Курсовая работа|Культурология

Взаимодействие культуры и парфюмерии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 78

Цена: 1 500
Купить работу

Введение
Глава 1. Парфюмерная традиция в истории человечества
1.1. Взаимодействие парфюмерии и культуры
1.2. Эволюция парфюмерной традиции
Глава 2. Изменение ниш применения парфюмерии в зависимости от смены эпох
2.1. Древний Египет и античность
2.2. Средние века
2.3. Эпоха Просвещения
2.4. Индустриальная революция, конец 19 - начало 20 веков
2.5. Наше время
Глава 3. Парфюмерная традиция как важный элемент культуры повседневности
Заключение
Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Современное гуманитарное знание, и в частности, культурология, все больше и чаще обращает пристальное внимание на сферу повседневной жизни человека, что является выражением изменения в самом российском обществе отношения к сфере повседневности, понимания ее важности и значения для человека.

Пространство  запахов является неотъемлемой частью современной  культуры, в связи с этим изучение  феномена  запаха представляется актуальным.

Проблема изучения  функционирования   запаха   в   культуре  предстает как один из аспектов отношений природы и культуры, которые в современную эпоху приобретают особую актуальность и злободневность. Сегодня наблюдается тенденция увеличения роли искусственных запахов в жизнедеятельности человека, на основании чего можно говорить о все возрастающей роли искусственно созданной обонятельной атмосферы.

Стремление человека улучшить, облагородить свой естественный  запах, сделать его привлекательным приобрело промышленные масштабы. В современном обществе широко распространена практика применения ароматических веществ в различных сферах  культуры  - политике, искусстве, рекламе;  запах  занимает важное место в формировании имиджа, находит применение в маркетинге и других сферах жизнедеятельности человека.

 Запах  начинает выполнять  в   культуре  искусственно навязанные ему функции, напрямую не связанные с его природой, что требует научного осмысления данного  феномена  в рамках гуманитарного знания, и культурология - та область современного знания, которая позволяет исследовать тенденции смыслопорождения  в   культуре  повседневности, в частности в области  культуры   запахов.

Важность и место запаха в повседневной жизни человека не нашли пока должного внимания исследователей. Как природное явление  запах  достаточно хорошо исследован в сфере естественнонаучного знания, тогда как гуманитарные науки к изучению этого  феномена  приступили лишь в конце XIX - начале XX века. Осознается недостаточность теоретического осмысления  феномена   запаха, его функционирвания  в   культуре. Это обстоятельство также обуславливает актуальность избранной темы.

Степень научной разработанности проблемы. Только начиная с конца XIX века  запах начинает исследоваться не как явление природное, а как  феномен   культурный (Г. Зиммель, З. Фрейд, М. Серр, А. Ле Герер, Б. Шаал, К. Руби, Л. Марлье, Р. Суссиньян, Ф. Контар, Р. Э. Трембле, Дж. Вигарелло, Д. Акерман и др.).

Следует подчеркнуть достижения отечественных исследователей в изучении  запаха  как  феномена   культуры. А.Г. Левинсон исследует круг социологических проблем обоняния, раскрывая запаховую проблематику телесности в таких контекстах, как дом, пол, власть. О.Б. Вайнштейн рассматривает историю парфюмерии и семиотику некоторых известных ароматов в контексте повседневной  культуры. Социопсихические и культурные функции  запаха  в жизнедеятельности человека были рассмотрены Е.В. Папченко, в исследовании которой подчеркивается, что  функционирование   запаха  обусловлено историческим этапом культурного развития и спецификой сферы  культуры. Философский подход А.И. Костяева представляет  феномен  ароматов и  запахов  как часть бытия человека. Особое внимание А.И. Костяев  уделяет  запахам  как знакам и символам.

Несмотря на имеющуюся традицию исследования  запаха  как  феномена   культуры, эта проблема недостаточно разработана в области гуманитарных наук, в частности, в культурологии. Недостаточно полно изучена проблема  функционирования   запаха  в различных сферах  культуры, чему и посвящена настоящая работа.

Объектом исследования является  запах  как  феномен  культуры.

Предмет исследования -  функционирование   запаха  в различных сферах  культуры  - сакральной и повседневной.

Цель работы – изучить исторические и культурные аспекты развития парфюмерной традиции в контексте   функционирования  запаха в сакральной и повседневной сферах. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  1. Проанализировать специфику изучения запаха  как  феномена   культуры.
  2. Исследовать эволюцию парфюмерной традиции от зарождения до настоящего времени.
  3. Рассмотреть изменение основных функций парфюмерии в зависимости от смены эпох.
  4. Охарактеризовать функционирование запаха в сакральной и повседневной сферах  культуры.

Методология исследования обусловлена спецификой объекта исследования и поставленными задачами. Наиболее значимыми для исследования являются следующие методы и подходы:

- сравнительно-исторический метод, который позволил выявить своеобразие  функционирования   запаха  на различных исторических этапах и в национальных  культурах;

- структурно-функциональный метод был использован при анализе основных функций запаха  в  культуре;

- системный подход, который дал возможность рассмотреть запах (запаховую культуру) как целостность и, вместе с тем, выделить отдельные функции и показать их взаимосвязь;

- семиотический подход был необходим для выявления семантики запаха в  культуре.

Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящей работе впервые предпринята попытка исследовать феномен   запаха  в истории  культуры в контексте разделения функций на выполняемые в сакральной и повседневной сферах  культуры.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов теории  культуры, истории мировой и отечественной  культуры, теории и истории  культуры  повседневности, а также составить основу специализированного курса, посвященного  феномену  запаха. Данная работа может представлять интерес для культурологов, философов, искусствоведов,  а также преподавателей вузов, студентов и работников культурной сферы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав,  заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Парфюмерная традиция в истории человечества

  • Взаимодействие парфюмерии и культуры

В последнее время феномен запаха стал вполне самостоятельной и отдельной проблемой в исследовании культуры.

Чем же сегодня вызвано такое пристальное внимание к запахам и ароматам? Вероятно, все дело в попытке понять и сохранить уходящую культуру через сохранение самого хрупкого из человеческих чувств. Ведь запах буквально пронизывает все стороны жизни. Перефразируя слова А. Блока, запах - это своеобразный цемент, скрепляющий различные культурные явления[1].

Запах - великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако в большинстве случаев мы вдыхаем окружающие ароматы, не осознавая в полной мере их значения в нашей жизни. И лишь когда по каким-то причинам у нас что-то не в порядке с обонянием, мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта. Несмотря на важнейшую роль, которую играет обоняние в нашем эмоционально-сенсорном восприятии, из всех человеческих чувств современная культура уделяет ему наименьшее внимание[2]. Чаще всего столь презрительное отношение к обонянию объясняют тем, что по сравнению с той ключевой ролью, какую оно играет в жизни животных, человеческое восприятие запахов можно считать атрофированным и ничтожным. Безусловно, острота обоняния у людей не идет ни в какое сравнение с тончайшим чутьем некоторых животных, и тем не менее человек гораздо тоньше, чем принято думать, различает запахи. Человеческий нос может распознать тысячи запахов, источники которых представлены в ничтожных количествах.

Запах - исключительно трудноопределимый и сложный для изучения феномен. В отличие от, скажем, цвета, запахи не имеют собственных названий - во всяком случае, в европейских языках. Описывая тот или иной запах, мы вынуждены говорить: «пахнет, как...», нащупывая точную метафору для описания нашего обонятельного переживания. Запахи нельзя увековечить: не существует ни эффективного способа улавливания ароматов, ни метода их сохранения. В царстве обоняния нам приходится полагаться на описания и воспоминания.

Большинство предпринятых исследований в этой области носили естественнонаучный характер. Были достигнуты значительные успехи в понимании химико-биологической природы обоняния, однако множество фундаментальных вопросов по-прежнему остаются без ответа. Обоняние - это одно или два чувства (одно - отвечающее на непосредственное восприятие запахов, а другое - регистрирующее выделяемые во внешнюю среду химические вещества без запаха - феромоны)? Является ли нос единственной частью тела, воспринимающей запахи? Как и по каким параметрам производить объективные замеры запахов? Огромное поле деятельности остается также для изучения психологического аспекта восприятия запахов. Была проведена масса исследований с целью выяснить влияние запахов на работоспособность, настроение, рацион и т. д. [3]

Однако запах - не просто биологическое и психологическое явление. Запах - феномен культурный, а значит, социально-исторический.[4]

Запахи наделены культурно релевантными значениями и участвуют в общественной жизни в качестве парадигмы идентификации мира и взаимодействия с ним. В силу личной, эмоциональной природы ольфакторного опыта такого рода значимые запахи усваиваются членами общества на глубоко личностном уровне. Следовательно, исследование истории запахов в культуре представляет собой не что иное как проникновение в самую суть человеческой культуры.

Девальвация обонятельного аспекта в современной культуре есть прямое следствие ревальвации чувств, имевшей место в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях. Философы и ученые этого периода решили, что в той же мере, в какой зрение есть превалирующее чувство разума и цивилизации, все, что связано с восприятием запахов, есть знак безумия и дикости. Как доказывали Дарвин, Фрейд и другие, в процессе эволюции чувство обоняния отступило на задний план, а зрение приобрело первостепенное значение[5]. Тем самым современные люди, придающие большое значение запахам, были сочтены либо недостаточно развитыми дикарями, дегенеративными маргиналами, либо не вполне нормальными психически: извращенцами, безумцами или идиотами.

Такая тотальная диффамация запаха со стороны европейской интеллектуальной элиты оказала сильное влияние на статус обоняния. Феномен запаха в наши дни «замалчивается». Даже в тех редких случаях, когда он оказывается предметом популярного дискурса - скажем, в некоторых современных произведениях художественной литературы, он не выходит за рамки все тех же стереотипных категорий - категорий нравственного и психического вырождения.

[1] Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре. -М.: НЛО, 2003. Т.1. С. 51.

[2] Там же. С. 383.

[3] Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре. - М.: НЛО, 2003. Т.1. С. 384.

[4] Там же. С. 385.

[5] Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре. - М.: НЛО, 2003. Т.1. С. 385.

  1. 100 легендарных ароматов. - М.: Астрель. АСТ, 2003.
  2. Ароматы и запахи в культуре. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: НЛО, 2003.
  3. Ароматы мира. Энциклопедия Аванта +. - М., 2005.
  4. Бронштейн А. И. Вкус и обоняние. - М. - Л.: Наука, 1950.
  5. Вайнштейн О.Б. Историческая ароматика: одеколон и пачули // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 437-462.
  6. Вайнштейн О.Б. Грамматика ароматов. // Иностранная литература. 2001.№ 8. С. 18
  7. Веригин К.- М. Благоуханность: воспоминания парфюмера. - М.: КЛЕОграф, 1996.
  8. Войткевич С.А., Хейфиц Л.А. От древних благовоний к современным парфюмерии и косметике. - М.: Пищевая промышленность, 1997.
  9. Галеев Б. Содружество чувств и синтез искусств. - М.: Знание, 1982.
  10. Герасимова О.А. Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности / Дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2003.
  11. Герер А. Благоуханная пантера // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 271-276.
  12. Григорьева О.Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах: Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука.
  13. Гулимова В.И. «Пять носов» человека и 2500-летняя история их изучения // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 120-167.
  14. Гулимова В.И. Вомероназальная система животных и человека в норме и патологии // Архив патологии. 2002. Т. 64. № 4. С. 52-59.
  15. Гулимова В.И. Запах и подсознание: влияние обонятельных стимулов на эмоциональное восприятие и поведение человека // Косметика и медицина. 2002. № 3. С. 6-23.
  16. Гулимова В.И. Запах и подсознание: влияние обонятельных стимулов на эмоциональное восприятие и поведение человека // Косметика и медицина. 2002. №3. С. 6-23.
  17. Гэймон Д., Брэгдон А. Игры, в которые играет мозг. - М., 2005.
  18. Духи и мода / Пер. с англ. Н.Б. Мордвинцевой. - М., 2001.
  19. Еллинек И. С. Планета духов в созвездии ароматов. Перевод О. Асписовой. // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С.367-387.
  20. Еллинек И.С. Духи – мечта во флаконе. - М., 1996.
  21. Епанешникова - М.А. Феномен   запаха   в   культуре: к проблеме экологии человеческого тела // Актуальные проблемы современной науки. - - М., 2010. - 6. - С. 155-158.
  22. Епанешникова - М.А. Функции запаха  как  феномена  культуры / - М.А. Епанешникова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Философия. Социология. Культурология. Выпуск 19. - 2010. - 31. - С. 31-35.
  23. Жирицкая Е. Легкое дыхание: запах как культурная репрессия в российском обществе 1917-30-х гг. // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 167-269.
  24. Жирицкая Е.А. Антиглобалисты // Новости в мире косметики. 2002. № 1-2. С. 75-81.
  25. Жирицкая Е.А. Путешествие в страну прибыльных ароматов // GEO. 2000. № 3. С. 19-22.
  26. Жирицкая Е.А. Судьба "Жападора" / / Новости в мире косметики. 2001. № 3. С. 47-48.
  27. Запесоцкий Ю.А. Имидж и бренд: инструменты творения нового человека? // Человек. 2009. №. 5. С. 26-29.
  28. Захарьин Д. Ольфакторная коммуникация в контексте русской истории. - М.: ОГИ, 1999.
  29. Зиммель Г. Из «Экскурса о социологии чувств» // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 17-34.
  30. Зинкевич Э.П. Запах и жизнь // Химия и жизнь. 2006. № 3. С. 13-14.
  31. Зорина Е. Алхимия запахов //«Вокруг света». 2003. №12 (2759). С. 56-59.
  32. Зюскинд П. Парфюмер. СПб., 1999.
  33. Кабакова Г. Запахи в русской традиционной культуре // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 50-61.
  34. Кирсанова Р. Аромат родного дома и запах счастья // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 270-279.
  35. Классен К, Хоувз Д. Синнот А. Аромат товара: коммерциализация запаха. Перевод С. Силаковой // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 419-463.
  36. Кожаринов В.В. Русская парфюмерия. 19 - начала 20 века. / / Журнал «Дорогой». 2000. № 5. С. 46-50.
  37. Корбен А. Парижские запахи. Пер. Е. Гальцовой. // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 426-436.
  38. Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории культуры. Знаки и символы. ЛКИ, 2007.
  39. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: Учебное пособие. - М., 2009.
  40. Левинсон А. Повсюду чем-то пахнет. // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 7-39.
  41. Линдстром - М. Чувство бренда. Роль пяти органов чувств в создании выдающихся брендов. - М., 2006.
  42. Макарчук Н.Е., КалуевА.В. Обоняние и поведение. К.: КСФ, 2000.

43.       Мир восточных благовоний. - М.: Старклайт, 2008.

  1. Миргородская С. Аромалогия: Quantum Satis. - М.: Навеус, 1999.
  2. Набоков В.В. Машенька.  СПб.: Азбука-классика, 2006.
  3. Никитина - М.В. Роман Парфюмер. История одного убийцы в контексте творчества Патрика Зюскинда / Дис. канд. филол. наук. Тамбов, 2006.
  4. Павья Ф. Чарующий мир духов. - М., 1997.
  5. Папченко Е.В. Социопсихические и культурные функции запаха в жизнедеятельности человека / Дис. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
  6. Парфюмерия. Под ред. JI. Богдановой. - М.: Внешсигма, 2000.
  7. Плужников - М.С., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков. - М.: Молодая гвардия, 1991.
  8. Прохоров А. Запах, форма, вкус и цвет через Интернет // КомпьютерПресс. 2001.
  9. Райт Р.Х. Наука о запахах. - М.: Мир, 1966.
  10. Риммелъ Э. Энциклопедия парфюмерии. - М., 1998.
  11. Риндисбахер От запаха к слову: моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Пер. Я. Токаревой // Ароматы и запахи вкультуре. Книга 2. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 583-611.
  12. Риндисбахер Д. Ханс От запаха к слову: Моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» // Ароматы и запахи в культуре. Книга 2 / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М., 2003. С. 579-608.
  13. Романова О. Чем пахнет торговля? // Торговое оборудование на Урале. 2005.-№7.С. 10-14.
  14. Рубен Л.А. Запаховые сигналы и пространство праздненства в Евразии // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. / Сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 168-182.
  15. Рязанцев СВ. Тайна запахов и звуков. - М., 1997.
  16. Старовойтов В.И., Шамонова Т.Н. Запах и ольфакторные следы человека. - М., 2003.
  17. Целебные ароматы. / Сост. Н.Г. Григорович. СПб., 2001.
  18. Целительные ароматы природы. - М.: Вече, 2004.
  19. Шаал Б., Руби К. и др. Изменчивость и универсалии // Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - С. 87 - 119.
  20. Шарль Ру Э. Непостижимая Шанель. - М.; Смоленск, 1995.
  21. Яраева В. Путь к сердцу проходит через нос // Будь здоров. 2005. №12. С. 18-20.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Культурология
2015 год 26 стр.
Курсовая Национальный менталитет в экономических отношениях
diplomstud
Курсовая работа Культурология
2017 год 50 стр.
Курсовая Зарождение досуговых форм и их развитие (праздники и игрища)
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское