Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития координационных способностей хоккейных вратарей-подростков
1.1 Координационные способности и их роль в подготовке хоккейных вратарей-подростков
1.2 Методики развития и оценки координационных способностей хоккейных вратарей-подростков
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Теоретическое обоснование методики развития координационных способностей хоккейных вратарей-подростков.
3.2 Анализ эффективности методики развития координационных способностей хоккейных вратарей-подростков
Выводы
Глава 4. Практические рекомендации
Литература
Приложения
Актуальность. Тема итоговой работы выбрана, исходя из того, что подготовка хоккейного вратаря достаточно сложный и поэтапный процесс. Чтобы обеспечить устойчивое развитие, необходим системный подход к подготовке вратарей, начиная с детско–юношеского хоккея.
Вратарь – это отдельная профессия в хоккее. Он является частью команды, полноправно участвует в её жизни и тренировочном процессе. Процесс тренировки вратаря имеет много особенностей, дополнительных целей и задач. Ведь он единственный хоккеист в команде, который играет на протяжении всего матча. Ошибки вратаря всегда на виду, и их результатом чаще всего являются пропущенные шайбы.
Координационные способности очень важны при игре в хоккей. Под двигательно–координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
Развитие координационных способностей у вратарей, особенно младшего возраста, имеет значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем возрасте происходит «закладка фундамента» для совершенствования этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
На этапе начального отбора во вратари в младшем подростковом возрасте координационные способности являются ключевым фактором, который позволяет эффективно осваивать сложнокоординационные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, точно воспринимать свои движения в пространстве и времени, чередовать напряжение и расслабление.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена возникшим противоречием: между знанием о первостепенной роли развития координационных способностей в подготовке вратарей в хоккее и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ организации тренировочного процесса, направленных на эффективное формирование данных способностей у юных хоккейных вратарей
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости научного обоснования методики развития координационных способностей хоккейных вратарей на этапе начальной подготовки.
Объект исследования: развитие координационных способностей хоккейных вратарей-подростков.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей хоккейных вратарей-подростков.
Гипотеза исследования: предполагалось, что эффективному развитию координационных способностей хоккейных вратарей-подростков будет способствовать применение методики, основанной на использовании координационной лестницы.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, экспериментально апробировать и оценить результативность методики, основанной на использовании координационной лестницы.
Задачи исследования:
- Определить средства и методы развития координационных способностей хоккейных вратарей-подростков.
- Теоретически обосновать и разработать методику развития координационных способностей хоккейных вратарей-подростков основанной на использовании координационной лестницы.
- Экспериментально апробировать и оценить результативность методики развития координационных способностей хоккейных вратарей-подростков основанной на использовании координационной лестницы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕЙНЫХ ВРАТАРЕЙ-ПОДРОСТКОВ
1.1 Координационные способности и их роль в подготовке юных хоккейных вратарей
Важнейшая задача физического воспитания улучшение двигательной функцией и умение управлять собственными движениями.
Все эти координационные способности в теории связаны с понятием ловкость - способность человека быстро, наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в меняющихся условиях [47; 56].
В понятии ловкости большее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство, называемое пластичностью корковых нервных процессов. От степени проявления которых зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Координационные способности лежат в основе ловкости.
Ловкость своего рода интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений.
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений [73].
Скоростные способности:
- быстроту двигательных реакций;
- скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;
- частоту (темп) движений [52].
Рассмотрим термин «координация» (от лат. coordination – согласование, сочетание, приведение в порядок). Термин «координация движений» более многообразно емкий, чем его буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует множество определений координации движений. Но, все они подчеркивают какие–то отдельные аспекты этого явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический) [36].
Одним из наиболее распространенных и общепризнанных является определение Н.А. Бернштейн: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы» [65].
О. Фишера подсчитал, что в человеческом теле находится более 107 степеней свободы с учетом всех возможных перемещений между туловищем, головой и конечностями. Основная задача человек при координации движений, – исключение избыточных степеней свободы [51].
К трудностям при управлении двигательным аппаратом относят:
- распределения внимания между движениями в суставах и звеньях тела и необходимость согласовывать их между собой;
- преодоление множества степеней свободы;
- упругая податливость мышц [41].
Трудности построения целостного двигательного действия связаны со сменой двигательных программ (начало одной накладывается на конец другой).
Программа двигательного действия – набор базовых двигательных команд, а также набор готовых корректирующих подпрограмм, обеспечивающих реализацию механизма согласованного движения с его смысловым содержанием [71].
Одновременные и последовательные взаимодействия двигательных программ объединены переходными процессами. Между ними имеются переходные состояния. Переходные механизмы, это ключевые механизмы становления биомеханической структуры движений.
Выделяются 3 основных вида координации при выполнении двигательных действий – нервную, мышечную и двигательную.
Нервная координация – процесс согласование нервных процессов, приводящий к управляю движениями через мышечные тяги. В конкретных условиях (внешних и внутренних) приводящая к решению двигательной задачи посредством управления движениями [45].
Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею [2].