Актуальность темы исследования связана с необходимостью модернизации современного образования. В связи с этим необходимо учитывать системно-деятельностный подход, который является основой методологической концепции Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Современное российское общество находится в процессе модернизации образования. Становление этого общества формирует новый социальный заказ образовательной среды, который подкрепляется государственным заказом (ФГОС нового поколения).
Разработка Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения учитывает системно-деятельностный подход и основывается на развитии личностных качеств, отвечающих требованиям информационного общества, направленных на достижение образовательных и личностно-развивающих результатов на основе универсального поведения
Современное российское образование вступила в период постоянных изменений в образовательной и управленческой практики, что в свою очередь требует серьезных изменений со стороны преподавателей и, конечно же, руководителей образовательных организаций. Требуется не только управлять изменениями, но и управлять способами получения знаний. Необходимо постоянно искать новые и эффективные решения, как для системы обучения в целом, так и для повышения квалификации преподавательского состава [10].
В настоящее время система российского образования стремительно изменяется. При этом самыми незащищенными в условиях постоянных нововведений являются учителя. В связи с этим в образовательной практике появляются противоречия. С одной стороны, в условиях обновления и внедрения новых Федеральных государственных стандартов в системе образования требуется новый конвенциальный подход к новшествам. А с другой стороны, учителя в силу своей загруженности не в состоянии вести качественную исследовательскую деятельность и внедрять инновационные практики в свою деятельность.
Признаки инновационности современного образования, масштаб изменений и новое позиционирование системы выступают в качестве основных дестабилизирующих факторов, но в тоже время это позволяет педагогам и учащихся проявлять творчество, выражать себя с помощью системно-деятельностного подхода.
На данный момент системно-деятельностный подход изучен достаточно хорошо. Данный подход рассматривали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Сухов, А.Г. Асмолов, Т.И. Шамова и др. Однако, следует отметить, что все ещё не существует единой концепции управления образовательными организациями при использовании системно-деятельностного подхода.
Все вышесказанное определяет проблему исследования: какие способы реализации системно-деятельностного подхода эффективны в управлении современными образовательными организациями?
Объект исследования: системно-деятельностный подход в управлении образовательными организациями.
Предмет исследования: способы реализации системно-деятельностного подхода в управлении образовательными организациями.
Цель исследования – определить способы реализации системно-деятельностного подхода в управлении образовательными организациями.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие «системный подход», «деятельностный подход», «системно-деятельностный подход»;
- изучить основные характеристики и принципы системно-деятельностного подхода в управлении образовательными организациями:
- проанализировать существующие практики применения системно-деятельного подхода в образовательной организации.
В связи с целями и задачами в работе использовались следующие методы исследования: анализ нормативной базы по теме исследования, теоретический анализ научно-методической и научной литературы по теме исследования, синтез и обобщение полученных данных.
1. Сущность понятий «системный подход», «деятельностный подход», «системно-деятельностный подход»
В 1985 году А.Н. Сухов и А.Г. Асмолов ввели понятие «системно-деятельностный подход» [2]. На тот момент существовала оппозиция внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который представлен в работах Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др., и деятельностным, который всегда был системным, представлен в работах Л.В. Выготского, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и др. Системно-деятельностный подход объединил в себе два этих подхода. Разберем каждый из подходов по отдельности.
Системный подход изучает управление как сложную самоорганизующуюся общую систему, основные характеристики которой: состав, структура, цели, связи и функции [4].
Системный подход представляет собой направление в философии, методологии науки, а также конкретные научные знания и социальные практики, которые основаны в первую очередь на изучении объектов как систем. Данный подход направлен на раскрытие целостности объектов, на выявление различных типов связей сложных объектов и сбор их в единую теоретическую базу [18]
С.П. Сурмин в своих трудах отмечает, что системный подход – это эффективный способ мыслительной деятельности, которая обеспечивает значительные достижения в науке. Он также указал, что наличие способности к системному анализу и способности к системному моделированию является высшей характеристикой духовного совершенствования человека [14].
Ключевым понятием системного подхода является «система». Система – это комплекс взаимодействующих компонентов.
В.И. Садовский выделил следующие значения термина «система»:
- Целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
- Особое единство;
- Любая изучаемая система является элементом системы более высокого порядка и наоборот [13].
Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко выделяют целый ряд признаков систем [16]:
- Наличие совокупности элементов;
- Системные объекты имеют определенные связи и отношения. Поведение системы в первую очередь определяется свойствами структуры, а не отдельными ее компонентами;
- Система обладает комплексными свойствами, которых нет ни у одного отдельного компонента;
- Система характеризуется наличием связей с другими системами.
Использование системного подхода в управлении образовательными учреждениями открывает перед руководителями широкие возможности: углубленно изучить структуры системы не только в целом, но и в разрезе ее основных компонентов; выйти на способы соединения ее элементов, чтобы увидеть его структуру, конкретизировать процесс управления, наметить стратегию развития в зависимости от целей образовательной организации.
Изучив образовательную организацию как систему Ю.А. Конаржевский отражает важнейшую особенность этой системы: наличие набора элементов, обладающих функциональной и структурной спецификой. Он считает, что систему можно разделить на состав и структуру, причем состав — это группа элементов, образующих в конечном итоге единое целое, а структура — это способ связи между элементами, составляющими систему [7].
Системный подход не исключает деятельностный подход, вместо этого он фокусируется на изучении управленческой деятельности как целостной системы и взаимосвязей и взаимодействий между ее элементами.