Курсовая работа|Управление персоналом

Системно-деятельностный подход в управлении образовательной организацией

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2023 | Страниц: 24

Введение. 

  1. Сущность понятий «системный подход», «деятельностный подход», «системно-деятельностный подход». 
  2. Системно-деятельностный подход: характеристика и принципы реализации в управлении образовательными организациями. 
  3. Практики применения системно-деятельностного подхода в образовательных организациях. 

Заключение. 

Список литературы. 

Актуальность темы исследования связана с необходимостью модернизации современного образования. В связи с этим необходимо учитывать системно-деятельностный подход, который является основой методологической концепции Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Современное российское общество находится в процессе модернизации образования. Становление этого общества формирует новый социальный заказ образовательной среды, который подкрепляется государственным заказом (ФГОС нового поколения).

Разработка Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения учитывает системно-деятельностный подход и основывается на развитии личностных качеств, отвечающих требованиям информационного общества, направленных на достижение образовательных и личностно-развивающих результатов на основе универсального поведения

Современное российское образование вступила в период постоянных изменений в образовательной и управленческой практики, что в свою очередь требует серьезных изменений со стороны преподавателей и, конечно же, руководителей образовательных организаций. Требуется не только управлять изменениями, но и управлять способами получения знаний. Необходимо постоянно искать новые и эффективные решения, как для системы обучения в целом, так и для повышения квалификации преподавательского состава [10].

В настоящее время система российского образования стремительно изменяется. При этом самыми незащищенными в условиях постоянных нововведений являются учителя. В связи с этим в образовательной практике появляются противоречия. С одной стороны, в условиях обновления и внедрения новых Федеральных государственных стандартов в системе образования требуется новый конвенциальный подход к новшествам. А с другой стороны, учителя в силу своей загруженности не в состоянии вести качественную исследовательскую деятельность и внедрять инновационные практики в свою деятельность.

Признаки инновационности современного образования, масштаб изменений и новое позиционирование системы выступают в качестве основных дестабилизирующих факторов, но в тоже время это позволяет педагогам и учащихся проявлять творчество, выражать себя с помощью системно-деятельностного подхода.

На данный момент системно-деятельностный подход изучен достаточно хорошо. Данный подход рассматривали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Сухов, А.Г. Асмолов, Т.И. Шамова и др. Однако, следует отметить, что все ещё не существует единой концепции управления образовательными организациями при использовании системно-деятельностного подхода. 

Все вышесказанное определяет проблему исследования: какие способы реализации системно-деятельностного подхода эффективны в управлении современными образовательными организациями?

Объект исследования: системно-деятельностный подход в управлении образовательными организациями.

Предмет исследования: способы реализации системно-деятельностного подхода в управлении образовательными организациями.

Цель исследования – определить способы реализации системно-деятельностного подхода в управлении образовательными организациями.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:

  • рассмотреть понятие «системный подход», «деятельностный подход», «системно-деятельностный подход»;
  • изучить основные характеристики и принципы системно-деятельностного подхода в управлении образовательными организациями:
  • проанализировать существующие практики применения системно-деятельного подхода в образовательной организации.

 В связи с целями и задачами в работе использовались следующие методы исследования: анализ нормативной базы по теме исследования, теоретический анализ научно-методической и научной литературы по теме исследования, синтез и обобщение полученных данных.

 

1.     Сущность понятий «системный подход», «деятельностный подход», «системно-деятельностный подход»

В 1985 году А.Н. Сухов и А.Г. Асмолов ввели понятие «системно-деятельностный подход» [2]. На тот момент существовала оппозиция внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который представлен в работах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др., и деятельностным, который всегда был системным, представлен в работах Л.В. Выготского, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и др.  Системно-деятельностный подход объединил в себе два этих подхода. Разберем каждый из подходов по отдельности.

Системный подход изучает управление как сложную самоорганизующуюся общую систему, основные характеристики которой: состав, структура, цели, связи и функции [4].

Системный подход представляет собой направление в философии, методологии науки, а также конкретные научные знания и социальные практики, которые основаны в первую очередь на изучении объектов как систем. Данный подход направлен на раскрытие целостности объектов, на выявление различных типов связей сложных объектов и сбор их в единую теоретическую базу [18]

С.П. Сурмин в своих трудах отмечает, что системный подход – это эффективный способ мыслительной деятельности, которая обеспечивает значительные достижения в науке. Он также указал, что наличие способности к системному анализу и способности к системному моделированию является высшей характеристикой духовного совершенствования человека [14].

Ключевым понятием системного подхода является «система». Система – это комплекс взаимодействующих компонентов.

В.И. Садовский выделил следующие значения термина «система»:

  • Целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
  • Особое единство;
  • Любая изучаемая система является элементом системы более высокого порядка и наоборот [13].

Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко выделяют целый ряд признаков систем [16]:

  • Наличие совокупности элементов;
  • Системные объекты имеют определенные связи и отношения. Поведение системы в первую очередь определяется свойствами структуры, а не отдельными ее компонентами;
  • Система обладает комплексными свойствами, которых нет ни у одного отдельного компонента;
  • Система характеризуется наличием связей с другими системами.

Использование системного подхода в управлении образовательными учреждениями открывает перед руководителями широкие возможности: углубленно изучить структуры системы не только в целом, но и в разрезе ее основных компонентов; выйти на способы соединения ее элементов, чтобы увидеть его структуру, конкретизировать процесс управления, наметить стратегию развития в зависимости от целей образовательной организации.

Изучив образовательную организацию как систему Ю.А. Конаржевский отражает важнейшую особенность этой системы: наличие набора элементов, обладающих функциональной и структурной спецификой. Он считает, что систему можно разделить на состав и структуру, причем состав — это группа элементов, образующих в конечном итоге единое целое, а структура — это способ связи между элементами, составляющими систему [7].

Системный подход не исключает деятельностный подход, вместо этого он фокусируется на изучении управленческой деятельности как целостной системы и взаимосвязей и взаимодействий между ее элементами.

  1. Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург: Реноме, 2012. — С. 140-142.
  2. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов, — Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
  3. Афанасьев, В.В. Педагогические технологии управления: вопросы терминологии, проектирования, классификации / В.В. Афанасьев, // Преподаватель. –2001. -No 5. –С.14-19
  4. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № Sl0. С. 25-32.
  5. Жданко Татьяна Александровна Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // Magister Dixit. 2012. №4. С. 185-192
  6. Коваль Наталья Николаевна. "Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой" Азимут научных исследований: экономика и управление, №2 (11), 2015, С. 37-41.
  7. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. - Челябинск: ЧГПИ, 1986. - 133 с.
  8. Лазарев, В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы /. В.С. Лазарев.–М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995, с. 171
  9. Леонтьев, А.А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра [Текст] / А.А. Леонтьев, — М. : Академия, 2006. — 389 с.
  10. Полетаева Н.М. Системно-деятельностный подход к управлению инновационной работой педагогов // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. №4-2. С. 160-165
  11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
  12. Пронина Л. Н. Системно-деятельностный подход к управлению качеством в условиях реализации ФГОС общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4001–4005.
  13. Садовский В.Н. Основания общей теории систем /B.Н. Садовский. - М.: Наука, 1970. - 278 с.
  14. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2003. - 368 с.
  15. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: избранные труды / Вст. ст. С.Г. Воровщикова. – М.: ЦО «Перспектива», 2009. – 272 с.
  16. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
  17. Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалинова Г.Н. Системное стратегическое управление школой// Становление и развитие управленческой науки в системе повышения квалификации руководителей образования: Сборник статей Первых педагогических чтений научной школы управления образованием (29 января 2009 г.). – М.: «Прометей» МПГУ, 2009. – 280 с.
  18. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Управление персоналом
2016 год 39 стр.
Курсовая Система кадрового резерва
Telesammit
Курсовая работа Управление персоналом
2015 год 29 стр.
Курсовая Компетенция в управлении человеческими ресурсами
diplomstud
Курсовая работа Управление персоналом
2010 год 50 стр.
Курсовая Адаптация руководителя в новой организации
diplomstud
Курсовая работа Управление персоналом
2013 год 35 стр.
Курсовая Мотивация и вознаграждение персонала ЗАО
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское