Актуальность темы исследования. Современное гуманитарное знание, и в частности, культурология, все больше и чаще обращает пристальное внимание на сферу повседневной жизни человека, что является выражением изменения в самом российском обществе отношения к сфере повседневности, понимания ее важности и значения для человека.
Пространство запахов является неотъемлемой частью современной культуры, в связи с этим изучение феномена запаха представляется актуальным.
Проблема изучения функционирования запаха в культуре предстает как один из аспектов отношений природы и культуры, которые в современную эпоху приобретают особую актуальность и злободневность. Сегодня наблюдается тенденция увеличения роли искусственных запахов в жизнедеятельности человека, на основании чего можно говорить о все возрастающей роли искусственно созданной обонятельной атмосферы.
Стремление человека улучшить, облагородить свой естественный запах, сделать его привлекательным приобрело промышленные масштабы. В современном обществе широко распространена практика применения ароматических веществ в различных сферах культуры - политике, искусстве, рекламе; запах занимает важное место в формировании имиджа, находит применение в маркетинге и других сферах жизнедеятельности человека.
Запах начинает выполнять в культуре искусственно навязанные ему функции, напрямую не связанные с его природой, что требует научного осмысления данного феномена в рамках гуманитарного знания, и культурология - та область современного знания, которая позволяет исследовать тенденции смыслопорождения в культуре повседневности, в частности в области культуры запахов.
Важность и место запаха в повседневной жизни человека не нашли пока должного внимания исследователей. Как природное явление запах достаточно хорошо исследован в сфере естественнонаучного знания, тогда как гуманитарные науки к изучению этого феномена приступили лишь в конце XIX - начале XX века. Осознается недостаточность теоретического осмысления феномена запаха, его функционирвания в культуре. Это обстоятельство также обуславливает актуальность избранной темы.
Степень научной разработанности проблемы. Только начиная с конца XIX века запах начинает исследоваться не как явление природное, а как феномен культурный (Г. Зиммель, З. Фрейд, М. Серр, А. Ле Герер, Б. Шаал, К. Руби, Л. Марлье, Р. Суссиньян, Ф. Контар, Р. Э. Трембле, Дж. Вигарелло, Д. Акерман и др.).
Следует подчеркнуть достижения отечественных исследователей в изучении запаха как феномена культуры. А.Г. Левинсон исследует круг социологических проблем обоняния, раскрывая запаховую проблематику телесности в таких контекстах, как дом, пол, власть. О.Б. Вайнштейн рассматривает историю парфюмерии и семиотику некоторых известных ароматов в контексте повседневной культуры. Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека были рассмотрены Е.В. Папченко, в исследовании которой подчеркивается, что функционирование запаха обусловлено историческим этапом культурного развития и спецификой сферы культуры. Философский подход А.И. Костяева представляет феномен ароматов и запахов как часть бытия человека. Особое внимание А.И. Костяев уделяет запахам как знакам и символам.
Несмотря на имеющуюся традицию исследования запаха как феномена культуры, эта проблема недостаточно разработана в области гуманитарных наук, в частности, в культурологии. Недостаточно полно изучена проблема функционирования запаха в различных сферах культуры, чему и посвящена настоящая работа.
Объектом исследования является запах как феномен культуры.
Предмет исследования - функционирование запаха в различных сферах культуры - сакральной и повседневной.
Цель работы – изучить исторические и культурные аспекты развития парфюмерной традиции в контексте функционирования запаха в сакральной и повседневной сферах. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- Проанализировать специфику изучения запаха как феномена культуры.
- Исследовать эволюцию парфюмерной традиции от зарождения до настоящего времени.
- Рассмотреть изменение основных функций парфюмерии в зависимости от смены эпох.
- Охарактеризовать функционирование запаха в сакральной и повседневной сферах культуры.
Методология исследования обусловлена спецификой объекта исследования и поставленными задачами. Наиболее значимыми для исследования являются следующие методы и подходы:
- сравнительно-исторический метод, который позволил выявить своеобразие функционирования запаха на различных исторических этапах и в национальных культурах;
- структурно-функциональный метод был использован при анализе основных функций запаха в культуре;
- системный подход, который дал возможность рассмотреть запах (запаховую культуру) как целостность и, вместе с тем, выделить отдельные функции и показать их взаимосвязь;
- семиотический подход был необходим для выявления семантики запаха в культуре.
Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящей работе впервые предпринята попытка исследовать феномен запаха в истории культуры в контексте разделения функций на выполняемые в сакральной и повседневной сферах культуры.
Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов теории культуры, истории мировой и отечественной культуры, теории и истории культуры повседневности, а также составить основу специализированного курса, посвященного феномену запаха. Данная работа может представлять интерес для культурологов, философов, искусствоведов, а также преподавателей вузов, студентов и работников культурной сферы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Парфюмерная традиция в истории человечества
- Взаимодействие парфюмерии и культуры
В последнее время феномен запаха стал вполне самостоятельной и отдельной проблемой в исследовании культуры.
Чем же сегодня вызвано такое пристальное внимание к запахам и ароматам? Вероятно, все дело в попытке понять и сохранить уходящую культуру через сохранение самого хрупкого из человеческих чувств. Ведь запах буквально пронизывает все стороны жизни. Перефразируя слова А. Блока, запах - это своеобразный цемент, скрепляющий различные культурные явления[1].
Запах - великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако в большинстве случаев мы вдыхаем окружающие ароматы, не осознавая в полной мере их значения в нашей жизни. И лишь когда по каким-то причинам у нас что-то не в порядке с обонянием, мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта. Несмотря на важнейшую роль, которую играет обоняние в нашем эмоционально-сенсорном восприятии, из всех человеческих чувств современная культура уделяет ему наименьшее внимание[2]. Чаще всего столь презрительное отношение к обонянию объясняют тем, что по сравнению с той ключевой ролью, какую оно играет в жизни животных, человеческое восприятие запахов можно считать атрофированным и ничтожным. Безусловно, острота обоняния у людей не идет ни в какое сравнение с тончайшим чутьем некоторых животных, и тем не менее человек гораздо тоньше, чем принято думать, различает запахи. Человеческий нос может распознать тысячи запахов, источники которых представлены в ничтожных количествах.
Запах - исключительно трудноопределимый и сложный для изучения феномен. В отличие от, скажем, цвета, запахи не имеют собственных названий - во всяком случае, в европейских языках. Описывая тот или иной запах, мы вынуждены говорить: «пахнет, как...», нащупывая точную метафору для описания нашего обонятельного переживания. Запахи нельзя увековечить: не существует ни эффективного способа улавливания ароматов, ни метода их сохранения. В царстве обоняния нам приходится полагаться на описания и воспоминания.
Большинство предпринятых исследований в этой области носили естественнонаучный характер. Были достигнуты значительные успехи в понимании химико-биологической природы обоняния, однако множество фундаментальных вопросов по-прежнему остаются без ответа. Обоняние - это одно или два чувства (одно - отвечающее на непосредственное восприятие запахов, а другое - регистрирующее выделяемые во внешнюю среду химические вещества без запаха - феромоны)? Является ли нос единственной частью тела, воспринимающей запахи? Как и по каким параметрам производить объективные замеры запахов? Огромное поле деятельности остается также для изучения психологического аспекта восприятия запахов. Была проведена масса исследований с целью выяснить влияние запахов на работоспособность, настроение, рацион и т. д. [3]
Однако запах - не просто биологическое и психологическое явление. Запах - феномен культурный, а значит, социально-исторический.[4]
Запахи наделены культурно релевантными значениями и участвуют в общественной жизни в качестве парадигмы идентификации мира и взаимодействия с ним. В силу личной, эмоциональной природы ольфакторного опыта такого рода значимые запахи усваиваются членами общества на глубоко личностном уровне. Следовательно, исследование истории запахов в культуре представляет собой не что иное как проникновение в самую суть человеческой культуры.
Девальвация обонятельного аспекта в современной культуре есть прямое следствие ревальвации чувств, имевшей место в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях. Философы и ученые этого периода решили, что в той же мере, в какой зрение есть превалирующее чувство разума и цивилизации, все, что связано с восприятием запахов, есть знак безумия и дикости. Как доказывали Дарвин, Фрейд и другие, в процессе эволюции чувство обоняния отступило на задний план, а зрение приобрело первостепенное значение[5]. Тем самым современные люди, придающие большое значение запахам, были сочтены либо недостаточно развитыми дикарями, дегенеративными маргиналами, либо не вполне нормальными психически: извращенцами, безумцами или идиотами.
Такая тотальная диффамация запаха со стороны европейской интеллектуальной элиты оказала сильное влияние на статус обоняния. Феномен запаха в наши дни «замалчивается». Даже в тех редких случаях, когда он оказывается предметом популярного дискурса - скажем, в некоторых современных произведениях художественной литературы, он не выходит за рамки все тех же стереотипных категорий - категорий нравственного и психического вырождения.
[1] Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре. -М.: НЛО, 2003. Т.1. С. 51.
[2] Там же. С. 383.
[3] Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре. - М.: НЛО, 2003. Т.1. С. 384.
[4] Там же. С. 385.
[5] Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре. - М.: НЛО, 2003. Т.1. С. 385.