Введение
Глава 1. Возникновение и развитие маринистической темы в литературе
Глава 2. Образ моря и его художественное воплощение в прозе И.Бунина
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Курсовая работа|Литература
Авторство: bugalter
Год: 2011 | Страниц: 32
Введение
Глава 1. Возникновение и развитие маринистической темы в литературе
Глава 2. Образ моря и его художественное воплощение в прозе И.Бунина
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Художественные произведения выдающегося русского писателя ХХ века Ивана Алексеевича Бунина, одного из последних классиков русской литературы, всегда были в центре исследовательского интереса отечественных филологов. Тем замечательнее, что по-настоящему, во всех скрытых аспектах, коннотациях оно стало раскрываться в научной литературе только в 90-х годах ХХ века, когда в России стали переиздаваться дореволюционные произведения писателя, а также были впервые опубликованы его многие произведения эмигрантского периода творчества. В своем творчестве Бунин продолжил традиции русской классической литературы. На протяжении более чем 50 лет писатель создал огромное количество произведений, в которых он дал, целую галерею образов своих современников, представлявших едва ли не все социальные слои как дореволюционной России, так и русского зарубежья.
Однако содержание бунинских книг неизмеримо богаче простого противопоставления света и тьмы, радости и опустошенности. Наряду с социальными конфликтами, со всей атмосферой разобщенности и отчуждения, которые определяли поведение человека XX в., Бунин пытается вскрыть более глубинные истоки, коренящиеся в нераспознанном наследии веков, в ходе всемирной истории, в бытовых, религиозных и культурных традициях, в биологических факторах.
В первые два десятилетия XX века в литературно-критических статьях Ю.И.Айхенвальда, К.И.Чуковского, Вл.Кранихфельда, Л.Я.Гуревича, З.П.Гиппиус, А.Амфитеатрова, А.А.Измайлова, Вл.Ходасевича формируется отечественное буниноведение, развитие которого было прервано эмиграцией писателя, решительно не принявшего «кровавого безумия» революции 1917 года. Вычеркнутый из истории русской литературы Советской России, Бунин привлекал пристальное внимание критиков и исследователей как русского литературного Зарубежья, так и представителей европейского искусства. Об этом свидетельствуют критические работы Вл.Ходасевича, Ф.А.Степуна, В.Вейдле, Г.Адамовича, К.И.Зайцева, Д.Святополка-Мирского, М.Алданова, Г.Брандеса, Р.Роллана, Я.Ивашкевича.
Новый этап в развитии отечественного буниноведения начинается в 60-е годы XX века, когда появляются работы В.Н.Афанасьева, А.А.Волкова,
О.Н.Михайлова, Т.М.Бонами, А.К.Бабореко, В.А.Келдыша, Л.В.Никулина, в которых, как и в дореволюционной критике, дается высокая оценка творчества Бунина прежде всего как продолжателя традиций русской классической литературы, «одного из последних классиков».
В судьбе и творчестве Ивана Алексеевича Бунина своеобразно отразилась круто ломавшаяся жизнь России в пору тех огромных потрясений, которые несла миру революция. Бунин, меривший жизнь самой высокой мерой, страстный и нередко пристрастный человек, неприязненно относился к революции. Он спорил с историей, веком, современниками. Но, отвергая революционное пересоздание жизни, отвергая любое насилие, художник непрестанно мучился бедами и трагедиями нашего столетия. Он безмерно страдал в годину зловещих мировых войн, горестно переживал трагедию порабощенных и больше всего — трагедию веками страдавшего русского народа. И сам художник неустанно, до боли сердечной разгадывал загадки национальной истории, напряженно думал о необходимости обновления мира и человека, обрекая себя «на новые пути, на новые скитанья» в поисках заветной Атлантиды.
Актуальность темы:
В последние годы проявляется значительный интерес к творчеству писателей и поэтов, живших или бывавших в Крыму, для которых прекрасная крымская природа долгие годы служила источником творческого вдохновения. Крым, без преувеличения, явился мощным катализатором в процессе формирования творческих принципов и философской переориентации великого русского писателя И. Бунина. А крымская природа, так отличающаяся от природы среднерусской полосы с её «бескрайней и монотонной равниной и редкими деревянными избами, вызывающими в Бунине тоску»[1], не только побудила писателя к написанию нескольких поэтических произведений, как об этом пишут в своих монографиях Ю. Мальцев и О. Михайлов,но и, по нашему мнению, изменила его мировосприятие. Впервые увидев море, горы и грандиозную панораму восходящего солнца с Байдарского перевала, И. Бунин задумывается о величии природы и месте в ней человека, что в дальнейшем определяет его мироощущение, которое О. Сливицкая очень точно называет «космическим»[2]. Самое сильное впечатление и потрясение, которое испытал восемнадцатилетний И. Бунин во время своего первого посещения Крыма весной 1889 года, – было Чёрное море. С тех пор море становится у писателя не только важнейшей образной составляющей крымского пейзажа, но и приобретает в его творчестве универсальный смысл, являясь, по верному замечанию Ю. Айхенвальда, «излюбленной державой Бунина, голубой бездной бездн»[3].
Объект исследования – тема маринистики в творчестве писателя.
Предмет исследования – проза И. Бунина.
Цель работы – проследить особенности поэтики произведений с морской тематикой у писателя.
Задачи:
- проанализировать тему маринистики в литературе;
- изучить особенности морской темы в творчестве И.Бунина.
Методологической основой исследования является традиционный для современного литературоведения комплексный подход, объединяющий историко-литературный и теоретический подходы к литературному тексту. Кроме того, в качестве методов исследования использованы лингвистическое описание, структурно-семантический анализ, текстовый филологический анализ. Использовался метод сплошной выборки из прозы И.Бунина.
Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Море – одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе морские просторы.
Море с незапамятных времен манило к себе человека. Люди любовались морем, слушали шум прибоя. Море было частью бытия человека, оно одновременно пугало и притягивало своей красотой, силой и непредсказуемостью. Поэтому "корни морской темы уходят в мифы". Так, в мифах Древней Греции рассказывается о властелине морей - Посейдоне. Волны моря послушны малейшему движению его руки. "Когда взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда словно горы вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова море спокойно, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега - синее, беспредельное"[4].
Море - это стихия, которая очень трудно покоряется человеку, и с ней помериться силой может лишь сильный и мужественный человек. И уже в античной литературе звучит тема борения человека с океаном, Одиссей бросает вызов грозному властелину морей - Посейдону.
Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы.
В мировой литературе тема моря получила широкое освещение, русская литература также не исключение.
Вспомним, что корни "морской темы" уходят глубоко в фольклор. С детских лет западают в память строки, созданные столетия назад:
На море, на океане, на острове Буяне...
Широта ты, широта поднебесная,
Глубота ты, глубота океан-моря...
Былинные герои - Садко, Соловей Будимирович, Пересмякин племянник, Глеб Володьевич, Марья Юрьевна - по воле и неволею совершают дальние плаванья, встречаются с чудесами далеких стран, привозят на родину заморские диковинки[5].
Белопарусные корабли плывут и на просторах русских волшебных сказок, унося героев в заколдованное царство. С начала письменной литературы читателей волновали дальние страны, морские путешествия, подвиги мореплавателей. Летописцы донесли до нас известия о походах древних русичей - по Черному морю - в далекий Царьград, по Белому - на Югру, в златокипящую Мангазею.
Образная символика такого выдающегося произведения Древней Руси, как "Слово о полку Игореве", тесно связана с морской стихией. В "Слове..." много упоминаний о морских пределах Киевского государства: "Половцы идут!" - от Дона и от моря, со всех сторон обступили они русские полки".
Встречается упоминание о море и в плаче Ярославны:
Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!