Курсовая работа|Управление персоналом

Организационная культура и ее роль в формировании организации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 46

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры

  • Сущность организационной культуры
  • Типология организационной культуры
  • Влияние организационной культуры на деятельность организации

Глава 2. Исследование организационной культуры ОАО «-»

2.1. Краткая характеристика компании

2.2. Анализ состояния и развития организационной культуры

2.3. Результаты анализа организационной культуры ОАО «-»

2.4. Предложения по оптимизации организационной культуры ОАО «-»

Заключение

Приложения

Список литературы

Актуальность темы работы обусловлена следующими аспектами. Организация есть социальная общность, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которая действуют на основе определенных процедур и правил. Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей знаний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юриспруденции и др. Изменения объективных условий функционирования организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для разработки научного подхода к организациям, принципов и методов управления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования - формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разделение функций и ответственности, принятие управленческих решений, математический аппарат процессов управления.

Развитая организационная культура предприятия обеспечивает рациональную и бесконфликтную структуру коллектива, выявляет потенциальные возможности персонала и мотивирует его на достижение соответствующих целей и задач, предоставляет возможности карьерного роста, позволяет эффективно распределять функции и ответственность. Во всем мире, и в России, как одной из его частей, в последнее десятилетие изменилась сама парадигма управления. Огромное влияние стало уделяться человеческому фактору. Организационная культура влияет на различные аспекты деятельности организации, определяет её экономическую эффективность. Диагностика организационной культуры позволяет создать профиль организационной культуры, в котором отражаются содержание ценностей, их согласованность, общая направленность.

Исследование организационной культуры особенно важно в изменяющихся экономических, политических, социальных условиях существования предприятий, характерных для современной России, которые требуют быстрого реагирования, что невозможно без развитой внутренней структуры и твёрдых установившихся принципов организации.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты управления бизнесом вызывают интерес как среди зарубежных, так и среди отечественных менеджеров, экономистов, руководителей высшего звена. Исследованию проблемы управления предприятиями, в частности, проблеме организационной культуры, посвящено немало интересных и содержательных работ, среди которых можно выделить работы Алпатовой Н., Ивановой С.В., Иванова А.И., Каткова В., Колесниковой Л., Коно Т., Кубайнешвили А., Молла Е.Г., Томилова В.В., Щербиной С.В., Фролова С.С., Чернышевой З.А., Яировой Л.П., и многие другие. Однако, проблема не может быть решена полностью ни в какой период времени, поскольку современная жизнь характеризуется множеством преобразований, которые внедряются в действие настолько быстро, что даже мысль не успевает за ними. И в первую очередь эти преобразования затрагивают основные элементы экономической деятельности - предприятия, которые вынуждены приспосабливаться к переменам не просто для выживания, но и для обеспечения эффективности своей работы.

Целью нашей работы является исследование организационной культуры, её диагностика и возможности её изменения. Для достижения цели ставились следующие задачи:

- Изучить основные понятия и теорию организационной культуры:

а) выявить сущность организационной культуры;

б) рассмотреть типы организационной культуры;

в) определить влияние организационной культуры на деятельность организации.

- рассмотреть основные компоненты развитой организационной культуры:

а) выявить основные признаки развитой организационной культуры;

б) исследовать проблемы изменения организационной культуры.

- исследовать организационную культуру транспортной компании «-».

- провести диагностический анализ состояния и развития организационной культуры компании «-»

- провести эмпирическое исследование организационной культуры компании.

- предложить меры по оптимизации организационной культуры компании «-».

Объектом исследования является транспортное предприятие «-», которая оказывает услуги по железнодорожной перевозке.

Предметом исследования является состояние организационной культуры предприятий.

Методологической и теоретической основой работы послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных менеджеров, изучающих проблему управления, в частности организационной культуры, публикации научной и периодической печати.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ

 КУЛЬТУРЫ

1.1. Сущность организационной культуры

Культура присуща любой форме  человеческого существования в качестве характерного признака общества. Термин «культура» происходит от латинского «culture» и означает «возделывание, воспитание, образование». Именно культура рассматривается как «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Появившийся сравнительно недавно термин «организационная культура» охватывает большую область явлений духовной и материальной жизни любого коллектива - доминирующие в нем моральные нормы и ценности, кодекс поведения и ритуалы, уровень качества выпускаемой продукции и т. д. С проявлениями организационной культуры работники и управляющие сталкиваются постоянно, в частности при реализации конкретной стратегии организации.[1]

Существует множество взглядов на определение категории «организационная культура». Первые серьёзные исследования организационой культуры начали проводиться в конце 70-х годов. Разработка концепции культуры организации началась в начале 80-х годов в США под влиянием трёх научных направлений: исследования в области стратегического управления, теории организации и исследований организационного поведения.

Так, исследователи Р. Паскаль и А. Атос назвали своеобразную культуру управления японских компаний основой их успеха на американском рынке.[2] А консультанты компании McKinsey Т. Питерс и Р. Уотерман, анализируя деятельность американских корпораций, которые успешно противостоят «японской атаке», также

выделяли роль сильной корпоративной культуры и системы ценностей.[3]

Исследователи выделяют на сегодняшний момент три основных теоретических подхода к изучению организационной культуры: 1) целостный или системный; 2) символический; 3) когнитивный.

Таким образом, среди множества подходов к определению организационной культуры прежде всего, организационная культура, рассматривается как одна из субкультур, в которой находят свое специфическое выражение все основные элементы культуры общества: представления, символы, ценности, идеалы, образцы поведения и т.д. В русле такого подхода находится определение организационной культуры, данное французскими социологами С. Мишоном и П. Штерном. «Организационная культура есть совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым ценностям, присущим предприятиям, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта».[4]

Французский социолог Н. Леметр подчеркивает, что культура предприятия - это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами. С этих позиций организационную культуру можно охарактеризовать как специфическую, характерную для данной организации систему связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности.[5]

Другой подход исследует факторы, влияющие на организационную культуру и воздействующие на жизнь организации. Способность предприятия проводить те или иные действия основана очень часто на ценностных представлениях руководства. Система ценностей определяет во многом поведение предпринимателей. Поэтому при стратегическом анализе потенциала важно выявить качественный базис действий руководства. Этот базис получил в литературе название предпринимательской культуры и философии. Речь здесь идет о мировоззренческих особенностях, закрепившихся у руководителя предприятия в прошлом и определяющих ход его мыслей и способы решения проблем в настоящее время. Понятие «предпринимательская культура» описывает особенности менеджмента предприятия с точки зрения специфических, исторически обусловленных схем мысли и образцов решения проблем. Она одержит различные области, например традиции поведения руководства, закрепившаяся практика ведения дел, организационные структуры. Предпринимательская культура тесно связана с индивидуальной историей предприятия, биографией руководящих кадров, а также со специфическими условиями среды деятельности. Под философией предпринимателя понимается часть его культуры, находящая выражение в системе ценностей и целей, в стандартах и представлениях. Реальный перенос системы ценностей в конкретную деятельность относится уже к предпринимательской культуре.

[1] См.: Яирова Л.П. Менеджмент: организационно-управленческая культура. - М., 2010. - С.11.

[2] См.: Pascale R., Athos A. The Art Of Japanese Management. Simon&Schaster, New York, 2001. - р.14.

[3] См.: Peters T., Waterman R. In Search of Excellence. Warner Books, New York, 2002. - р. 5.

[4] Michon C., Stern P. La dynamisation sociale.- P.: Ed. d'organisation, 2005. - р. 41.

[5] См.: Розин В.М. Введение в культурологию. - М.: Междунар. пед. академия, 2004. - С.25.

  1. Алпатова. Определяем организационную культуру. // Управление компанией. - 2010. - №2. - С.32-35.
  2. Бабкин В.Ф. Деловые имитационные игры в организации и управлении. -Воронеж, 2001.
  3. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. - М., 2004. - С.117-118.
  4. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 2008.
  5. Болотов С.П. Организационная культура и эффективность менеджемента. - Сыктывкар, 2010.
  6. В культуре России очень много магического. Интервью с директором фирмы «Пятёрка» Д.М. Шустерманом. // Управление персоналом. - 2010. - №11. - С.9.
  7. Вейлл П. Искусство менеджмента. Новые идеи для мира хаотических перемен - М.: Новости, 2003.
  8. Вихонский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Гордорика, 1996.
  9. Гаврилова Т.В. Управленческий труд в условиях рынка. - Новосибирск: СибУПК, 2010.
  10. Иванова С.В. Корпоративная культура: традиции и современность. // Справочник кадровика. - 2010. - №0. - С.96-100.
  11. Иванов А.П. Организация и культура управленческого труда: -СПб., 2004.
  12. Казанцев А.К. Менеджмент организации: Компьютер. деловые игры. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
  13. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. - М.: Русская деловая литература, 2008.
  14. Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии. // Управление персоналом. - 2010. - №2. - С.66-70.
  15. Колесникова Л., Перекрестов В. Организационная структура и культура предпринимательства. // Вопросы экономики. - 2010. - №8. - С.15-31.
  16. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. - М., 2007.
  17. Коттс Д. Управление инфраструктурой организации. -М.: ОАО «Тип.НОВОСТИ», 2001.
  18. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело,
  19. Кубайнешвили А. Преобразование компании - начните с корпоративной культуры. //Управление компанией. - 2001. - №1. - С.20-23.
  20. Лафта Дж. Эффективность менеджмента. - М.: Русская деловая литература, 2009.
  21. Магура М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации - решающее конкурентное преимущество. // Управление персоналом. - 2008. - №11. - С.41-44.
  22. Мильнер Б.З. Теория организации. - М: Инфра - М., 2009.
  23. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М.: «Финансы и статистика». - 2010.
  24. Мысин Н.В. Теория и история социального управления. - СПб: СЗАГС, «0бразование- культура», 2010.
  25. Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ. // Социологические исследования. - 1995. - №9. - С.9-11.
  26. Пужаев А.В. Организационный менеджмент. - СПб.: СПбГУЭФ, 1997.
  27. Розин В.М. Введение в культурологию. - М.: Междунар. пед. академия, 2004.
  28. Смолкин А.М. Менеджмент - основа организации. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  29. Суркова Т.А. Корпоративная культура и проблемы кросскультурных различий в иностранных компаниях. // Персонал. - 2008. - № 3 (21). - С.20-25.
  30. Тематический сборник статей, опубликованных в международном журнале «Проблемы теории и практики управления» Вып. 3: Управленческие кадры и организационная культура. -2010.
  31. Томилов В.В. Сборник деловых игр и производственных ситуаций по культуре организации предпринимательской деятельности. - СПб: Изд-во С.-Петербург.ун-та экономики и финансов, 1995.
  32. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. - М.: ПРИОР, 2002.
  33. Удальцова М.В. Социология управления. - Новосибирск, 2008.
  34. Федорова Н.Н. Оценка эффективности организационной структуры управления предприятием в процессе адаптации к рынку: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2010.
  35. Фрезе Э., Тойфсен Л., Беекен Т. Реструктуризация предприятий: направления, цели, средства. // Проблемы теории и практики. - 1996. - №4. - С.115-120.
  36. Фролов С.С. Социология организаций. - М.: Гардарики, 2001.
  37. Чернышева З.А. Методика формирования и оценки эффективности организационной культуры предпринимательской деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.экон.наук:08.00.05. -СПб., 2004.
  38. Щербина С.В. Организационная культура как фактор перехода к рыночной экономике: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 22.00.08. -М., 2009.
  39. Яирова Л.П. Менеджмент: организационно-управленческая культура. - М., 2010.
  40. Bollinger D., Hofstede G. Les differences des cultures organisatinelles. - P., 2007.
  41. Greiner L. Evolution and Revolution as Organisations Grow. - Harward Business Review, 1972. - №4.
  42. Handy Ch. Understanding Organizations. L.: Penguin Books, 2003.
  43. Michon C., Stern P. La dynamisation sociale.- : Ed. d'organisation, 2005.
  44. Pascale R., Athos A. The Art Of Japanese Management. Simon&Schaster, New York, 2001.
  45. Peters T., Waterman R. In Search of Excellence. Warner Books, New York, 2002.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Управление персоналом
2016 год 39 стр.
Курсовая Система кадрового резерва
Telesammit
Курсовая работа Управление персоналом
2015 год 29 стр.
Курсовая Компетенция в управлении человеческими ресурсами
diplomstud
Курсовая работа Управление персоналом
2010 год 50 стр.
Курсовая Адаптация руководителя в новой организации
diplomstud
Курсовая работа Управление персоналом
2013 год 35 стр.
Курсовая Мотивация и вознаграждение персонала ЗАО
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское