Введение
1 Теоретические и методические основы разработки оптимального «социального пакета» и мер социальной защиты работников
1.1 Меры социальной защиты работников: виды, характеристика, условия применения
1.2 Методы оценки оптимальности социального пакета и мер социальной защиты работников
2 Анализ актуального состояния системы социальной защиты работников и состав «социального пакета» в «-»
2.1 Общая характеристика деятельности «-»
2.2 Анализ кадровых показателей «-»
2.3 Анализ системы социальной защиты «-»
2.4 Анализ состава «социального пакета», действующего в организации в настоящее время и оценка его эффективности на примере «-»
3 Рекомендации по оптимизации социального пакета и мер социальной защиты работников в «-»
Заключение
Список использованных источников
Ни одна сфера человеческой деятельности не может достичь значительных результатов без труда. Как и в других сферах экономики, производительный труд в производстве является основой экономического роста, благосостояния всего населения, достойной жизни и свободного развития человека. Поэтому очень важно создать необходимые условия (технические, организационные и экономические) для такого труда и обеспечить нормальные отношения между участниками производственного процесса - владельцами рабочей силы (работниками) и владельцами средств производства (работодателями). [14]
Соблюдение норм социальной защиты работников на предприятиях на должном уровне снижает текучесть рабочей силы работников на предприятиях и позволяет им участвовать в государственных программах развития, что способствует повышению эффективности производства, стабилизации социальных условий и увеличению прибыли предприятий. Таким образом, интересы работников и производительности труда на предприятиях тесно связаны с интересами работников и менеджмента на предприятиях, так как они напрямую связаны с уровнем социальной защиты работников. Поэтому взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты должно рассматриваться не только на уровне общества в целом, но и на уровне социальных групп, конкретных бизнес-групп (предприятий), семей и отдельных граждан. Основной целью социальной защиты является оказание необходимой помощи лицам, находящимся в трудных жизненных условиях.10]
Если социальная защита работников российских компаний будет правильно структурирована, она может и должна решить проблемы, с которыми неизбежно сталкиваются быстрорастущие компании, особенно в части управления персоналом.
Объект исследования: персонал коммерческого банка.
Предмет исследования: социальная защита работников, работающих на предприятии.
Целью работы является разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование работы по социальной защите работающих и оптимального социального пакета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить меры социальной защиты работников;
- изучить методы оценки оптимальности социального пакета и мер социальной защиты работников;
- проанализировать состояние системы социальной защиты работников в «-»;
- проанализировать состав "социального пакета" в «-» и его эффективность;
- разработать рекомендации по оптимизации социального пакета и мер социальной защиты работников в «-».
Вопрос управления персоналом рассматривался в трудах зарубежных ученых, среди которых следует отметить М. Армстронга, П. Боксалла, Ж. Годфура, Г. Десслера, П. Лонга, Р. Марра, С. Тайсона, Г. Шмидта и др.
Среди ученых СНГ ведут активную работу и занимаются исследованием в этой области такие ученые, как Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование», Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Мотивация в управленческой деятельности, Зайцев Л.Г., Соколова М.И.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОПТИМАЛЬНОГО «СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА» И МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ
1.1 МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ: ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА, УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
Определение "социальная защита" - очень широкое понятие. Оно рассматривается как на конституционном уровне как обеспечение прав и свобод граждан, так и на частном уровне как защита прав и потребностей работников предприятий. Социальная защита означает не только предоставление помощи и поддержки определенным категориям работников (например, работникам предприятий с ограниченными возможностями).
Социальная политика предприятия должна быть направлена на поддержку каждого работника в отдельности, при условии, что он обеспечен соответствующими мерами. Социальная защита - это комплекс конкретных мер, направленных на решение определенных экономических, социальных и правовых вопросов, которые гарантируют право работников на достойную и обеспеченную жизнь..[22]
Если вернуться к пирамиде человеческих потребностей, то можно увидеть, что в каждой организации существует несколько направлений социальной защиты:
- обеспечение оптимальных условий труда, позволяющих сотрудникам эффективно зарабатывать деньги для нормальной жизни;
- создание новых вакансий и должностей для создания и поддержания мотивации сотрудников;
- обеспечение условий для безопасной работы и создание возможностей для профессионального развития сотрудников организации;
- предоставление финансовых выплат сотрудникам, когда в течение жизни они переживают потерю, несчастный случай или трагедию, влияющую на их трудовую жизнь (например, рождение ребенка, несчастный случай на производстве, потеря близкого человека). [7]
Гармоничное сочетание всех вышеперечисленных условий влияет на первичные и вторичные потребности работников и создает сильные стимулы для их профессионального развития.
Надлежащее соблюдение всех требований и норм по социальной защите работников может значительно снизить текучесть кадров, а также повысить участие в государственных программах развития и мотивацию сотрудников. Это, в свою очередь, повышает производительность компании, стабилизирует доходы, увеличивает прибыль организации и предотвращает дисгармонию среди сотрудников. [50]
Социальную политику организации можно представить как план. Если есть цель, то есть и средства для ее реализации. Фактически, каждый сотрудник имеет огромную ценность в формулировании и реализации социальной политики компании.
Основными инструментами регулирования социальной политики на предприятиях являются инструменты реализации социальной политики, такие как социальные выплаты, финансовые пособия и фонды, социальные программы, компенсационные выплаты, заключение коллективных договоров и трудовых соглашений.[6]
На сегодняшний день существуют международные документы и основные положения законодательной базы Российской Федерации, в соответствии с которыми можно определить основные принципы социальной защиты работников предприятий:
- социальная защита государством и обществом в целом правильного и бережного отношения к людям и реализации их права на комфортный труд, свободный выбор профессии, места работы и образования, обеспечение оптимальных условий для трудовой деятельности, компенсацию утраты трудоспособности и охрану здоровья;
- обеспечение социальной справедливости в трудовых отношениях - право на гигиену и безопасность труда, адекватное вознаграждение за труд, меры по охране здоровья работников, социальные пособия в случае болезни, адекватную денежную компенсацию в случае потери трудоспособности, профессиональную, социальную и медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших на производстве;
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/
2 Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / Майкл Армстронг, Стивен Тейлор. – 14-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, Прогресс книга, 2018. – 1038 с.
3 Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.:
Академия, 2017. – 224 с.
4 Ворожейкин, И.Е. Управление социальным развитием организации - Мн: Тесей, 2018. - 310 с.
5 Гибсон, Д. Л. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ИНФРА-М, 2019 - 660 с.
6 Генкин Б.М. Управление человеческими ресурсами / Б.М. Генкин. –
М.: Инфра-М, 2019. – 464 с.
7 Глик, Д. И. Эффективная работа с персоналом : практическое пособие / Д. И. Глик. – 2-е изд. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 144 c.
8 Гончаров, В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: В 3-х т. - Мн.: Тинпик, 2020. - 176 с.
9 Дацко, С.Н. К вопросу о формировании положительного имиджа предпринимателя в сознании гражданского общества // Российское предпринимательство. - №9 - 2020. - 98 с.
10 Зильберман, М. Консалтинг: Методы и технологии / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2017. - 432 с.
11 Зигерт, В. Руководить без конфликтов / Зигерт В., Ланг Л.; сокр. пер. с нем; - М.: Экономика, 2019. - 245 с.
12 Иванова С. Развитие потенциала сотрудников / С. Иванова, Д.
Болдогоев. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 284 с.
13 Кибанов, А.Я. Стратегическое управление персоналом: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2018. - 138 с.
14 Кибанов А.Я. Основы управление персоналом / А.Я. Кибанов. – М.:
Инфра-М, 2019. – 448 с.
15 Колбачев Е.Б. Управление персоналом / Е.Б. Колбачев. – М.: Феникс,
- – 384 с.
16 Корпоративное управление в современной России: опыт и перспективы. М.: ИКСУ, 2017. - 120 с.
17 Костин, А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для России // Менеджмент. №3. - 2018. - 113 с.
18 Костин, А.Е. Социальная ответственность в корпоративном управлении: эффективная капитализация // Корпоративное управление. - 2017. - №3. - 64 с.
19 Лапина, Н.Ю. Социальная ответственность бизнеса: какое будущее // Мировая экономика и международные отношения. №6. - 2019. - 74 с.
20 Магура, М. И. Организационная культура как средство успешной реализации безнес-изменений // Управление персоналом. 2018. № 1. - 68 с.
21 Макаренко, О.В. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. Мн.: «Сигнал». 2018. - 146 с.
22 Малинин Е. «Условие процветания или самопожертвование». // Бизнес Академия, № 2, февраль 2020 г. - 79 с.
23 Маусов, Н. К. Эффективность системы управления персоналом: Социально-экономический аспект: Учебное пособие. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2019. - 283 с.
24 Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. Портфель надежных
технологий / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. – М.: Дашков и ко, 2017. – 344 с.
25 Мескон, М.Х. и др. Основы менеджмента. Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. М.: Дело, 2018. - 456 с.
26 Мустаева, Ф. А. Социальная политика на промышленном предприятии: вопросы теории и практики // Социальная политика и социология. 2017. № 1. - 105 с.
27 Мескон, М. Основы менеджмента/ Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.; пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 2017. - 398 с.
28 Моргунов, В.И. Цены и эффективность вложений в подготовку рабочей силы. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2018. - 147 с.
29 Норберт Том. Развитие персонала как инструмент управления предприятием // Теория и практика управления, № 2. - 2017. - 401 с.
30 Одегов Ю.Г. Управление персоналом / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. –
М.: Юрайт, 2019. – 532 с.
31 Папонова Н.Е. Обучение персонала компании / Н.Е. Папонова. – М.:
Финпресс, 2018. – 176 с.
32 Почекина, В.В. Мировая экономика: избранные научные труды / Минск: Право и экономика, 2020. - 684 с.
33 Роик, В.Д. Социальная защита работников в процессе труда: Проблемы теории и практики. - Мн., 2018. - 234 с.
34 Рубин, Ю.Б. Теория и практика предпринимательской ответственности. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2019. - 584 с.
35 Русинов Ф. Конкурентоспособность: образование, информационный потенциал, принятие управленческих решений. // Консультант директора, №2(14), январь 2020. - 74 с.
36 Социальная политика, уровень и качество жизни: Словарь / Под общ. ред. В.Н. Бобкова, А.П. Починка. - Мн.: Изд-во ВЦУЖ, 2019. - 397 с.
37 Социальная политика градообразующего предприятия: материалы науч.-практ. конф. / под ред. Ф. А. Мелиховой (отв. ред.), Г. А. Кудрявцевой, 2018. - 56 с.
38 Социальная политика: парадигмы и приоритеты : моногр. / под общ. ред. В. И. Петрова. Мн., 2020. - 104 с.
39 Травин В.В. Управление человеческими ресурсами / В.В. Травин,
М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – М.: РАНХиГС, 2019. – 128 с.
40 Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия. - Мн.: Тинпик, 2018. - 304 с.
41 Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Тесей, 2020. - 512 с.
42 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - Мн.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2018. - 423 с.
43 Шакирова И. Тренинги для персонала / И. Шакирова. – М.: Речь,
- – 144 с.
44 Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации. -4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ПЧУП «Светоч», 2019. - 214 с.
45 Эффективность системы управления персоналом: Социально- экономический аспект / Под ред. Ю.Годегова. - Мн.: Тесей, 2018. - 274 с.
46 Armstrong, M. Handbook of Human Resource Management. 12-th Edition. 2019
47 Hidi S., Harackiewicz J.M. Motivating the corporatelly unmotivated: A critical issue for the 21st century // Review of Educational Research, №70(2), 2018, p. 151-179
48 Законодательство РФ - https://www.consultant.ru/
49 Официальный сайт - - https://alfabank.ru/
50 Финансовый маркетплейс - https://www.banki.ru/