Введение
Глава 1 Теоретический обзор маркетинговых исследований
конкурентоспособности товара предприятия
1.1 Сущность маркетингового исследования конкурентоспособности
товара предприятия
1.2 Особенности, достоинства и недостатки видов маркетинговых
исследований конкурентоспособности товара предприятия
Глава 2 Анализ результатов маркетинговых исследований
конкурентоспособности товара розничного торгового предприятия
ООО «Агроторг Пятерочка» и разработка предложений
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
розничного торгового предприятия ООО «Агроторг Пятерочка»
2.2 Результаты первичного маркетингового исследования
конкурентоспособности товара предприятия
2.3 Выводы и предложения по результатам проведенного исследования
Заключение
Список литературы
Несмотря на кризисные реалии в мировой и российской экономике, тренд на рост потребления товаров и услуг, в особенности первой необходимости, большинством граждан Российской Федерации сохраняется. Отмечается сохранение и повышение платежеспособного спроса по ряду продуктовых позиций на различные товары и услуги.
Данные обстоятельства, естественным образом, способствуют росту объемов розничной торговли, в том числе продовольствием в городах России различного размера.
Такая ситуация опосредовала развитие различных форматов розничной торговли, в первую очередь, в мегаполисах и крупных городах, концентрирующих массовый платежеспособный спрос. Стремительное развитие розницы предопределило усиление конкуренции в этой сфере, усугубляемое кризисными явлениями. Естественным решением торгующих организаций в таких условиях было решение о диверсификации своей деятельности и расширении арсенала присутствия, что проявилось в усилении проникновения сетевой розницы различных форматов в регионы, их региональные центры и малые и средние города.
В процессе реализации деятельности по упрочнению рыночных позиций в новых условиях сетевые магазины столкнулись с сопротивлением уже существующих локальных сетей, магазинов традиционной формы торговли и продовольственных рынков, традиционно играющих существенную роль в снабжении продовольствием населения в регионах. Борьба за конечный потребительский спрос, локализованный в региональных муниципальных образованиях, остро поставила вопросы об удержании и перспективном росте рыночных долей участников розничной торговли. Решение этих вопросов напрямую связано с необходимостью управления конкурентоспособностью торгового предприятия.
Актуальность темы работы заключается в том, что особенностью розничной торговли является то обстоятельство, что большинство торговых предприятий реализуют сходную однотипную продукцию, конкуренция по параметрам которой, вследствие этого, практически не возможна. Поэтому в современных условиях анализ и выбор маркетинговых решений, направленных на управление конкурентоспособностью розничного торгового предприятия, представляется актуальным и своевременным.
Целью данной работы является маркетинговое исследование конкурентоспособности товара ООО «Агроторг Пятерочка».
Для достижения цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
- определить сущность маркетингового исследования конкурентоспособности товара
- изучить особенности, достоинства и недостатки видов маркетинговых
исследований конкурентоспособности товара
- дать краткую организационно-экономическую характеристику
торгового предприятия ООО «Агроторг Пятерочка»
- провести первичное маркетинговое исследование конкурентоспособности товара ООО «Агроторг Пятерочка»
- сделать выводы и предложения по результатам проведенного исследования
Объектом исследования курсовой работы является компания ООО «Агроторг Пятерочка».
Предмет исследования – конкурентоспособность колбасных изделий компании ООО «Агроторг Пятерочка».
Глава 1 Теоретический обзор маркетинговых исследований
конкурентоспособности товара предприятия
1.1 Сущность маркетингового исследования конкурентоспособности
товара предприятия.
В современном обществе особое место и значение приобретают информационные процессы и ресурсы. Именно они в современном мире первая причина, как больших удач, так и неудач, катастроф.
Информация становится ключевым фактором успешной деятельности предприятия.
Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинга, но он, также, выполняется в процессе их реализации и контроля. Информация, необходимая для маркетингового анализа, собирается в процессе проведения маркетинговых исследований. Проведение маркетинговых исследований – важнейшая составляющая аналитической функции маркетинга. Отсутствие подобных исследований чревато самыми неблагоприятными последствиями для фирмы.
Маркетинговые исследования – это систематический сбор, обработка и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности организации в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию управленческих решений.
Маркетинговые исследования проводятся фирмой с целью решения определенной проблемы или их совокупности и разработки на этой основе маркетинговой стратегии. Необходимость маркетинговых исследований связана с активным процессом расширения производства и появления новых технологий во всех сферах производства и обращения товаров и услуг, информатизацией производства и распределения продуктов, ростом социальных и культурных потребностей потребителей, с эволюцией маркетинга как философии и инструментария предпринимательства.
Основными целями при проведении маркетинговых исследований являются:
– определение возможностей и проблем маркетинга на предприятии;
– снижение уровня неопределенности при принятии управленческих решений;
– планирование маркетинговых мероприятий;
– разработка, уточнение и оценка контроля исполнения маркетинговых решений.
Объектами маркетинговых исследований могут быть:
- Рынок. Как правило, представляет наибольшей интерес для маркетологов и руководителей организаций. В основном здесь изучаются тенденции и процессы развития рынка, структура и география рынка, емкость, динамика продаж, состояние конкуренции, барьеры рынка, влияние на рынок step-факторов, а также, возможности и риски.
- Потребители. К ним относятся индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также, корпоративные клиенты. Предметом исследования в данном случае являются мотивационные факторы, определяющие поведения потребителей на рынке, структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательского спроса.
- Конкуренты. В условиях жесткой конкурентной борьбы результаты такого рода исследования позволяют занять выгодное положение по сравнению с конкурентами. В сферу интересов предприятия попадают доля рынка конкурентов, их слабые и сильные стороны, реакции потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, производственный, трудовой потенциал, а также, организация управления деятельностью.
- Товар. Основной целью исследования является проверка соответствия технико-экономических показателей и качества товаров запросам и требованиям потребителей. Исследования позволяют получить ценные данные о потребительских свойствах товара: дизайн, упаковка, форма, цвет, цена, сервис, эргономика, функциональность. Данные исследования, также, позволят разработать оптимальный товарный ассортимент, повысить конкурентоспособность и определить основные направления деятельности предприятия.
- Цена. В качестве объектов исследования здесь выступают издержки по статьям калькуляции, степень влияния конкуренции (сравнение технико-экономических показателей и потребительских параметров товаров других предприятий), поведение и реакция потребителей на цены товаров (эластичность спрос). В результате выбираются наиболее оптимальные соотношения «затраты-цены» и «цена-прибыль».
- Товародвижение и потоки. Изучаются торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения с целью выявить наиболее эффективные пути, способы и средства оперативного доведения товара до конечного потребителя.
- Системы стимулирования сбыта и рекламы. Изучение поведения поставщиков, посредников, покупателей, эффективности рекламы позволяют установить наиболее благоприятный период времени для стимулирования сбыта товаров, разработать эффективную PR компанию, создать благоприятное отношение к предприятию и его товарам, разработать систему эффективных коммуникационных связей.
- Реклама. Исследования в этой области предполагают апробацию средств рекламы (предварительное испытание), сопоставление фактических и ожидаемых результатов от рекламы. Вышеуказанные данные позволяют принимать решения по активизации рекламных кампаний, вести поиск новых способов воздействия на потребителей, повысить интерес к продуктам.
- Внутренняя среда организации. Ее изучение ставит целью определение реального уровня конкурентоспособности организации в результате сопоставления факторов внешней и внутренней среды. Именно здесь даются полные ответы на вопросы о том, что нужно сделать, чтобы деятельность организации успешно адаптировалась к динамично развивающимся факторам внешней среды.
- Комплексное исследование. С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют комплексное исследование. Так, очень сложно отделить друг от друга такие направления (объекты) исследования, как рынок, потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребители формируют свое поведение в определенной рыночной среде. Проводя опросы потребителей, изучается не только их покупательское поведение, но мнение и оценки, характеризующие состояние рынка, уровень конкурентоспособности продуктов, оцениваются те или иные факторы внешней среды, т. е. может одновременно проводиться маркетинговое исследование по всем выделенным направлениям.
Следует отметить, что все маркетинговые исследования осуществляются в двух направлениях: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организаций в целом, так и ее маркетинговой деятельности.