Введение 3
Глава i. Теоретические аспекты индивидуального и группового консультирования в практике социального педагога
1.1. Понятие социального консультирования, его специфика
1.2. Техника и особенности процесса консультирования
В практике социального педагога
Глава ii. Направления индивидуального и группового консультирования в деятельности социального
Педагога
2.1. Особенности индивидуального консультирования подростков в практике социального педагога
2.2. Методы и формы индивидуального и группового консультирования родителей 14
2.3.социально-психологический тренинг как форма группового консультирования.
Заключение
Литература
Приложения
Сегодня профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества.
В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки. По этой причине в школе родились новые должности педагог-психолог и социальный педагог, которые оказывают два принципиально новых вида услуг: социальная помощь - содействие решению проблем человека, психологическая помощь - консультирование по проблемам человека.
Когда человек сталкивается с социально- педагогическими проблемами, он нуждается в социально - педагогическом консультировании. Современному поколению детей с каждым годом сложнее справляться со своими проблемами
К сожалению, до сих пор, по данным литературы, нет четких представлений о содержании и основных подходах в социально-педагогическом консультировании, хотя необходимость разработки данной темы подчеркивается многими исследователями и практиками – социальными педагогами [13, с.5-6].
Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.
Объект исследования: социально-педагогическое консультирование.
Предмет: процесс индивидуального и группового консультирования в практике социального педагога.
Цель работы: изучить особенности социально-педагогического консультирования в практике социального педагога.
Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи:
- Определить понятие социально- педагогического консультирования и его специфику.
- Изучить особенности индивидуального консультирования в работе социального педагога.
- Изучить методы и формы индивидуального и группового консультирования родителей.
Методы исследования: анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение документации, анализ и обобщение передового социально-педагогического опыта.
Структура работы введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ГРУППОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1.1. Понятие социального консультирования, его специфика
В широком смысле консультирование – это то, чем занимаются консультанты. Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами советник, помощник, наставник. Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово «консультирование» происходит от латинского consulatio, что обозначает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам» [16,с.57].
Консультация — это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности (В.В. Столин, 1993).
Консультирование – профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, сохранения, повышения качества жизни.
Консультирование может быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим в зависимости от ситуации, в которой необходимо принять решения. Более разработанным является психологическое консультирование. По остроумному замечанию Джеффри Коттлера и Роберта Брауна психологическое консультирование – очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать – с чувствами, мыслями или поведением, что лучше – поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящим». [18,с.82]
Социальное консультирование — технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. Основными компонентами технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения.[12,с.241]
Особенностями консультативной функции социального педагога является разработка советов, рекомендаций и коррекционно-развивающих методов и создание условий для их реализации.
В ходе консультации социальный педагог, психолог выясняют проблемы клиента и находят пути их решения на рациональном уровне.
В условиях школы проводятся следующие консультации:
- для педагогов по результатам диагностики уровня адаптации, индивидуально-личностных особенностей учащихся, их жизненных целей, социальных связей и т.д;
- для родителей по результатам диагностики социально-психологического исследования личности ребенка, «если ваш ребенок поставлен на учет», «если у вас возникли проблемы с ребенком»;
- для администрации школы по вопросам обучения, воспитания детей, по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.