Актуальность темы данной курсовой работы проявляется в серьезности, социальной значимости. Я также в уровне развития безработицы в современном российском обществе.
С одной стороны, безработица, является своего рода неизбежным спутником современного общества, функционирующего по законам рыночной экономики. А с другой стороны, необходимо понимать, что безработица характерна не только для неразвитых или слабых экономик, она также является обязательным компонентом даже вполне успешных стран.
В Российской Федерации - безработица также присутствует, и, как следствие, возникает необходимость создания условий, способствующих снижению безработицы. А также создание условий и гарантий для людей, которые непосредственно столкнулись с безработицей.
Для нашего государства особенностью социальной поддержки безработных является еще и то, что на протяжении всего советского периода наше правительство просто не сталкивалось с таким явлением, и в результате не разработало никаких механизмов как борьбы с существующей безработицей, так и с поддержкой безработных.
Современные реалии требуют достойных гарантий и соответствующей поддержки со стороны государства в отношении безработных, которые особенно нуждаются в помощи.
Современное законодательство устанавливает достаточно широкий перечень гарантий для безработных, однако этот перечень мер не может коренным образом решить проблему безработицы и требует существенной разработки и совершенствования.
Одним из наиболее серьезных механизмов социальной поддержки безработных, можно назвать, создание условий для максимальной занятости населения и постоянного роста деловой активности, что порождает увеличение спроса на труд.
Целью данной курсовой работы является исследование правовых норм, регулирующих правовое положение безработного гражданина.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть понятие и признаки статуса безработного гражданина
- изучить основные гарантии безработного гражданина на территории РФ,
- проанализировать порядок признания гражданина безработным,
- изучить социальную и правовую защиту слабо защищенных граждан безработных – инвалидов и молодежи.
Объектом исследования данной курсовой работы является правовой статус безработного гражданина, включающий в себя права и обязанности безработного, его ответственность, а также социальные гарантии и компенсации.
Предметом исследования - являются нормы трудового законодательства, регулирующие правовое положение безработного гражданина в Российской Федерации.
Теоретическая основа исследования: проблематике пособий по безработице посвящено достаточное количество научных, научно- практических работ, которые по представленной в них проблематике можно сгруппировать следующим образом: Пошеченков П.С., Липсиц, И. В. , Умарова, З.Х.А., Малыхина, О.В., Юсупова, К.С., и тд.
Методологией исследования выступает системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический анализы.
Нормативная основа исследования: нормативную основу данной работы составляют: Конституция Российской Федерации 1993 г., положения Трудового кодекса Российской Федерации, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также другие нормативно-правовые акты.
Эмпирическая основа исследования: постановления Конституционных судов, решения городских районных судов.
Структура работы: структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, состоящих из четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА БЕЗРАБОТНОГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СТАТУСА БЕЗРАБОТНОГО
Двухлетний период пандемии сменился противостоянием санкциям. Россия взяла курс на импортозамещение. Конечно, в первую очередь изменение экономической ситуации сказалось на рынке труда.
Условия признания граждан безработными указаны в ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя из данного определения, безработный гражданин обладает всеми этими признаками в своей совокупности.
Выделим эти признаки:
- трудоспособный гражданин;
- не имеет работы;
- не имеет заработка;
- зарегистрирован в органах занятости населения;
- ищет работу;
- готов приступить к работе.
При отсутствии одного из подобных признаков гражданин не может являться безработным.
Не могут быть признаны безработными:
- граждане младше 16 лет;
- студенты, обучающиеся по очной форме обучения;
- пенсионеры по старости или выслуге лет;
- граждане, работающие по трудовому договору;
- военнослужащие, а также те, кто проходит службу в других органах (правоохранительных, МЧС и т.д.);
- граждане, выполняющие иную оплачиваемую работу, в том числе по гражданско-правовым договорам;
- индивидуальные предприниматели, самозанятые, нотариусы, адвокаты;
- учредители коммерческих компаний;
- члены крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей;
- лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
- осужденные, которым назначены исправительные работы;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы;
- не направившие в органы службы занятости через платформу «Работа в России» информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или результатах переговоров с работодателями, не представившие направление с отметкой работодателя о причине отказа в приеме на работу;
- представившие недостоверные данные.
Еще в 2019 г. Конституционный Суд РФ указал, что органы службы занятости не должны в обязательном порядке устанавливать наличие у граждан образования определенного уровня или квалификации. Даже если человек не представил документы об образовании или квалификации, это не может препятствовать содействию ему в подборе подходящей работы и предоставлению мер соцподдержки в период безработицы.
В п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения сформулирован исчерпывающий перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными. Этот перечень не включает лиц, зарегистрированных в службе занятости, но не представивших документы, удостоверяющие квалификацию.
Таким образом, можно установить, что если трудоспособный гражданин имеет работу, но не имеет заработка (например, стажировка, практика), то такой гражданин уже не может признаваться безработным.