ВВЕДЕНИЕ
1 Понятие и особенности социального обслуживания в Норвегии
1.1 Социально обслуживание европейских стран
1.2 Особенности социальной политики и социального обслуживания Норвегии
2 Анализ проблем и направлений развития социального обслуживания в Норвегии
2.1 Проблемы социального обслуживания на примере Норвегии
2.2 Направления социальной помощи и социального обслуживания в Норвегии на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. В конце двадцатого века. социальная защита населения стала главным институтом социальной политики любого цивилизованного государства. Целью большинства систем социальной защиты является поддержание стабильности доходов, обеспечение равного доступа к медицинскому обслуживанию и предоставление основных социальных услуг. Как организованная система, она существует во многих странах по всему миру. В экономически развитых странах социальная защита является важнейшей частью национальной экономики, расходы на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта.
Европейский союз обладает наиболее развитыми системами социальной защиты. Именно там появились и развивались первые социальные программы. Благодаря системам социальной защиты современную европейскую экономику называют социально ориентированной.
За рубежом социальные услуги рассматриваются как система определенных видов социальной деятельности, направленных на удовлетворение насущных потребностей граждан в плане адаптации, интеграции и социальной реабилитации.
В большинстве европейских стран реализуются следующие направления развития социальных услуг для населения:
- децентрализация системы социальных услуг, расширение компетенции местных органов власти и муниципальных служб;
- интенсивное развитие негосударственного сектора и постепенное сокращение государственных услуг на рынке социальных услуг;
- развитие инновационных форм и видов социальных услуг;
- расширения платежных сервисов и т.д.
Цель работы – изучить опыт социального обслуживания в зарубежных странах (Норвегии).
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие социального обслуживания европейских стран;
- проанализировать особенности социальной политики и социального обслуживания Норвегии;
- изучить проблемы социального обслуживания Норвегии;
- изучить направления социальной помощи и социального обслуживания в Норвегии на современном этапе.
Объект исследования – общественные отношения в сфере социального обслуживания на примере зарубежных стран.
Предмет исследования – социально обслуживание в Норвегии.
Методы исследования – сравнительный, метод классификации, метод синтеза и анализа и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1 Понятие и особенности социального обслуживания в Норвегии
1.1 Социально обслуживание европейских стран
Социальные услуги - это деятельность служб социальной поддержки, предоставление социальных, медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальная адаптация и реабилитация граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Почти все западноевропейские страны используют социальное страхование на случай социального риска и предлагают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности [3, с. 17].
Однако системы социального страхования и социальной помощи этих стран реализуются по-разному, и в связи с этим их можно разделить на четыре группы:
- страны, где доминируют принципы страхования, где суммы выплат и льгот привязаны к индивидуальным страховым взносам;
- страны, где принципы страхования социальной защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат в большей степени адаптированы к индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном за счет налоговых средств;
- страны, занимающие промежуточное положение между первыми двумя;
- страны, где отсутствует система социальной защиты населения, как таковая, однако, она только формируется.
В первую группу входят Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения основаны на принципах договорного страхования.
Нанятые работники платят определенную часть своего дохода в сберегательный банк, что дает им право пользоваться услугами сберегательного банка, когда им требуется помощь на суммы, соответствующие сберегательному банку.
Аналогичным образом, работодатели от имени своих работников также вносят определенные суммы в эту страховку.
В большинстве случаев размер выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связан с совокупной суммой взносов работника и работодателя.
Исключением являются медицинские расходы и семейные пособия. Основной целью этой системы является поддержание уровня жизни человека в случае болезни, инвалидности и потери работы.
Эта система позволяет перераспределять доход человека на протяжении всей его физической жизни. Во всех европейских странах страховые взносы являются основным источником финансирования социальной защиты.
В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей статьи расходов национального бюджета, за счет налоговых платежей [7, с. 22].
Однако во всех странах этого обеспечения государство берет на себя обязательство перед гражданами обеспечить, чтобы доход любого гражданина не опускался ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько он внес в страховой фонд.
Вторая группа стран, в которую входят Соединенное Королевство, Дания и Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями.
В этих странах государственный бюджет играет важную роль в финансировании социальной сферы.