Курсовая работа|Журналистика

Основные тенденции развития музыкальной журналистики

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2022 | Страниц: 29

Введение

  1. Основные понятия музыкальной журналистики

1.1. Понятие, объект и функции музыкальной журналистики

1.2. История музыкальной журналистики

  1. Современная музыкальная журналистика

2.1. Современные формы музыкальной журналистики

2.2. Новые задачи современной музыкальной журналистики

Заключение

Список литературы

Журналисты общественно-политических изданий знают: статьи о музыке, написанные музыкальными критиками, годятся только для специальной прессы, рассчитанной на профессиональную аудиторию – музыкантов. Для прессы универсальной, массовой требуются принципиально иные тексты о музыке – такие, которые могут разбудить у читателя интерес к этому удивительному искусству и дать ключ к пониманию его особого языка. Это означает, что, кроме музыкальной критики как формы самопознания и самооценки творческой деятельности содружества композиторов и исполнителей, должна существовать особая область журналистской деятельности – музыкальная журналистика, ведущая разговор о музыке с широкой аудиторией. И эта область деятельности начала формироваться.

Сегодня понятие «музыкальная журналистика» уже становится привычным. В музыкальных учебных заведениях даже появилась специализация «музыкальный журналист». Однако ясности по поводу того, что характеризует музыкальную журналистику, чем она отличается от музыкальной критики, ни в общественном сознании в целом, ни в профессиональном сознании журналистов и музыкантов пока нет. Это указывает на то, что перед наукой встаёт новая проблема – выявить, в чем состоит специфика данной разновидности журналистской деятельности, и определить черты, которые выводят ее за рамки традиционной музыкальной критики.

Как известно, предназначение журналистики состоит в том, чтобы удовлетворять потребности человека и общества как сложной динамической системы в массовой информации, выступающей в качестве средства интеграции людей, средства организации их взаимодействия. Предметом отображения журналистики является социальная действительность в целом – общественная жизнь во всех её проявлениях, все её сферы. Одна из них – культура, включающая в себя как особый сегмент музыкальную жизнь общества. Таким образом, музыкальная жизнь входит в предметную область журналистики, и это оказывается одной из предпосылок возникновения в ней особого звена, сконцентрированного на отражении процессов музыкальной действительности.

Другая предпосылка обусловлена непосредственно структурой информационных потребностей общества, на основе которых формируется система функций журналистики – её общественных обязанностей . В числе их на современном этапе есть функция, определяемая как культурно-формирующая. Необходимость реализации этой функции применительно к музыкальному сегменту общественной жизни также предопределяет формирование особой области журналистики. Нужно сразу пояснить: музыкальная критика выполнить эту функцию не может, поскольку её предназначение связано с развитием музыкальной культуры как процесса созидания музыкальных моделей мира, и она ориентирована на коммуникации «посвящённых». Берёт на себя эту функцию музыкальная журналистика.

 Есть и ещё одна предпосылка для становления музыкальной журналистики как особого вида творческой деятельности журналиста. Она связана с теми различиями, которые существуют в «алфавите» музыки как рода творчества и в «алфавите» журналистики, производящей массовую информацию. Музыка имеет свой достаточно сложный язык, образующий нотный текст, сопровождаемый специальными терминами. Тому, кто получил музыкальное образование, он легкодоступен, а вот для тех, кто не посвящён в премудрости музыкальной грамоты, – нуждается в адаптации. Разговор о музыке в широкой прессе должен вестись с учётом этого обстоятельства и во многом – для этого. Языком массовой информации является язык фактов и образов, и для того, чтобы «приспособить» его к общению на почве музыки, нужны специальные сведения. И они есть: это законы музыкального восприятия, которые требуется учитывать при «переводе» языка музыки на язык массовой информации. Это и есть третья предпосылка возникновения музыкальной журналистики как особой области журналистского творчества.

Актуальность этой работы состоит в том, что журналистика является достаточно изученной профессиональной областью, несмотря на то, что она постоянно меняется, так как оперативно реагирует на эволюцию общества. Но исследователи зачастую отдают своё предпочтение вопросам о новых типах и видах СМИ, политике СМИ, функциональности СМИ и т.д. Однако всё же остаются по каким-то причинам малоисследованными некоторые области журналистики. К их числу относится и музыкальная журналистика.

Цель данной работы — определить основные тенденции развития музыкальной журналистики. Для этого нам потребуется решить следующие задачи:

  • изучить понятие, функции музыкальной журналистики
  • изучить историю музыкальной журналистики
  • рассмотреть формы современной музыкальной журналистики
  • рассмотреть новые задачи современной журналистики
    Объект исследования: музыкальная журналистика.

Предмет исследования: функции и формы современной музыкальной журналистики.

Методы  исследования: анализ, синтез.

Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
    • Понятие, объект и функции музыкальной журналистики

Музыкальная журналистика как одно из направлений журналистики уже признано как в научном пространстве, так и в профессиональном сообществе. Исследователь А. Э. Семенова отмечает, что на территории России первые журналистские публикации о музыке появились в XVIII–XIX веках и были посвящены форме нового общения людей – концертам в салонах. С тех пор в отечественной науке не сформировалось не только теоретической базы музыкальной журналистики, но и устоявшегося определения данного термина.

Определить границы музыкальной журналистики пытаются как ученые в области журналистики, так и музыковеды. В своих трудах исследователи стремятся разграничить понятия «музыкальная журналистика» и «музыкальная критика», а также соотнести музыкальную журналистику, музыковедение и арт-журналистику (культурную журналистику).

Автор учебного пособия «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» Т. А. Курышева на сегодняшний день считается исследователем, внесшим наиболее весомый вклад в обоснование музыкальной журналистики. На ее работу ссылаются практически все ученые, занимающиеся вопросами музыкальной журналистики и критики. Т. А. Курышева пытается разграничить данные понятия, доказывая их принципиальную разницу. Исследователь выдвинула идею о том, что музыкальная журналистика вышла не из критики, а наоборот – критика из журналистики.

Возникновение музыкальной журналистики Т.А.Курышева объясняет необходимостью «разъяснения сложного музыкального процесса». Затем эта деятельность вышла на качественно новый уровень – музыкальной критики, чему способствовало развитие общественно-художественного сознания.

 По мнению ученого, музыкальная критика «отражает характер мыслительной деятельности», а музыкальная журналистика – «форму реализации особой музыкально-литературной деятельности». Следовательно, через музыкальную журналистику реализуются как оценочная мысль (критика), так и просветительство – «популяризация и пропаганда любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс». Ученый разделяет музыкальную критику на два подвида: музыкальнокритическая мысль (оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления) и музыкально-критическая журналистика (направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных); а также все труды, созданные в этом жанре).

Исследователь П. Л. Свердлов  говорит о двояком определении музыкальной журналистики. По мнению ученого, материалы, относящиеся к музыкальной журналистики можно разделить на две вида: публикации СМИ на тему музыки и публикации, являющиеся «специфической формой литературно-художественной критики».

Иной подход к разграничению музыкальной критики и журналистики предлагает А. Э. Семенова : по стилистике текста и типу аудитории. Авторами критических материалов являются музыковеды, следовательно, язык их текстов будет отличаться наличием специализированных терминов, в публикациях будут присутствовать отсылки к фактам и событиям, известным узкому кругу читателей. И рассчитаны данные материалы на профессионалов в музыкальной сфере. В то время как журналистские тексты ориентированы на «обывательские массы» и их задачами являются просвещение, разъяснение, воспитание и побуждение стремиться к развитию.

М. Г. Чурсинова вслед за А. Э. Семеновой утверждает, что для содружества музыкантов и композиторов критика выступает «формой самопознания и самооценки». Также исследователь отмечает, что данные материалы содержат большое количество терминов и подходят для специализированных медиа. В свою очередь материалы, относящиеся к музыкальной журналистике, распространяются в массовых изданиях и рассчитаны на широкий круг потребителей.

  1. Музыкальное искусство в современном социуме : сборник / редактор-составитель А. В. Крылова. — Ростов-на-Дону : РГК им. С.В. Рахманинова, 2014. — 364 с. — ISBN 978-5-93365-069-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66268
  2. Шак, Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста. На материале художественного и анимационного кино : учебное пособие / Т. Ф. Шак. — 4-е, стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. — 384 с. — ISBN 978-5-8114-5127-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/134055
  3. Базилевич, М.В. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ТГИК КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКОВЕДА-ПРОСВЕТИТЕЛЯ / М.В. Базилевич // Вестник Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. — 2015. — № 2. — С. 48-51. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/297627
  4. Катаев, П.В. МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕДИА В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГООБРАЗИЯ / П.В. Катаев // Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. — 2018. — № 1. — С. 104-116. — ISSN 2073-6681. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/310511
  5. Птушко, Л.А. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВЫХ «МИКСТОВ» / Л.А. Птушко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2014. — № 4. — С. 20-27. — ISSN 2220-1769. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/292606
  6. Основы музыкальной журналистики : учебное пособие / под общ. ред. Л.А. Птушко ; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки. – Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (ННГК), 2014. – 80 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312225
  7. Птушко, Л.А. Основы драматургии музыкальных программ ТВ, радио : учебное пособие для студентов музыкальных вузов / Л.А. Птушко ; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, Кафедра музыкальной журналистики. – Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (ННГК), 2013. – 48 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312262
  8. Сластенкин, Р.И. От замысла к воплощению: особенности профессионально-творческого процесса в журналистике : монография / Р.И. Сластенкин. – Москва : Лаборатория книги, 2012. – 99 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140279

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Журналистика
2018 год 40 стр.
Курсовая Тенденции развития Интернет СМИ в странах Европы и США
katyakatya
Курсовая работа Журналистика
2015 год 33 стр.
Курсовая Стилистические черты качественной журналистики
Alcofribas
Курсовая работа Журналистика
2015 год 23 стр.
Курсовая Информационные жанры журналистики на ТВ
Alcofribas

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское