Введение
- Основные понятия музыкальной журналистики
1.1. Понятие, объект и функции музыкальной журналистики
1.2. История музыкальной журналистики
- Современная музыкальная журналистика
2.1. Современные формы музыкальной журналистики
2.2. Новые задачи современной музыкальной журналистики
Заключение
Список литературы
Журналисты общественно-политических изданий знают: статьи о музыке, написанные музыкальными критиками, годятся только для специальной прессы, рассчитанной на профессиональную аудиторию – музыкантов. Для прессы универсальной, массовой требуются принципиально иные тексты о музыке – такие, которые могут разбудить у читателя интерес к этому удивительному искусству и дать ключ к пониманию его особого языка. Это означает, что, кроме музыкальной критики как формы самопознания и самооценки творческой деятельности содружества композиторов и исполнителей, должна существовать особая область журналистской деятельности – музыкальная журналистика, ведущая разговор о музыке с широкой аудиторией. И эта область деятельности начала формироваться.
Сегодня понятие «музыкальная журналистика» уже становится привычным. В музыкальных учебных заведениях даже появилась специализация «музыкальный журналист». Однако ясности по поводу того, что характеризует музыкальную журналистику, чем она отличается от музыкальной критики, ни в общественном сознании в целом, ни в профессиональном сознании журналистов и музыкантов пока нет. Это указывает на то, что перед наукой встаёт новая проблема – выявить, в чем состоит специфика данной разновидности журналистской деятельности, и определить черты, которые выводят ее за рамки традиционной музыкальной критики.
Как известно, предназначение журналистики состоит в том, чтобы удовлетворять потребности человека и общества как сложной динамической системы в массовой информации, выступающей в качестве средства интеграции людей, средства организации их взаимодействия. Предметом отображения журналистики является социальная действительность в целом – общественная жизнь во всех её проявлениях, все её сферы. Одна из них – культура, включающая в себя как особый сегмент музыкальную жизнь общества. Таким образом, музыкальная жизнь входит в предметную область журналистики, и это оказывается одной из предпосылок возникновения в ней особого звена, сконцентрированного на отражении процессов музыкальной действительности.
Другая предпосылка обусловлена непосредственно структурой информационных потребностей общества, на основе которых формируется система функций журналистики – её общественных обязанностей . В числе их на современном этапе есть функция, определяемая как культурно-формирующая. Необходимость реализации этой функции применительно к музыкальному сегменту общественной жизни также предопределяет формирование особой области журналистики. Нужно сразу пояснить: музыкальная критика выполнить эту функцию не может, поскольку её предназначение связано с развитием музыкальной культуры как процесса созидания музыкальных моделей мира, и она ориентирована на коммуникации «посвящённых». Берёт на себя эту функцию музыкальная журналистика.
Есть и ещё одна предпосылка для становления музыкальной журналистики как особого вида творческой деятельности журналиста. Она связана с теми различиями, которые существуют в «алфавите» музыки как рода творчества и в «алфавите» журналистики, производящей массовую информацию. Музыка имеет свой достаточно сложный язык, образующий нотный текст, сопровождаемый специальными терминами. Тому, кто получил музыкальное образование, он легкодоступен, а вот для тех, кто не посвящён в премудрости музыкальной грамоты, – нуждается в адаптации. Разговор о музыке в широкой прессе должен вестись с учётом этого обстоятельства и во многом – для этого. Языком массовой информации является язык фактов и образов, и для того, чтобы «приспособить» его к общению на почве музыки, нужны специальные сведения. И они есть: это законы музыкального восприятия, которые требуется учитывать при «переводе» языка музыки на язык массовой информации. Это и есть третья предпосылка возникновения музыкальной журналистики как особой области журналистского творчества.
Актуальность этой работы состоит в том, что журналистика является достаточно изученной профессиональной областью, несмотря на то, что она постоянно меняется, так как оперативно реагирует на эволюцию общества. Но исследователи зачастую отдают своё предпочтение вопросам о новых типах и видах СМИ, политике СМИ, функциональности СМИ и т.д. Однако всё же остаются по каким-то причинам малоисследованными некоторые области журналистики. К их числу относится и музыкальная журналистика.
Цель данной работы — определить основные тенденции развития музыкальной журналистики. Для этого нам потребуется решить следующие задачи:
- изучить понятие, функции музыкальной журналистики
- изучить историю музыкальной журналистики
- рассмотреть формы современной музыкальной журналистики
- рассмотреть новые задачи современной журналистики
Объект исследования: музыкальная журналистика.
Предмет исследования: функции и формы современной музыкальной журналистики.
Методы исследования: анализ, синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы.
- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
- Понятие, объект и функции музыкальной журналистики
Музыкальная журналистика как одно из направлений журналистики уже признано как в научном пространстве, так и в профессиональном сообществе. Исследователь А. Э. Семенова отмечает, что на территории России первые журналистские публикации о музыке появились в XVIII–XIX веках и были посвящены форме нового общения людей – концертам в салонах. С тех пор в отечественной науке не сформировалось не только теоретической базы музыкальной журналистики, но и устоявшегося определения данного термина.
Определить границы музыкальной журналистики пытаются как ученые в области журналистики, так и музыковеды. В своих трудах исследователи стремятся разграничить понятия «музыкальная журналистика» и «музыкальная критика», а также соотнести музыкальную журналистику, музыковедение и арт-журналистику (культурную журналистику).
Автор учебного пособия «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» Т. А. Курышева на сегодняшний день считается исследователем, внесшим наиболее весомый вклад в обоснование музыкальной журналистики. На ее работу ссылаются практически все ученые, занимающиеся вопросами музыкальной журналистики и критики. Т. А. Курышева пытается разграничить данные понятия, доказывая их принципиальную разницу. Исследователь выдвинула идею о том, что музыкальная журналистика вышла не из критики, а наоборот – критика из журналистики.
Возникновение музыкальной журналистики Т.А.Курышева объясняет необходимостью «разъяснения сложного музыкального процесса». Затем эта деятельность вышла на качественно новый уровень – музыкальной критики, чему способствовало развитие общественно-художественного сознания.
По мнению ученого, музыкальная критика «отражает характер мыслительной деятельности», а музыкальная журналистика – «форму реализации особой музыкально-литературной деятельности». Следовательно, через музыкальную журналистику реализуются как оценочная мысль (критика), так и просветительство – «популяризация и пропаганда любой публицистики, направленной на музыкально-культурный процесс». Ученый разделяет музыкальную критику на два подвида: музыкальнокритическая мысль (оценочный подход к музыкальному искусству во всех формах его проявления) и музыкально-критическая журналистика (направленная на музыкальное творчество профессиональная оценочная деятельность, реализуемая в специальных текстах (письменных или устных); а также все труды, созданные в этом жанре).
Исследователь П. Л. Свердлов говорит о двояком определении музыкальной журналистики. По мнению ученого, материалы, относящиеся к музыкальной журналистики можно разделить на две вида: публикации СМИ на тему музыки и публикации, являющиеся «специфической формой литературно-художественной критики».
Иной подход к разграничению музыкальной критики и журналистики предлагает А. Э. Семенова : по стилистике текста и типу аудитории. Авторами критических материалов являются музыковеды, следовательно, язык их текстов будет отличаться наличием специализированных терминов, в публикациях будут присутствовать отсылки к фактам и событиям, известным узкому кругу читателей. И рассчитаны данные материалы на профессионалов в музыкальной сфере. В то время как журналистские тексты ориентированы на «обывательские массы» и их задачами являются просвещение, разъяснение, воспитание и побуждение стремиться к развитию.
М. Г. Чурсинова вслед за А. Э. Семеновой утверждает, что для содружества музыкантов и композиторов критика выступает «формой самопознания и самооценки». Также исследователь отмечает, что данные материалы содержат большое количество терминов и подходят для специализированных медиа. В свою очередь материалы, относящиеся к музыкальной журналистике, распространяются в массовых изданиях и рассчитаны на широкий круг потребителей.