Введение
Глава 1. Общая характеристика особенностей женщин-руководителей
1.1. Влияние особенностей на развитие мотивации у женщин к руководству
1.2. Личностные характеристики женщин, ориентированных на позицию руководства
Глава 2. Эмпирическое исследование лидерских качеств у женщин-руководителей
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Одной из характерных черт современного общества является включение женщин во все сферы профессиональной деятельности не только в качестве исполнителей тех или иных производственных функций, но и в качестве руководителей, способных организовывать процесс. Организация деятельности любого коллектива налагает на руководителя многочисленные обязанности, реализация которых возможна только при наличии достаточной мотивации, ориентированной на данную позицию.
Влияние мотивации руководителя на эффективность деятельности весьма существенно, поскольку он несет ответственность за результаты деятельности каждого участника производственного процесса и обеспечивает работоспособность организации в целом. Именно поэтому особого внимания заслуживает личная мотивация руководителя, которая лежит в основе его профессионального успеха и во многом определяет способы и методы взаимодействия в коллективе, возможности его развития. По этой причине российскими и зарубежными исследователями проводились многочисленные исследования, направленные на выявление факторов, определение личностных особенностей и установление причин их формирования способствующих повышению мотивации руководителей.
Существенный вклад в разработку данной проблематики внесли А.К. Маркова, К. Левин, Р.С. Вайсман, В.М. Матюхина, В.И. Степанский, М.Ю. Орлов, Б. Хусарек, Т.А. Саблина, В.В. Шипилина и др. Исследователями были рассмотрены специфические особенности формирования мотивации у женщин-руководителей, факторы, способствующие развитию и становлению данной мотивации, а также другие теоретические и практические аспекты данной проблемы. Обобщение и анализ полученных данных позволяет систематизировать материал, провести его структурирование, чем определяется научная значимость данной работы.
Вместе с тем, большинство исследований мотивации руководителей было ориентировано на мужчин, в связи с чем особенности формирования мотивации женщин на позицию руководителя в настоящее время слабо изучены. Необходимость тщательного изучения специфики мотивации женщин на профессиональную деятельность и факторов, оказывающих влияние на выбор руководящих должностей, обусловливает социальную значимость исследования.
Детальная разработка данной проблемы, поиск путей повышения профессиональной мотивации женщин на позицию руководителя, в целях повышения эффективности профессиональной деятельности являются жизненно необходимыми для современного общества, поскольку количество женщин – руководителей неуклонно растет. Этим обусловливается практическая значимость данной работы.
Установление взаимосвязи личностных особенностей женщин и формирования мотивации на позицию руководителя, а также определение степени влияния особенностей личности на усиление данной мотивации определяет проблему исследования.
Объектом исследования является взаимосвязь личностных особенностей и мотивации женщин - руководителей.
Предметом исследования выступают личностные особенности женщин, оказывающие влияние на формирование мотивации на позицию руководителя.
Цель: выявить специфику формирования мотивации на позицию руководителя у женщин.
Гипотеза: В процессе профессиональной деятельности у женщин имеющих ярко выраженные личностные характеристики доминирования, спокойствия, независимости, самоконтроля и развитой интуиции возможно формирование мотивации на позицию руководителя при условии наличия в организации возможностей для личного развития, обучения и перспективы продвижения по карьерной лестнице.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ научных источников и литературы, направленный на выявление степени разработанности исследуемой проблемы; математический и сравнительно-сопоставительный методы, способствующие выявлению закономерностей и зависимостей;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент.
Методы сбора информации:
- Опросник «Шестнадцать личностных факторов» Р.Кеттелла, направленный на выявление преобладающих черт личности и особенностей поведения. Использование данной методики позволило выявить индивидуально-психологические особенности испытуемых [19, с.240-269].
- Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей, направленная на определение степени удовлетворенности по следующим группам потребностей: материальные потребности, потребности в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребности в признании, потребности в самовыражении. Данная методика позволила выявить преобладающие у испытуемых потребности и определить их значимость [19, с. 624-626].
- Методика «Тип поведенческой активности» (Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка), направленная на диагностику типов поведения человека, уровня его общей активности, и, вытекающих из этого, особенностей личности. [19, с. 531-544]
- Анкета причин продвижения по карьерной лестнице, направленная на выявление ведущих мотивов карьерного роста.
Экспериментальное изучение взаимосвязи личностных особенностей и мотивации женщин, занимающих руководящие должности, проводилось на базе сети магазинов бытовой техники. В качестве испытуемых выступали женщины, работающие от 0,5 до 2 лет на должности старший менеджер по продажам в возрасте от 24 до 29 лет в количестве 12 человек.
Глава 1. Общая характеристика особенностей женщин-руководителей
1.1. Влияние особенностей на развитие мотивации у женщин к руководству
Среди личных биографических характеристик, оказывающих влияние на профессиональную деятельность руководителя необходимо особо выделить пол. Многочисленные исследования зарубежных и российских исследователей были посвящены выявлению гендерных (половых) различий и определению влияния особенностей на профессиональную карьеру. Согласно результатам данных исследований успешными руководителями могут быть как мужчины, так и женщины, что обусловлено их личностными особенностями, а не принадлежностью к тому, или иному полу. Вместе с тем, пол налагает определенный отпечаток на поведение человека, сказывается на структуре личности мужчины и женщины, влияет на выбор управленческих технологий [8].
Характерными особенностями женщин, оказывающими влияние на их поведение, считают следующие:
- В отличие от мужчин, для женщин свойственно думать о нескольких делах одновременно и планировать будущее;
- Женская природа подразумевает наличие таких качеств как организованность, эффективность и ответственность, обусловленных материнством;
- Для женщин характерны целеустремленность и последовательность, проявляющиеся в умении подмечать детали, их анализировать и учитывать в последующей профессиональной деятельности;
- Женщины в большей степени, чем мужчины обладают такими качествами как коммуникабельность, гибкость, устойчивость, пластичность, приспособляемость к изменившимся условиям, интуиция, а также владеют навыками эффективного общения;
- Ориентация на клиента у женщин более выражена, они способны рассматривать ситуацию с разных сторон.
Данные характеристики естественно оказывают влияние и на профессиональную деятельность, во многом определяя успешность женщины в роли руководителя [13].
Различия в воспитании детей в зависимости от принадлежности к конкретному полу, а также социальные ожидания способствуют формированию определенных стереотипов, касающихся поведения и трудовой деятельности. Преобладающими являются стереотипы касающиеся того, что:
- Мужчины склонны к агрессии, соперничеству и делинквентному поведению, в то время как женщины – к страхам, тревоге и депрессии;
- У женщин занижена самооценка, а также более низкий уровень притязаний, чем у мужчин, что подтверждается следующими фактами: согласием на низкооплачиваемую работу, низким должностным положением, различиями карьерных перспектив и т.д.;
- Женский и мужской стили поведения существенно отличаются. Мужчины – предсказуемы, понятны, логичны, активны, обладают умом и силой, руководят, в то время как женщины самостоятельно решают, какого стиля будут придерживаться при совмещении социальных ролей на работе и дома.
- В процессе повседневных межличностных контактов мужчины и женщины проявляют противоположные черты. Так, например, в межличностных отношениях мужчинам свойственно чаще проявлять экстраверсию, а женщинам – дружелюбие. Другой характерный пример: мужчины ориентируются на критерий социальной справедливости, в то время как для женщин свойственно проявление эмпатии и заботы о других. Необходимо отметить, что с течением жизни у мужчин происходит постоянное развитие способностей к эмпатии, проявляющихся в умении чувствовать другого человека. У женщин такого процесса не происходит, наоборот, при формировании стрессоустойчивости и психологической адаптации способности к эмпатии снижаются.
На основании преобладающих стереотипов в обществе можно утверждать, что социально одобряемыми для мужчин являются следующие ценности: признание, автономия и самостоятельность. У женщин на передний план выходят ценности социальной компетентности, способности устанавливать, поддерживать и сохранять отношения [12].
Вместе с тем, на формирование профессиональной мотивации женщины существенно влияет необходимость совмещения ролей, обусловленная одновременным сочетанием требований работы и требований семейно-бытовой сферы. Данные обстоятельства взаимно ограничивают выбор деятельности, затрудняя профессиональное продвижение и создавая сложности в работе. Большинство работающих женщин испытывают переутомление, нервное напряжение, испытывают страх не успеть что-либо, не справиться с возникшими сложностями. Данные эмоции обусловлены именно совмещением ролей, что в свою очередь сказывается на степени профессиональной включенности женщины в трудовую деятельность.
Для работающих женщин основным источником стресса выступает неудовлетворенность качеством исполнения ролей хозяйки и матери, в основе которой, по мнению зарубежных исследователей, лежат следующие причины:
- завышение женщинами своих стандартов в хозяйственной сфере,
- преувеличенное переживание чувства вины из-за эмоциональной вовлеченности в работу,
- субъективная оценка недостаточности времени, уделяемого семье, вследствие сверхурочных работ [4].