественных существ, чтобы прояснить связи между человеческим существом и вселенной. Таковы мифы - большие всеохватные образные субстанции, проясняющие детали обыденной культуры». По определению философа Сюзанн Ланжер, миф рожден тягой человека к процессу символизации - тягой более сильной, нежели жажда организовывать или классифицировать материал. «Мы проносим наш ежедневный опыт сквозь «простое выражение идей», создавая динамичные и драматичные концепции мироздания».Но «люди не только складывают истории, пытаясь разобраться в космических силах, управляющих их бытием. Они также символизируют сны, социальные связи и исторические события. Отсюда, из этих легенд, баллад, сказок различного рода проистекает фольклор, герои которого отличаются от мифологических более определенными и личностными характеристиками»[2].
Антрополог К.Леви-Стросс считал, что "мифологическая мысль движима противоречием и его позитивным разрешением"[3]. Таким образом, даже в сфере лингвистики конфликт не решается, а разрешается, то есть решается еще раз, чаще всего иначе, нежели в предыдущем случае.
Нелегко определить, где кончаются тематические совпадения и начинаются совпадения сюжетные и фабульные. Граница здесь, безусловно, достаточно зыбка, поскольку и поиски Эльдорадо, и путешествия зрелых мужчин с маленькими девочками через всю страну ("Бумажная луна", "Алиса в городах") чреваты не только тематическими, но и, разумеется, сюжетными и фабульными перекличками. Равно как и взаимоотношения со всевозможными порождениями потустороннего мира.
1. Типичные сюжетные схемы в повествованиях и в жизни
1.1. Бродячие сюжеты в литературе
Бродячие сюжеты - термин, использующийся литературоведами и исследователями устного народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе разных народов. Появление бродячих сюжетов связывают с взаимодействием народных культур и миграцией людей. К бродячим сюжетам относят, в частности, сюжеты о Золушке, Дон Жуане и др., в русской литературе - сюжет о кавказском пленнике.
Бродячий сюжет - сюжет, встречающийся в творчестве разных народов. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)
Бродячий сюжет или мотив (лит.) - переходящий из одной литературы в другую, международный сюжет (мотив). ( Словарь Ушакова)
Бродячий - встречающийся в художественном творчестве различных народов (о сюжетах, мотивах и т.п.). (Словарь Ефремовой)
Действительно, существует некое количество сюжетов, повторяющихся в мировой литературе. Борхес считал, что «историй всего четыре», французский драматург Польти составил список из 36 сюжетов, но дело не в цифрах. Заимствование сюжетов и создание на их основе новых произведений – дело обычное и даже естественное в мировой литературе, поскольку вся она вышла из устных преданий, мифов, легенд и сказок, сюжеты которых повторяются у разных народов мира. Классический пример: великие западноевропейские сказочники – братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен – черпали вдохновение в устном народном творчестве. В свою очередь Пушкин позаимствовал ряд сказочных сюжетов у западных авторов: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – поэтическое переложение на русский язык «Белоснежки и семи гномов», «Сказка о Золотом Петушке», скорее всего, имеет источником «Легенду об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга. Есть свои первоисточники и у других пушкинских сказок (и не только сказок).
Все сюжеты Шекспира так или иначе были заимствованы – из исторических хроник, из античной литературы, из произведений предшественников и даже современников. Легенду о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу, интерпретировали многие немецкие писатели, и первым был отнюдь не Гёте, а живший за два века до него Иоганн Шпис. Неисчерпаемый источник заимствований – сюжетов, имён, смыслов – являет собой Библия. Один из выдающихся образцов присутствия библейских сюжетов в мировой художественной литературе – роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (его иерусалимские главы). Свои библейские циклы есть у всех великих поэтов, в том числе таких близких нам по времени, как Иосиф Бродский. Так было и будет всегда, потому что сюжеты эти – не «банальные», а вечные.
[1] Хализев, В.Е. Теория литературы. Москва : Высшая школа, 2010. – С.87
[2] Хализев, В.Е. Теория литературы. Москва : Высшая школа, 2010. – С. 93
[3] Там же, С. 102