Введение.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты или основы мотивации эффективности труда и управления персоналом.
1.1. Понятие и сущность мотивации.
1.2. Экономические методы мотивации.
1.3 Неэкономические методы мотивации.
ГЛАВА 2 Анализ деятельности ООО “-”.
2.1. Общая характеристика предприятия.
2.2 Анализ кадрового потенциала.
2.3 Анализ системы мотивации на предприятии.
2.4 Комплекс мероприятий по улучшению стимулирования персонала предприятия
Заключение.
Список литературы.
Приложения
В самом общем виде мотивация к действию человека может быть представлена в виде комбинации внутренних и внешних сил, которые заставляют его совершать определенные действия, постоянно влияя на него. Более того, взаимосвязь между этими силами и конкретными действиями человека определяется очень сложной системой взаимодействий, индивидуальной для каждого человека, поэтому различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил, то есть влияние мотивации на конкретную личность зависит в значительной степени от многих факторов и рассчитывается индивидуально.
Мотивация - сумма внутренних и внешних движущих сил, побуждающая людей к действию, задающая границы, формы, степень интенсивность деятельности, количество затраченных усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающая ей направленность, направление на достижение определенных целей.
Мотивация не является реально наблюдаемым фактом, это сконструированное понятие, то есть ее нельзя непосредственно наблюдать или измерить эмпирическим путем.
Проблемами мотивации персонала занимались ряд российских и зарубежных ученых: А.Маслоу, С.Альдерфер, Ф.Герцберг, Д.МакКлелланд, В.Врум, С.Адамс, Л.Портер, Е.Лоулер (авторы теорий мотивации), Каверин СБ., Кочеткова А.И., Логвинов С.А., Маслов Е.В., Сидоренко Е.В., Уткин Э.А., Федосова Р.Н., Шекшня СВ., Энкельман Н.Б. и другие.
В работах этих авторов отражены различные теории мотивации персонала, дано множество классификаций мотивов по разным признакам, показана важность роли мотивации персонала в системе управления. При этом вопрос формирования механизмов мотивации персонала и совершенствования существующих элементов на основе использования различных мотивационных компонентов с учетом современных требований и зарубежного опыта в конкретной отрасли (энергосбытовой промышленности). Актуальность обуславливается тем, что изучение мотивации необходимо для решения многих практических задач. Знание о мотивационном процессе, потребности человека, стимулировании и т. д. Уже много лет она широко используется на практике. И прежде всего этот вопрос интересует менеджеров, занимающихся управлением персоналом фирмы и предприятия, для которых очень важно знать мотивы поведения людей и их группы, чтобы активно применять эти знания в ежедневной работе по оживлению деятельности компании, для повышение эффективности командной работы. С недавних пор особое внимание было уделено вопросу мотивации, как функции менеджмента организации, благодаря которому руководство любой компании побуждает сотрудников действовать максимально эффективно, чтобы обеспечить производственный процесс по намеченному плану. Процессы создания или реконструкции структуры организационного управления непосредственно связаны с разработкой управленческих систем, контроля персонала и информационной поддержки, а люди являются основным источником эффективного роста предприятия.
Объект исследования – мотивация персонала.
Предмет исследования – рекомендации по формированию (совершенствованию) системы мотивации персонала на предприятии.
Целью является изучение мотивационных инструментов, проведение и оценка мотивации на предприятии, а также предложения по совершенствованию системы мотивации на предприятии.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятие мотивация, и её сущность;
- определить основные мотивационные теории;
- оценить применение инструмента мотивации сотрудников на предприятии.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты или основы мотивации эффективности труда и управления персоналом
1.1. Понятие и сущность мотивации
Изучением мотивации занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи, однако в научной литературе мотивация характеризуется по-разному[1]. В менеджменте мотивация персонала выступает предметом изучения мотивации профессиональной и трудовой деятельности, однако и здесь можно заметить многозначность определения этого понятия.
Некоторые авторы понимают мотивацию работника как потребность удовлетворять свои текущие потребности через работу. Например, в работах й. Хайнце и Й. Метцнера мотивация определяется как готовность индивида к более активному достижению определенных целей. Вместе с этим многие другие авторы рассматривают мотивацию как удовлетворение потребностей, активное состояние личности, ориентированное достижение определенных целей, на результат. Кроме того, некоторые авторы понимают мотивацию как процесс поощрения работника к труду, но если говорить о мотивации как совокупности мотивов, возникающих из потребностей, то процесс мотивации в этом ключе можно рассматривать как стимул.
Мотивация сумма внутренних и внешних движущих сил, побуждающая людей к действию, задающая границы, формы, степень интенсивность деятельности, количество затраченных усилий, старания, добросовестности, настойчивости и придающая ей направленность, направление на достижение определенных целей.
Мотивация персонала - это в большей степени внутреннее побуждение работника, которое определяет направление, уровень и устойчивость усилий человека для обеспечения эффективного выполнения трудовой деятельности.
Для глубокого распознавания понятия мотивации и воздействия мотивационных подходов, разработанных в нем методов на деятельность компании, необходимо проанализировать следующие три аспекта:
- какие аспекты деятельности человека находятся в прямой зависимости от мотивационного воздействия;
- каково соотношение внутренних и внешних мотивационных сил;
- как мотивация соотносится с конкретными результатами деятельности человека.
Прежде чем обращаться к данным вопросам, стоит остановиться на осознании смысла нескольких главных понятий, связанных с мотивационным подходом.
Потребность осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных или духовных ценностях.[2, с.16]
Пока есть потребность, она всегда напоминает о себе и нуждается в удовлетворении. Люди реагируют на потребности различным образом: удовлетворяют их, заглушают или не реагируют на их существование. Потребности могут возникнуть и сознательно, и несознательно, само существование каких-то потребностей людьми не осознается.
Если потребность устранена, это не значит, что она навсегда устранена: большинство периодически восстанавливаются, хотя они с возрастом могут изменять уровень своей настойчивости воздействия на людей.
Мотив - непосредственная причина побуждения человека к действиям. В основе многочисленных мотивов лежат требования удовлетворить определенную потребность. Мотив всегда индивидуален и зависит от многих внешних и внутренних факторов.
Потребность – это та сила, которая заставляет людей действовать, создавать материальное, социальное и духовное благо. Индивидуальным выражением этого побуждения к деятельности, который сформировался для каждой конкретной личности под воздействием окружающего внешнего мира считатется - мотив. [3, с.87]
Как правило, поведение человека определяется не отдельными мотивами, а их суммой, которую называют структурой мотиваций личности человека. В структуре мотивов сложные взаимосвязи, а структура мотивов способна развиваться, в частности, сознательно под влиянием воспитания, стимулов окружающей среды, и т.д.