Курсовая работа|Литература

Бродячие сюжеты в легенде о любви Тристан и Изольда

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 24

Введение                                                                                                                   

  1. Типичные сюжетные схемы в повествованиях и в жизни                     

1.1. Бродячие сюжеты европейского фольклора                                                

1.2. «Бродячие» сюжеты в литературе                                                                

  1. Роман о Тристане и Изольде. 

2.1. Краткое содержание романа                                                                        

2.2. Характеристика романа                                                                                 

Заключение                                                                                                         

Библиография

Проблема бродячих сюжетов глубоко и всесторонне освещена литературоведением. "Устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования", - так определяет их литературная энциклопедия[1]. Разграничены следующие типы бродячих сюжетов: героические, мифологические, волшебно-сказочные, сказочно-бытовые, новеллистически-бытовые.

Бродячие сюжеты весьма характерны для фольклора. Однако и в литературе это явление существует с самых древних времен (например, в сфере европейской басни, где ряд сюжетов восходит еще к Эзопу). Классическим примером источника бродячих сюжетов является древнеиндийский сборник «Панчатантра». Среди других напрашивающихся примеров укажем на сюжет о бое отца с сыном (у нас - бой Ильи Муромца с Сокольничком). У Фирдоуси в персотаджикском эпосе «Шахнаме» это бой Рустема и Сухраба, в ирландских сагах - бой Кухулина и Конлаха, и т.д.

По сути, феномены вечных образов и бродячих сюжетов часто взаимосвязаны. Например, образы Дон Жуана, Гамлета или Фауста живут в литературе вместе со «сросшимися» с ними соответствующими основными сюжетными линиями.

Люди имеют обыкновение пользоваться историями для установления отношений с окружающим миром. Современные формы популярного повествования, используемые литературой, драмой и кино -всего лишь продолжение древнейших систем сюжетосложения. Их истоки в рассказах, бытующих в каждой культуре, которая в поисках своих первооснов обращается к деяниям богов или сверхъестественных существ, чтобы прояснить связи между человеческим существом и вселенной. Таковы мифы - большие всеохватные образные субстанции, проясняющие детали обыденной культуры». По определению философа Сюзанн Ланжер, миф рожден тягой человека к процессу символизации - тягой более сильной, нежели жажда организовывать или классифицировать материал. «Мы проносим наш ежедневный опыт сквозь «простое выражение идей», создавая динамичные и драматичные концепции мироздания».Но «люди не только складывают истории, пытаясь разобраться в космических силах, управляющих их бытием. Они также символизируют сны, социальные связи и исторические события. Отсюда, из этих легенд, баллад, сказок различного рода проистекает фольклор, герои которого отличаются от мифологических более определенными и личностными характеристиками»[2].

Антрополог К.Леви-Стросс считал, что "мифологическая мысль движима противоречием и его позитивным разрешением"[3]. Таким образом, даже в сфере лингвистики конфликт не решается, а разрешается, то есть решается еще раз, чаще всего иначе, нежели в предыдущем случае.

Нелегко определить, где кончаются тематические совпадения и начинаются совпадения сюжетные и фабульные. Граница здесь, безусловно, достаточно зыбка, поскольку и поиски Эльдорадо, и путешествия зрелых мужчин с маленькими девочками через всю страну ("Бумажная луна", "Алиса в городах") чреваты не только тематическими, но и, разумеется, сюжетными и фабульными перекличками. Равно как и взаимоотношения со всевозможными порождениями потустороннего мира.

 

1.    Типичные сюжетные схемы в повествованиях и в жизни

1.1.                     Бродячие сюжеты  в литературе

Бродячие сюжеты - термин, использующийся литературоведами и исследователями устного народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе разных народов. Появление бродячих сюжетов связывают с взаимодействием народных культур и миграцией людей. К бродячим сюжетам относят, в частности, сюжеты о Золушке, Дон Жуане и др., в русской литературе - сюжет о кавказском пленнике.

Бродячий сюжет -  сюжет, встречающийся в творчестве разных народов. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)

 Бродячий сюжет или мотив (лит.) - переходящий из одной литературы в другую, международный сюжет (мотив). ( Словарь Ушакова)

Бродячий - встречающийся в художественном творчестве различных народов (о сюжетах, мотивах и т.п.). (Словарь Ефремовой)

  Действительно, существует некое количество сюжетов, повторяющихся в мировой литературе. Борхес  считал, что «историй всего четыре»,  французский драматург Польти составил  список из 36 сюжетов, но дело не в цифрах. Заимствование  сюжетов  и создание на их основе новых произведений – дело обычное  и даже естественное в мировой литературе, поскольку вся она вышла из устных  преданий, мифов, легенд и сказок, сюжеты которых повторяются у разных народов мира. Классический пример: великие западноевропейские сказочники – братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен  –  черпали вдохновение в устном народном творчестве. В свою очередь Пушкин позаимствовал ряд сказочных сюжетов  у западных авторов: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – поэтическое переложение  на русский язык «Белоснежки и семи гномов», «Сказка о Золотом Петушке», скорее всего, имеет  источником «Легенду об арабском звездочёте» Вашингтона Ирвинга.  Есть свои первоисточники  и у других пушкинских сказок (и не только сказок).

Все сюжеты Шекспира так или иначе были заимствованы – из исторических хроник, из античной литературы, из произведений предшественников и даже современников. Легенду о докторе Фаусте, продавшем душу дьяволу, интерпретировали многие  немецкие писатели, и первым был отнюдь не Гёте, а живший за два века до него Иоганн Шпис. Неисчерпаемый источник заимствований – сюжетов, имён, смыслов –  являет собой Библия.  Один из выдающихся образцов  присутствия библейских сюжетов в мировой художественной литературе – роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (его иерусалимские главы).  Свои библейские циклы есть  у всех великих поэтов, в том числе таких близких нам по времени, как Иосиф Бродский. Так было и будет всегда, потому что сюжеты эти – не «банальные», а вечные.

[1] Хализев, В.Е. Теория литературы. Москва : Высшая школа, 2010. – С.87

[2] Хализев, В.Е. Теория литературы. Москва : Высшая школа, 2010. – С. 93

[3] Там же, С. 102

  1. Артамонов С.Д., Гражданская З.Т., Самарин P.M. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. 4-е изд. М., 1973.
  2. Бродячие сюжеты. Вечные образы // Энциклопедия литературных терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. М.: Интелвак, 2001.
  3. История зарубежной литературы XVII века. М., "Высш. школа", 1987.
  4. История зарубежной литературы XVIII века /Под ред. В.П. Неустроева, P.M. Самарина. М.,. 1974; 2-ое издание - 1984 г.
  5. История зарубежной литературы XVIII века. М., "Высш. школа", 1991.
  6. Ожегов С. И,.Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка,М.,2002,390с..
  7. Первые сюжеты. Русская сцена на рубеже тысячелетий: Ольга Егошина - Санкт-Петербург, Новое литературное обозрение, 2010 г.- 276 с.
  8. Руднев В. П., Принципы прозы XX века. Словарь культуры ХХ века, М., 2007, 190с..
  9. Сюжеты, №18: - Санкт-Петербург, Союз театральных деятелей РСФСР, 2000 г.- 256 с.
  10. Сюжеты, №19: - Санкт-Петербург, Союз театральных деятелей РСФСР, 2001 г.- 232 с.
  11. Сюжеты, №20: - Москва, Союз театральных деятелей РСФСР, 2003 г.- 240 с.
  12. Хализев, В.Е. Теория литературы. Москва : Высшая школа, 2010.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское