ВВЕДЕНИЕ
- ПОНЯТИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА, ЕГО ФУНКЦИИ И РОЛЬ В МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
1.1. Понятие мерчандайзинга, его основные цели, задачи и направления
1.2. Виды организации мерчандайзинга, его функции
- ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
2.1 ОАО «ДОМО»
2.2 ООО ТТЦ «Солитон» (Сеть магазинов «Белая техника»)
2.3 ОАО «Модный Континент» магазин «Инсити»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день довольно широко распространена торговля без продавца. Современным менеджерам торговых предприятий приходиться принимать сложные решения и творческий подход относительно продвижения товара и представления его в магазине. В условиях конкуренции и постоянных быстрых изменений в рыночной среде принятие таких решений становится делом нелегким, но в тоже время необходимым: ведь в случае успеха доходы могут превысить ожидания.
За последние годы развития маркетинга все большее внимание стали уделять таким инструментам, которые лишь с недавнего времени начали признаваться как полноценные и эффективные способы воздействия на поведение потребителей тех или иных товаров. К таким инструментам относится мерчендайзинг. Мерчендайзинг необходим для того, чтобы потребители заметили и купили именно вашу продукцию, а не продукцию конкурентов. Он позволяет повысить имидж марки и закрепить ваш товар в сознании покупателей как продукцию, лидирующую на рынке. Актуальность темы подтверждается, что каждый предприниматель заинтересован в увеличении продаж своего товара или услуг. Как правило, в России оно достигается с помощью контроля за стратегиями рекламы и ценообразования. Зная тонкости психологии потребителя, можно существенно увеличить уровень продаж и поднять имидж сервисной организации за счет эффективной стратегии материализации обслуживания.
Объектом данной курсовой работы по маркетингу являются изучение темы мерчендайзинга.
Предмет исследования является улучшение организации продаж и привлечения покупателей.
Целью исследования является исследование теоретических аспектов и практического опыта применения мерчендайзинга как способа улучшения организации продаж и привлечения покупателей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие мерчендайзинга;
- изучить основные методы улучшения организации продаж и привлечения покупателей;
- рассмотреть особенности мерчендайзинга на предприятиях торговли;
- Проанализировать опыт российских компаний по использованию мерчендайзинга в качестве метода привлечения покупателей.
Методологической основой исследования явились посвященные изучаемой проблеме труды отечественных ученых, таких как: М.И. Баканов, А.П. Градов, В.В. Ковалев, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, В.М. Родионова, Р.С. Сайфулин, А.Д. Шеремет.
Теоретической основой исследования являются следующие методы: горизонтальный анализ, который предполагает изучение абсолютных показателей статей отчетности организации за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку; вертикальный анализ – представление данных отчетности в виде относительных показателей через удельный вес каждой статьи в общем итоге отчетности и оценка их изменения в динамике; факторный анализ и анализ финансовых коэффициентов.
Методологической основой исследования послужили законодательные и нормативные документы РФ, труды российских и зарубежных экономистов, работы научно-исследовательских и учебных центров, материалы периодической литературы по вопросам финансового менеджмента.
-
ПОНЯТИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА, ЕГО ФУНКЦИИ И РОЛЬ В МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
1.1. Понятие мерчандайзинга, его основные цели, задачи и направления
Жесткий ритм жизни не дает продавцам расслабиться в связи с огромной конкуренцией товаров и ограниченными финансовыми возможностями потребителей. Должное понимание необходимости применения определенной системы продвижения продукции на рынок и, как следствие, активная работа и развитие в этом направлении обеспечивают бесспорные конкурентные преимущества.
Считается, что мерчандайзинг создан для максимального удобства потребителей в местах продаж. Однако для руководителей крупных компаний мерчандайзинг значит гораздо больше, и недооценивать его нельзя. Применяя данный рычаг управления, можно наиболее выигрышно и выгодно показать товар, существенно повлиять на выбор покупателя и побудить его приобрести больше продукции, нежели им самим планировалось.
Мерчендайзинг — это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, группы товаров без помощи продавца. [11, с .6]
Мерчандайзинг следует рассматривать как философию или самостоятельную науку, которая использует ряд психологических приемов влияния на покупателя, что способствует увеличению объема проданного товара. Для компании важно проводить такие действия наряду с проведением рекламных акций, созданием и поддержанием собственного имиджа и т.д.
Мерчандайзинг — понятие обобщенное, эта технология включает в себя не только хорошие коммуникации, отличную работу персонала, главное — это достижение такой необходимой гармонии посетителя и места продаж, чтобы посетитель чувствовал себя легко, комфортно, свободно и удобно. Побуждая покупателя к покупке, мерчандайзинг одинаково значимо работает и в направлении маркетинга, и в направлении сбыта.
Для достижения указанных целей в первую очередь важно разработать план действий и стратегию. В большинстве литературных изданий, а также интернет-публикаций авторы выделяют следующие направления мерчандайзинга:
− организация запаса;
− грамотное расположение товара в зале продаж и на полочном пространстве;
− эффективное представление предлагаемого товара;
− атмосфера места продаж;
− качество обслуживания покупателя.
Данные аспекты выделяют не случайно. Рассмотрим их подробнее.
Организация запаса. Прежде всего, необходимо рассчитать необходимое количество товаров в торговых точках и на складе. Если изделие пользуется большим спросом, то в таком случае требуется постоянное присутствие его на стеллажах магазина. Расчет необходимого запаса осуществляется пропорционально продажам. Если это количество будет рассчитано неверно, то в определенный момент возможно даже полное отсутствие товара на прилавках, соответственно возможность продать «как можно больше товара» будет упущена. А если покупатель пришел именно за вашей продукцией и не обнаружил ее? Скорее всего он расстроится, купит товар конкурента, и тогда возникнет риск потерять своего покупателя навсегда.
Расположение товара. Ассортимент товара устанавливается из расчета многих факторов: цеповой политики магазина (в дорогих элитных магазинах предлагается товар по соответствующей цене), его специализации, спроса на продукцию и т.д.
Продукция выкладывается блоками по разработанной схеме, чтобы покупателю было легче сориентироваться в поиске нужного товара. Искусству выкладки мы посвятим отдельную главу и подробно разберем ее несколько позднее. Выкладка включает множество аспектов, среди которых — популярность товара, расположение полок взале продаж и многое другое. Выкладка зависит также и от типа товара.
Основные типы товара:
− товары народного потребления, за которыми покупатель приходит в магазин чаще всего, такие товары быстро продаются;
− стандартные товары — приобретаются покупателем реже, но являются необходимыми;
− товары, рассчитанные на импульсную покупку;
− товары специального назначения (для специализированных магазинов).
Эффективное представление. Рабочее пространство должно содержаться в чистоте и не наносить ущерб общему имиджу. Площадь магазина рациональнее использовать максимально. Желательным является расположение продукции в выигрышных местах торгового зала, использование дополнительных точек продаж, находящихся отдельно от общей выкладки продукции, что дает возможность покупателю еще раз обратить внимание на тот или иной продукт и повлиять таким образом на покупку. Но стоит отметить, что если было использовано дополнительное место продаж для определенного продукта, то это не означает, что этого продукта не должно быть в наличии на основном прилавке, а скорее наоборот. Посещая магазин неоднократно, покупатель так или иначе привыкает к месту расположения товара и будет искать его именно там, где ранее уже видел или покупал.