Курсовая работа|Педагогика

Развитие речи детей посредством фольклора

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 75

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы обогащения речи дошкольников средствами фольклора

1.1. Психолого-педагогические основы обогащения речи

младших школьников

1.2. Фольклор как предмет школьного изучения

Выводы по первой главе

Глава II. Особенности обогащения речи дошкольников средствами фольклора

2.1. Обогащение речи дошкольников с помощью сказок

2.2. Обогащение речи дошкольников с помощью использования пословиц и поговорок

2.3. Обогащение речи дошкольников с помощью загадок

2.4. Новые подходы к изучению детского фольклора на занятиях литературного чтения

Выводы по второй главе

Заключение

Литература

Приложение

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство и младший школьный возраст – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети особенно сензитивны к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном школьном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей, обогащения их словарного запаса младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу «Наследие» под редакцией М.Ю. Новицкой, «Оберег» Е.Г. Борониной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой и много других.

Но и в этих программах также не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги школьного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи, обогащение словарно запаса детей средствами малых форм фольклора.

Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты проблемы обогащения речь дошкольников средствами фольклора.

Цель исследования определила необходимость постановки и решения следующих задач:

  • изучить теоретическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
  • описать одно из главных коммуникативных качеств речи – богатство;
  • вспомнить, что такое фольклор, откуда пошли его истоки, описать, каковы его жанры;
  • раскрыть особенности обогащения речи дошкольников различными жанрами фольклора.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

 

глава I. Теоретические аспекты проблемы обогащения речи дошкольников средствами фольклора

 1.1. Психолого-педагогические основы обогащения речи

младших школьников

Первые годы жизни ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности – ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы. В детские годы развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики, особенно в речевом развитии. Обратимся к последовательному анализу речи и познавательных процессов ребенка.

К моменту поступления в ДОУ словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний – от 3000 до 7000 слов. Словарь ребенка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. В этом возрасте ребенок достаточно хорошо понимает, какими словами принято пользоваться, а какие настолько плохи, что их стыдно произносить.

Ребенок, если ему объяснить некоторые закономерности речи, с легкостью обратит свою активность на познание речи с новой для него стороны и, играя, будет производить анализ.

Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в словообразованиях, в умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием.

У дошкольников появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка – предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести-восьми лет. К шести-семи годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным.

Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность.

Ребенок, поступивший в ДОУ, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.

Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на занятиее речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в ДОУ, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без упреждающей подсказки  с их  стороны о том,  что  следует сказать  («благодарю», «спасибо», «позвольте задать Вам вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками. Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. – М.: Высшая школа, 2011. – 726с.
  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература/ Москва: «Академия», 2010.
  3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966. – С.386
  4. Белова Р.А. Размышления о работе с младшими школьниками по русской народной тематике. // Начальная школа. – 2016. - №2. – с 51-53
  5. Большая советская энциклопедия. /Главный редактор Б.А. Веденский.Т.27. - М., 1954. – 661с.
  6. Вавилова Н. С. Еще раз о пословице // Начальная школа – 2014 - №3-с.12-13.
  7. Васильев И.Н., Матвеев М.Н. Новый подход к изучению детского фольклора // Начальная школа – 2017 - №12.-с.12-14.
  8. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 2020.
  9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону, 2015. – 576с.
  10. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 2017. – С.28
  11. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2018.
  12. Гоноболин Ф.И. Психология. - М.: Просвещение, 2013.-с.304.
  13. Горецкий В.Г. Устное народное творчество. Занятиеи чтения в 1-м классе – М., 2019.-348с.
  14. Горький А.М. О литературе. Литературно-критические статьи. - М., 2012.
  15. Гусейнаева Л.А. Легенды и мифы. // Начальная школа. – 2013. - №9. – с. 28-31
  16. Детская литература / Под. ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 2019.- 399 с.
  17. Иванов Н., Мельников И. Литературоведческий аспект методики чтения на материале фольклорных жанров // Начальная школа. – 2014. - №3.
  18. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа. // Начальная школа, - 2010. - №5. – с. 20
  19. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 2015. – 103 с.
  20. Коробова Н. Программа «Русское народное творчество» - основа для формирования продуктивного национального самосознания» // Начальная школа. - 2019. - №3. – с.56.
  21. Литвинова Е.И. Всех скороговорок не перевыскоговоришь. // Начальная школа, - 2017. - №6. – с. 28
  22. Львов М.Р. Методы развития речи младших школьников. – М., 2015
  23. Львов М.Р. Речь дошкольников и пути ее развития. – М.: Просвещение, 2015. – 176с.
  24. Львова М.Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на занятиее. // Начальная школа. - 2018. - №4. – с.19
  25. Львова М.Е. Русские народные сказки на занятиее и на внеклассном занятии. // Начальная школа.- 2011. - №12. – с.12
  26. Маранцман В.Г. Возрастные и индивидуальные – типологические различия восприятия школьниками художественных текстов.// Вопросы психологии. – 2015. - №5. – с. 54-61.
  27. Матюхина М.В., Михальчик Т.С. и др. Психология младшего школьника. – М.: Просвещение, 2016. – 208с.
  28. Мельников М. Охраняйте родники фольклора. // Искусство в ДОУ. – 2011. - №1.- с.26.
  29. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2017. – 240с.
  30. Методика развития речи на занятиях русского языка. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2011. – 240с.
  31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: «Академия», 2013. – 456с.
  32. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. - Минск, «Народная асвета», 1968. – 104с.
  33. Обучение в 3 классе: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы, книга 1 / Под редакцией Б.И.Фоминых. - М.: Просвещение, 2018. – 195 с.
  34. Обучение в 4 классе: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы, книга 1 / Под редакцией Б.И.Фоминых. - М.: Просвещение, 2019. – 248 с.
  35. Обучение во 2 классе: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы, книга 1 / Под редакцией Б.И. Фоминых. - М.: Просвещение, 2017. – 179 с.
  36. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1960. – 900с.
  37. Павлова Л. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание. – 2020 - №4. – с.18-20.
  38. Павлова Л. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание – 2020 - №10. – с.23-25.
  39. Павлова Л. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание. – 2011 - №2.-21-22.
  40. Павлова Л. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание. – 2011 - №4. – с.38-39.
  41. Павлова Л. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание. – 2011- №6. – с.46-47.
  42. Пономаренко Л.И. К изучению темы “Устное народное творчество”. // Начальная школа, - 2019. - №10-11. – с. 51
  43. Порошина Н.А. Введение учащихся в фольклор как условие творческого развития дошкольников – 68с.
  44. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля. В 2-х т. Т.1.- М., 2014. -383с.
  45. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) В 2-х ч. Ч.1./ Составители Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – М.: Просвещение, 2011.– 320с.
  46. Психофизиология младшего школьного возраста. // Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка: Учебное пособие. – М., 2010. – 212 с.
  47. Пшеницина Н. Фольклор как предмет школьного изучения. // Искусство в ДОУ – 2014 - №1.-120с.
  48. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 2019. – 431с.
  49. Розенталь Д.Э. Культура речи. – М., 2014.
  50. Русская грамматика. – Т. 1. – М., 2020. – С.11
  51. Русская народная сказка / В.П.Аникин. – М.: Просвещение, 2017. – 208с.
  52. Русские пословицы и поговорки. / Под ред. В.П.Аникина. – М., 2018. – 431с.
  53. Русский фольклор: Проблемы изучения и преподавания / Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2019. – 139с.
  54. Сединкина В.Ф., Матущак Н.Г. Языковые возможности пословиц и поговорок. // Начальная школа, - 2012. - №12. – с. 67
  55. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. М.: Просвещение, 2012. – 304с.
  56. Синцова А.А. Использование на занятиях элементов устного народного творчества.// Начальная школа, - 2016. - №5. – с.16
  57. Синцова А.А. Поэзия слова. // Начальная школа, - 2018. - №3.- с. 45-46
  58. Сказки. /Сост. Ю.Г.Круглов. – М., 2018. – 544 с.:
  59. Степных В.А. Использование пословиц и поговорок в учебном процессе. // Начальная школа, - 2018. - №5. – с.12
  60. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. – М., 2020.
  61. Ушинский К.Д. Методические занятиеи К.Д. Ушинского. - М.: Просвещение, 1956. - с.18-44.
  62. Хлыстолова А.Н. Литературное развитие средствами фольклора (на материале пословиц) // Начальная школа. – 2016. - №1. – с.35.
  63. Ширяева Н. Русское народное творчество (экспериментальная работа). // Искусство в ДОУ. – 2014. - №1. – с.12.
  64. Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост. В.И.Новиков.- М.: Педагогика, 2018. – 416 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское