Актуальность исследования. На сегодняшний день основным элементом успешной деятельности любой компании являются человеческие ресурсы. Несмотря на то, что значимую часть функций в связи с активным развитием технологий перенимает на себя автоматизация, технические устройства и компьютеры, без участия человека выполнение определенных задач станет невозможным. Однако для эффективного использования данного вида ресурса, необходимо выстраивать грамотную кадровую политику и формировать высокий уровень мотивации персонала. Последний тесно связан не только с менеджментом, но и с психологией, так как с ее помощью учитывает индивидуальные особенности работника как личности и определяет способы воздействия для стимулирования труда, что как следствие преумножит эффективность компании в целом.
Теоретическая база исследования. Проблематике нематериальной мотивации персонала посвящены работы Одегова Ю.Г., Базарова Т.Ю., Кибанова А.Я., Еремина Б.Л., Журавлева П.В., Карташовой Л.В.
Объект исследования – «-».
Предметом исследования является система нематериальной мотивации персонала.
Целью работы является исследование направлений совершенствования системы нематериальной мотивации персонала. Для достижения поставленной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, цели и значение нематериальной мотивации персонала предприятия;
- исследовать классификацию видов и способов нематериальной мотивации персонала предприятия;
- изучить организационно-экономическую характеристику деятельности «-»;
- проанализировать основные проблемы функционирования и развития системы нематериальной мотивации персонала «-»;
- разработать рекомендации по построению эффективной системы нематериальной мотивации персонала «-»;
Информационной базой исследования послужила отечественная и зарубежная литература по теме исследования, а также материалы статистических сборников, научно-практических конференций, специализированные интернет-ресурсы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования нематериальной мотивации персонала предприятия
1.1. Понятие, цели и значение нематериальной мотивации персонала предприятия
Мотивация работников является одной из основных проблем современного менеджмента. Каждому руководителю предприятия приходится задумываться о том, как замотивировать коллектив работать эффективнее. Высокая мотивация персонала является основным условием всего успеха организации. Именно поэтому ни одна организация не может преуспеть без правильного настроя персонала на работу с высокой отдачей, а также без определенного уровня приверженности персонала, без заинтересованности сотрудников в конечных результатах и, наконец, без их стремления внести свой посильный вклад в достижение поставленных данной организацией целей.[1]
Мотивацию можно определить по-разному. С одной стороны, мотивация-это создание внутренних психологических побудителей к труду. С другой стороны, мотивация представляет собой процесс совершенно сознательного выбора человеком определенного типа поведения, который складывается под воздействием внешних (а именно стимулов) и внутренних (мотивы) факторов.
В процессе определенной производственной деятельности мотивация позволяет сотрудникам удовлетворить базовые потребности через непосредственное исполнение своих трудовых обязанностей.[2]
Ученые выделяют различные определения понятия “мотивация”, некоторые из которых представлены в табл. 1.
Специалист выделяют следующие составляющие мотивации персонала:[3]
Мотив - это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.[4]
Таблица 1
Определения понятия «мотивации»
№
|
Авторы
|
Определение
|
1
|
Кибанов А. Я.
|
Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулов) и внутренних (мотивов) факторов.
|
2
|
Уткин Э. А.
|
Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленность действий человека в конкретной ситуации.
|
3
|
Одегов Ю.Г.
|
Мотивация труда – это совокупность мероприятий, проводимых руководителем и направленных на удовлетворение потребности в благах; выражается в формировании мотива поведения личности с целью активизации трудовой деятельности на базе общественного разделения труда и развития частной собственности.
|
4
|
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.
|
Мотивация – это, процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
|
5
|
Чобану Е.С.
|
Нематериальная мотивация – это одна из наиболее важных составляющих стиля управления в организации, используемая совместно с материальной составляющей,и которая никаким образом не оказывает влияния на заработную плату работников, а также на другие возможные выплаты.
|
Источник: составлена автором
Потребность – ощущение отсутствия чего-либо (нехватка), необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. Это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования. На рис. 1 представлена упрощенная модель мотивации через потребности.
До недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирование». Такое понимание мотивации приводило к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли.
[1] Аверин А.Н. Профессиональная подготовка кадров: [Текст]. М.: Альфа-Пресс, 2008. 120 с. С.61.
[2] Бухалкова М.И. Управление персоналом// Учебник для аспирантов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 152 с.
[3] Шапиро С.А. Мотивация: Учебное пособие//М.: Изд-во «Гроссмедиа», 2008. С. 12
[4] Кибанов А.Я. Управление персоналом организации// М.: ИНФРА-М, 2010. С. 117.