Курсовая работа|Социология

Социологические теории права

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 35

Введение                                                                                                             

  1. Социология О. Конта 
  2. Социология С. Герберта 
  3. Социология Э. Дюркгейма 
  4. Социология П. Сорокина 
  5. Теория солидаризма 

Заключение                                                                                                    

Список литературы                                                                                    

Социологическая школа права – одно из направлений науки права 20 века (Р.Паунд, Дж.Френк, С.А.Муромцев и др.) отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Решения поддерживаются государственным принуждением, т.к. государство есть сила, создающая право.

Основателем социологического направления в юриспруденции является Эрлих, книга которого «Социология права» (1911г.) представляет собой систематическое изложение основных идей этого направления.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

В трактовке Дюги социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пишет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, начертанных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.

Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

 

1. Социология О. Конта

По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому она - своего рода царица наук. Социология может и должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общест­во, сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными. Вместе с тем они служат для нее тео­ретико-методологическим образцом; ведь социология позже других дис­циплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно много теологических и метафизических элементов; воображение в ней до сих пор господствует над наблюдением. Ее еще предстоит создать, и основатель позитивизма ощущает себя призванным сделать это.

Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные тер­мины: «социальная философия», «социальная наука», «социальная физио­логия» и «социальная физика». Он считал себя автором последнего термина и до определенного момента рассматривал его как наиболее предпочти­тельный. Однако это выражение стало, по мнению Конта, «неправильно» использоваться, прежде всего бельгийским ученым Адольфом Кетле, кото­рый в своем труде «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики» (1835) применил его к «простой статистике». Подобное словоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся месту, которое предстояло занять социологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новой науки необходимо было новое слово, и оно было придумано.

Впервые Конт употребил слово «социология» в 1839 г., в 47-й лекции «Курса позитивной философии» (том IV). Употребив его впервые, он в при­мечании обосновывает, точнее, оправдывает его введение следующим об­разом: «Я должен отныне отважиться на использование этого нового термина, целиком тождественного моему уже введенному выражению «со­циальная физика», с тем, чтобы иметь возможность обозначать одним на­званием ту дополнительную часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных зако­нов, свойственных социальным явлениям. Необходимость такого на­именования, имея в виду специальное назначение этого тома (IV том «Курса», так же, как и V и VI тома, посвящен разработке социальной науки. - А. Г.), надеюсь, извинит меня в данном случае, если я в последний раз воспользу­юсь законным правом, которым, я думаю, я всегда пользовался со всей подо­бающей осмотрительностью, постоянно испытывая глубокое отвращение к привычке систематически вводить неологизмы» [там же, 252]. Впрочем, и после введения нового термина Конт наряду с ним продолжал использо­вать и старые для обозначения новой науки.

Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили даль­нейшее развитие в социологии.

Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту, - это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками. Для обозначения этой реальности он использует различ­ные термины: «общество», «социальный организм», «социальная система», «социальные явления», «социальное существование» и т. п. Человек по при­роде своей социален, социальность - его естественное состояние. Но и эгоизм - также естественное состояние, поэтому социальность требует на­учения и усваивается индивидом посредством воспитания. Будучи изна­чально естественным образованием, общество становится «искусственным и добровольным порядком».

  1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.
  2. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социо­логия. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
  3. Западно-европейская социология XIX века: Тексты/ под ред. В.И. Добренькова. – М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 2006.
  4. История теоретической социологии Том 1. М.: издательство КАНОН, 2007.
  5. Коваленко А.И. Теория государства и права. Вопросы и ответы.М., 1997.
  6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. 3-е изд. М., 2008.
  7. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мыш­лении). СПб., 1999.
  8. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 2005.
  9. Ярошевский М. Г. Социология в XX столетии. М., 1974.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2015 год 33 стр.
Курсовая Неомарксизм в социальной теории Д.Лукача и А.Грамши
Marivanna
Курсовая работа Социология
2020 год 45 стр.
Курсовая Социологические модели политической власти
Marivanna
Курсовая работа Социология
2019 год 22 стр.
Курсовая Социологическая теория права

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское