Введение
1 глава
Информация в постцифровом мире: от печатной культуры СМИ к Интернет-культуре и конвергентным редакциям
1.1. Гипертекстуальность как основная форма подачи информации в постцифровом мире
1.2.Медиакоммуникации нового поколения. Понятие транзакции и «new media» («новые медиа»)
1.3. Эволюция аудитории: от потребителя к пользователю
1.4. Перспективы печатной прессы в постцифровом мире
А) Традиционалистская точка зрения на перспективы развития печатных СМИ;
Б) «Радикальный» взгляд на будущее печатных изданий в эпоху беспредметной передачи информации
1.5. Понятие «конвергентность» и фундаментальные принципы работы «конвергентной редакции»
2 глава
Мультиплатформенная стратегия развития как ответ на «вызовы времени» со стороны традиционныхпечатных СМИ (на примере Издательского дома «Коммерсант»)
2.1.Использование редакцией «Коммерсанта» мультимедийного подхода и нескольких «параллельных платформ» как метод борьбы за аудиторию
2.2. «Коммерсант» как конвергентная структура под одним брэндом
3 глава
Развитие специализированных (узкотематических) СМИ на конвергентной основе на примере НП ПЦ «Глагол».
3.1.Использование редакцией НП ПЦ «Глагол» мультимедийного подхода и нескольких «параллельных платформ» как метод борьбы за аудиторию (Печатные издания и издательская деятельность; радиопроекты и телевизионное производство; интернет и социальные медиа)
3.2.Диверсификация медиаконтента как способ продвижения (на примере специальной акции «Пасхальный подарок» и информационного кампании «Колокол «Соборный»)
Заключение
Список литературы
Печатные СМИ во всем мире расширяют спектр возможностей распространения информации, чтобы занять более выгодное положение в современном медиа-ландшафте с растущим влиянием новых медиа. Издатели изучают модели поведения своей аудитории и приходят к выводу, что для привлечения потребителя новостей и информации XXI века необходимо переходить от специализации на одном печатном продукте к мульти-медийному подходу, укрепляющему брэнд.
Так что такое новые медиа? Несбыточный миф для издателей или реальные открывающиеся интерактивные возможности привлечения современных читателей? Действительно ли стоит задуматься об этом? Или это далекое будущее? Все эти вопросы очень актуальны в данный момент времени. Доказательством тому явно наметившаяся тенденция появления мультиплатформенных СМИ. Как показывает практика именно этот путь развития выбирают современные традиционные печатные издания. Не исключение – Издательский дом «Коммерсант» и НП ПЦ «Глагол».
За прошедшие 15 лет новые коммуникационные технологии стали причиной многочисленных изменений в повседневной жизни. Уже, начиная с 1980х годов, в обиход постепенно вошли электронная почта, видеоконференции, голосовые сообщения, голосовая почта и другие современные коммуникационные технологии. И уже в 90-е годы в полной мере стало ощутимым воздействие мировой паутины (Internet), предоставившей новые возможности для связи и общения людей как между собой так и со всемирной базой данных. В результате коренным образом изменилась система построения общения и коммуникации между людьми и, конечно же, огромное влияние появление новых коммуникационных технологий оказало на систему СМИ.
Десять, пятнадцать лет назад никто не мог предположить, что у газеты, как главного носителя информации, аналитической информации возникнет конкурент столь мощный, что газеты не просто будут учитывать его присутствие, а будут пользоваться его возможностями.
Данная работа посвящена проблемам возникновения и развития мультиплатформенных монобрендовых СМИ, выросших на базе печатных изданий. На примере Издательства «Коммерсант» и НП ПЦ «Глагол» автор рассматривает возможности конвергентных редакций и основные преимущества мультимедийных СМИ в постцифровом пространстве. Актуальность настоящей работы обусловлена динамичным развитием современных технологий и появлением СМИ нового уровня – так называемых «новых медиа», активно конкурирующих с традиционными СМИ; а также активным процессом преобразования редакций издательских в мультиплатформенные СМИ, под одним брендом объединяющие интернет-редакцию, традиционные СМИ всех типов (радио, ТВ, печать), а также активно использующие возможности «новых медиа».
На данном этапе необходимо научное осмысление практики последних лет. В сфере печатной прессы сейчас особенно остро встает вопрос о теоретическом осмыслении таких новых для отечественной журналистики понятий как «новые медиа», «гипертекстовость», «интерактивность» и ряда других. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка проанализировать процесс медиаконвергенции на примере монобрэндов.
Цель данной работы – выявить основные особенности современных мультиплатформенных СМИ и определить главные тенденции их развития в условиях постцифрового пространства.
Объект исследования – современная конвергентная среда функционирования средств массовой информации, обусловленная прогрессом информационных и коммуникационных технологий.
Предмет исследования – трансформация конвергентного контента (степень диверсификации) в различных медийных средах (на примере двух информационных кампаний, затронувших все СМИ, входящие в холдинг НП ПЦ «Глагол» и Издательский дом «Коммерсант»)
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать литературу, посвященную проблемам теоретического осмысления процессов, протекающих в современных печатных СМИ;
- Ввести определения таких ключевых понятий как «гипертекстовость», «интерактивность», «новые медиа» и ряда других;
- Оспределить особенности мультимедийных редакций в системе современных СМИ.
- Выявить основные причины формирования мультиплатформенных брендов и сформулировать преимущества и недостатки подобной стратегии развития.
Чтобы осуществить данное исследование автором используются различные методы. Прежде всего, изучение и анализ различной литературы по данному вопросу. Автор обращается к материалам лекционных выступлений и мастер-классов современных российских и западных журналистов. Во второй и третей частях данного исследования используется также метод контент-анализа.
Библиография работы включает монографии, учебные пособия, статьи в научных и научно-популярных журналах, справочники, словари, тексты выступлений ведущих специалистов, занимающихся исследованиями в медиасфере.
1 глава.
Информация в постцифровом мире: от печатной культуры СМИ к Интернет-культуре.
1.1.Гипертекстуальность как новая форма подачи информации в СМИ в постцифровую эпоху.
Специалисты медиаиндустрии отмечают, что мир постепенно входит в постцифровую эпоху. Тема перехода от цифровой эры в эпоху постцифровую активно обсуждалась в ходе 42-ого Всемирного рекламного конгресса международной организации International Advertising Association (IAA), который в 2010 году впервые прошел в России (Москва, 12-14 мая 2010 г.)
Рич Райли, старший вице-президент «Yahoo!», и Никеш Арора, президент по глобальным продажам и развитию бизнеса «Google» дают следующие основные характеристики постцифровому миру:
- высоко персонализированные коммуникации;
- наличие динамического и кастомизированного контента (направленного на конкретного потребителя).
В том, что на Западе постцифровая эпоха уже наступила, не сомневается Майкл Мэнденхолл, старший вице-президент и директор по маркетингу Hewlett-Packard. В России же и в Индии, по его мнению, еще и цифровая эпоха толком не началась. А по оценкам Жана де Витта, старшего вице-президента «Hachette Filipacchi Shkulev», проникновение интернета и мобильных «девайсов» в России еще настолько низкое (в отличие, кстати, от того же Китая, где аудитория мобильного маркетинга, со слов Сэра Мартина Соррелла из WPP, достигла 700 млн. человек), что телевизор пока остается главным медиаканалом. Но в целом рынок растет, и в каждом сегменте медиа можно видеть включение все новых элементов.
В постцифровом мире на основе широкополосных цифровых средств доставки данных в Интернет-канале можно передавать любой вид изобретенных к настоящему времени медиаданных.
1.2.Медиакоммуникации нового поколения. Понятие транзакции и «new media» («новые медиа»).
В настоящее время односторонняя массовая коммуникация постепенно эволюционирует до более интерактивной или так называемой транзактной связи.
Традиционные СМИ (радио, телевидение, печать) в настоящее время активно используют интерактивные методы взаимодействия с аудиторией (голосование с помощью СМИ, викторина, интерактивное игровое шоу, смс-чат, голосовой чат, голосовой портал). Сам термин «интерактивность» в широком смысле можно определить как способность информационно-коммуникационной системы, без участия человека, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.
В данном смысле, возможность позвонить или отправить SMS в какую-то телевизионную программу во время эфира еще не есть польноценная интерактивность. Хотя, если вся информация, полученная от телезрителей или пользователей, будет определенным образом обрабатываться, освещаться в эфире в текущем времени (или с небольшой задержкой), и на ее основе будут вырабатываться конкретные решения (из достаточно большого множества имеющихся), то эту систему можно будет назвать интерактивной (в общем квази интерактивной).
Так же не является интерактивностью способность людей общаться в форумах и создавать сообщества. Однако с активным развитием интернета интерактивность выходит на абсолютно новый уровень.
Новые коммуникационные технологии, заодно с услугами массовой коммуникации, предоставляют своим пользователям межличностное общение. Кроме того, интерактивные компоненты отдельных новых коммуникационных технологий сглаживают различия между такими классическими понятиями, как «отправитель» и «получатель» информации. Эти 2 понятия долгое время были главными составляющими модели массовой коммуникации.
Характеристики новых технологий заставляют исследователей выйти за пределы традиционный массовой коммуникаиции. Эту новую область можно назвать «транзактной медийной коммуникацией», при этом «Транзакция означает смену ролей – переход к таким межличностным коммуникативным отношениям, в которых каждая сторона может по очереди выступать в роли отправителя, получателя, передатчика информации. Таким образом, происходит обмен информацией, определенными знаками, а в результате и конкретными знаниями. Медийная означает, что эти технологии по-прежнему включают в себя медиакомпонент».
Противоположную точку зрения еще в середине 90х высказал исследователь Уильям Диззарт. Он утверждал, что новые коммуникационные технологии нельзя назвать «масс-медиа» в привычном значении этого понятия. От традиционных масс-медиа их отличает особая природа, децентрализованное производство и интерактивный формат.
«Исторически масс-медиа означали централизованное производство стандартизированной информации и развлекательной продукции, поставлемой огромной аудитории по отдельным каналам.
Новые электронные медиа модифицировали все эти условия. Наиболее значительным их новаторством стало распространение голосовой, печатной и видеопродукции по обычным электронным каналам, часто в двустороннем интерактивном формате, предоставляющем потребителям больший контроль над тем, какой именно сервис они выбирают, когда они хотят его получить и в какой форме»[1].
Новые медиа (new media) — термин, призванный охватить появившиеся в конце XX века цифровые и сетевые информационные технологии и коммуникативные методы. Большинство технологий, описываемых как «новые медиа», являются цифровыми и подразумевают информацию, собранную, обработанную, представленную и распространяемую с использованием компьютеров, цифрового монтажа и интернета, также новые медиа характеризуются такими качествами, как интерактивность, мультимедийность, объективность, беспристрастность и емкость. Наиболее яркие примеры новых медиа — это онлайн-СМИ, социальные сети, интернет-сообщества, мультимедийные проекты-ролики, компьютерные игры на CD и DVD.
Термин «новые медиа» появился в противовес «старым», «статичным» средствам создания и распространения информации, таким как печатные СМИ (журналы и газеты) и телерадиовещание.
Новые медиа создали и свой особый язык повествования - цифровой рассказ или цифровое повествование (digital storytelling) — обновленный жанр повествования, активно использующий цифровые инструменты.
Понятие цифрового рассказа происходит прежде всего из необходимости освоения различных инструментов (помимо основного — будь то текст, фото, видео или аудио) профессиональными журналистами, продиктованной глобальными изменениями на рынке СМИ. Сегодня для того чтобы произвести и доставить информационный продукт аудитории, журналист зачастую выступает в роли мультидисциплинарного рассказчика.
Результатом цифрового повествования, как правило, выступают достаточно короткие ролики-рассказы, часто интерактивные.
В журналистике этот термин также применяется к разным новым формам цифрового повествования (повествовательные онлайн-проекты, интерактивные истории, гипертексты, нарративные компьютерные игры).
Цифровые медиа (digital media), в противовес аналоговым медиа, — форматы создания и распространения информации, задействующие цифровые технологии (цифровой звук, цифровое видео и другой цифровой контент). Цифровые медиа представляют собой следующий виток развития по сравнению с аналоговыми медиа или "старыми" медиа", к которым относят все традиционные средства массовой информации, т.е. телевидение, радио, газеты, журналы, кино, видео.
Новые медиа базируются на принципе мультимедийности. Понятие "Мультимедиа" (Мultimedia) – термин, характеризующий коммуникативные и потребительские возможности компьютера: сочетание текстовой, визуальной и аудиоинформации; способы преобразования, редактирования и хранения данных разного типа; возможность различных коммуникаций вовне - вывод на печать, соединение с видео, телевидением и телефонией, "общение компьютеров" в сетях и т.д. Означает также конвергенцию различных типов данных.
В этом значении "мультимедиа" стал потребительским термином, служащим для ориентации пользователей компьютеров в разнообразных функциональных возможностях последних.