Введение
Глава I. Природа и сущность конфликта
1.1 Понятие конфликта и его сущность
1.2 Классификация конфликтов, причины их возникновения
1.3 Основные стадии протекания и структура конфликта
1.4 Типология конфликтов
Глава II. Причины возникновения и методы разрешения конфликтов
2.1 Основные причины возникновения конфликтов
2.2 Методы разрешения конфликтов в коллективе
Заключение
Библиографический список
Абсолютно, каждому человеку приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский психолог Б. Вуп: «Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.
В обществе всегда возникали и проявлялись различного вида конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и международных. Люди, сталкиваясь с теми или иными коллизиями, возникающими между ними, в конце концов, находили методом проб и ошибок необходимые средства и способы устранения недоразумений. Однако при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения.
Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли философия, политология и психология. Согласно некоторым теориям конфликт существует лишь при наличии серьезных разногласий и противоречий, а, по мнению психологов-бихевиористов, конфликт - это осознанное противоборство с целью осуществления собственных потребностей за счет интересов других индивидов. Представители ранней школы считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности и плохой организации. В настоящее время психологи склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты неизбежны, а другие не только возможны, но и желательны.
В нашем обществе люди даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях, находить общие интересы, приходить к единому мнению. Многие люди ассоциируют конфликт как нечто негативное, приводящее только к ссорам, дракам, прекращению отношений между людьми, когда как конфликты имеют конструктивное разрешение. Находясь в конфликтной ситуации, каждый человек выбирает свой стиль поведения в зависимости от того, насколько большое значение имеют для участников личные цели и хорошие взаимоотношения с другой стороной. При этом единственным стилем, позволяющим действительно разрешить конфликт, найти точки соприкосновения, повышая степень доверия, является стиль «сотрудничество». Людям следует активными совместными действиями достигать согласия в общих интересах, а не оставлять проблему нерешенной и портить отношения с оппонентом.
Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Поэтому тема данной работы является актуальной.
Цель данной работы состоит в изучении конфликтов, их видов, причин возникновения и в определении основных методов их разрешения.
Также в работе выдвигаются следующие задачи:
- Ознакомиться с понятием «конфликт»;
- Изучить классификацию конфликтов и их причины возникновения;
- Основные стадии протекания и структура конфликта;