Введение
1 Теоретические аспекты формирования мотивации трудовой деятельности
1.1 Понятие, функции и виды мотивации трудовой деятельности
1.2 Методы мотивации труда
2 Понятие стимулирования трудовой деятельности
3 Анализ мотивации и стимулирования персонала в ООО «Мастер» Города Саранска
3.1 Система мотивации и стимулирования персонала предприятия ООО «Мастер»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема мотивации персонала на протяжении многих лет остается одной из самых важных в ряду проблем управления персоналом. Каждый руководитель стремится к тому, чтобы персонал работал более результативно. Готовность и желание персонала качественно выполнять свою работу является одним из главных факторов успешной работы организации. Практика показывает, что механическое принуждение к труду не может дать высокого положительного результата. Против воли и желания человека, от него нельзя добиться полной отдачи. Человек персонифицирует каждую задачу, имея желание, настроение и систему ценностей.
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Разработать эффективную систему форм и методов управления человеком можно, лишь зная то, что им движет, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные мотивы, как и каким способом мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Повысить результативность труда можно через познание структуры мотивов и потребностей работников, через конкретные мероприятия по выражению им признания руководителем и по стимулированию на высокие результаты, через улучшение информационной структуры и структуры принятия решений посредством улучшения общения.
Результативность труда работников зависит не только от односторонних требований и поощрений, но и от взаимного уважения и партнерства.
Проблемы мотивации довольно часто имеют центральное значение в жизни организации. Сотрудники тогда мотивированы, когда приносят пользу организации с радостью, воодушевлением, готовностью выполнять задание, увлеченностью.
Все вышесказанное определило выбор темы настоящего исследования, его цели и задачи.
Цель работы - рассмотреть процесс мотивации трудовой деятельности.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и функции мотивации трудовой деятельности;
- охарактеризовать основные методы мотивации труда;
- определить взаимосвязь стимулирования и мотивации трудовой деятельности.
Объектом исследования является система управления персоналом организации в современных условиях.
Предметом исследования явились социально-трудовые, экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе развития мотивации персонала.
Информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных специалистов в области экономики, психологии, социологии, менеджмента, изучения трудовых отношений и поведения людей, публикации специализированных журналов, электронные ресурсы сети Интернет по исследуемой теме.
Структура работы состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и заключения.
- Теоретические аспекты формирования мотивации трудовой деятельности
1.1 Понятие, функции и виды мотивации трудовой деятельности
Термин «мотивация» впервые появился в 1813 г. в работе А. Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания» и определялся как «причинность, видимая изнутри». Трудовая мотивация привлекала внимание задолго до появления самого термина - с момента возникновения организации и необходимости подчинять действия занятых в ней людей ее целям и задачам. В начале ХХ в. стали предприниматься серьезные попытки поиска эффективных методов мотивации, выходящие за рамки инструментов экономического принуждения. По утверждению Ли Якокки, когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть - в мотивации людей.
Все определения мотивации можно свести к двум основным группам:
мотивация рассматривается со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов. Типичным в данном подходе может служить определение мотивации, данное О.С. Виханским и А.И. Наумовым, как совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей;
мотивация рассматривается как динамичное образование, процесс. Типичным в рамках второго подхода является определение М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури: мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Подходы дополняют друг друга и являются отражением сторон мотивации как явления. Это позволяет дать комплексное определение мотивации как процесса побуждения к деятельности, направленного на формирование мотивов трудового поведения под воздействием как внешних, так и внутренних факторов [1, с.76].
«Двойственность» в понимании мотивации способствовала появлению и развитию двух классов теорий мотивации - содержательных и процессуальных. Первая теория анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию, и направлена в большей степени на выявлении потребностей людей (теории А. Маслоу, Ф. Херцберга, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда). С работами В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера связано появление процессуальных теорий. Они рассматривают мотивацию в виде процесса и акцентируют внимание на когнитивных предпосылках поведения, которые реализуются в мотивации и деятельности. Впоследствии это привело к возникновению теориям справедливости и атрибуции, которые внесли дополнительный вклад в развитие представлений о мотивации.
Различают три вида мотивации:
Нормативная мотивация побуждение человека к определенному поведению при помощи убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.;
Принудительная представляет из себя использование власти и угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им требований;
Стимулирующая оказывает воздействие не на саму личность, а на внешние обстоятельства с помощью определенных благ - стимулов, побуждающих работника к определенному виду поведению.
Для того, что бы разработать и создать мотивационную модель, необходимо использовать системный и процессный подходы. Системный подход представляет взгляд на мотивацию, как на открытую социо -техническую систему. Процессный подход представляет мотивацию как непрерывный процесс появления новых мотивов.